Как меня трясло при адаптации
Я чувствовала себя ужасно, не понимала, как помочь ребенку и себе. Я закопалась в чувстве вины и безысходности
Часть 53. Как меня трясло при адаптации
Читать все записи в блоге Натальи Сумской
До принятия в семью Алины я прекрасно знала про адаптацию ребенка, хотя информации практически не было. Она появилась на форумах совсем недавно.
Конечно, догадывалась, что будет адаптация и у меня, приемной мамы, к новой дочке. Но по наивности считала, что ничего сложного здесь не будет. Я ведь дома, в своей среде. В моей жизни появится просто новый ребенок! Ну да, со своим характером. Но я ведь опытная мама. Но не тут-то было!
Привыкала очень долго и муторно. Может быть, Алине даже в чем-то было легче, чем мне. Сперва я давала себе установки: только бы продержаться первую неделю, потом – протянуть как-нибудь первый месяц, потом — первые три месяца и так далее.
Почему-то люди, которые не прошли через это испытание, считают, что любовь, чувство ответственности и т.д. появятся сами собой. Но это не так. Все гораздо сложнее. Как я ни старалась, как ни изворачивалась, но раздражение и недовольство вылезали со всех щелей. Может, это только со мной было так?
Вопреки стереотипному мнению, что дети будут благодарны и счастливы от прихода в семью, Алина благодарна не была. Может, только моя такая? Почему-то думаю, что не только.
Дети, пришедшие в семью из детдома, считают, что все и все им должны. Теоретически я это знала, но почувствовать это на своей шкуре не пожелаешь даже врагу! Беречь вещи, игрушки, убирать за собой, это понятия не для детдомовских детей.
Мне было очень трудно научить дочку гигиене, аккуратно посещать туалет. Почему-то дочка считала, что смывать и мыть за собой она не обязана, «убирать не буду», «помой сама». Принимать душ, зачем? «Я не испачкалась». Меня прям дергало из-за этого. И я поражалась своей несдержанности и злости.
Была критическая точка, когда я просто ушла из дома, чтобы не наделать глупостей. Грязь в доме, которую развела Алина, я терпела, пыталась приучить дочку убирать за собой.
Вечные баночки с супом, коробочки со вторым, просто куски еды (колбасы, пирожков, хлеба…) и т.д., спрятанные по всему дому в разных углах. Еда портились, пахла. Мне приходилось все это находить и убирать. Я, конечно, возмущалась, пыталась объяснить, что так нельзя делать.
Когда дочка испортила входную железную дверь, почиркав ее гвоздем и выдрав замок за запрет гулять, я уже ругалась, но смогла сдержаться. А когда Алина назло, за запрет целый день играть в игры и смотреть мультики, сломала компьютер и телевизор с интервалом в две недели, я не выдержала. Раскричалась, орала, как сумасшедшая. Но все равно, смогла устоять. Афобозольчик хорошая штука, реально помогает.
Но когда Алина порезала обшивку дивана, я не вытерпела. У меня в глазах потемнело от гнева, я поняла, что это конец. Быстренько побежала к подружке, и она отпаивала меня чаем с валерьянкой.
Поэтому не надо говорить, что родные дети тоже себя так ведут. Они неспособны даже повторить того, что вытворяют приемные дети. Я не возьмусь считать, сколько разбито посуды, сломано и порвано вещей, оторвано обоев, поцарапано мебели и т.д. за первые три года нашей совместной жизни. Поэтому родных и приемных детей нельзя сравнивать, они разные.
Не надо мне говорить, что Алина была психически больна. Уверяю вас, не была. Эта так ломают психику психотравмы, полученные в родной семье и детдоме. Я думаю, еще пять возвратов усугубили проблему.
Если вы вдруг человек гневливый, то беда вам. Если вы, наоборот, мягкий, беда двойная! Приемный ребенок сядет вам на голову и ножки свесит. И никакой благодарности, никакой!
Я заметила, что обратно в детский дом Алина не хотела, но тут просто расчет. Она с первых дней тщательно взвешивала своим умом «за» и «против» пребывания в семье. И не всегда в семье было лучше! Иногда кричала: «Ты меня задолбала, верни в детдом!»
Первые полгода было почти невыносимо. Сопровождение семьи — это миф. При обращении за этой помощью я слышала общие фразы: «Ну это такие дети, что вы хотите» или «Свои тоже бывают сложные» и т. д. Но фокус в том, что приемный — он не свой! Он чужой! И станет ли «своим» — непонятно.
Я думаю, лучше называть все как есть, сразу своими именами: «приемный ребенок» и «приемная мама». Не надо строить иллюзий, их и так много возникает без повода. Потом будет легче воспринимать многие неприятные вещи.
Например, Алина одно время рассказывала сказки про своих биородителей. А я в ее глазах превращалась в злодейку, укравшую ребенка.
Она постоянно сравнивала меня со своей мамой, понятно, не в мою пользу. «Ты мне никто!» — это была ее излюбленная фраза.
Однажды я использовала ее, и она сыграла мне «на руку». Алина требовала очередную плюшку, а я произнесла ее любимую фразу: «Ты мне никто! Я делать и покупать не обязана!»
Алина была в замешательстве. Потом устроила очередную истерику. Заметила, дочка всегда устраивала истерики в непонятных для нее ситуациях. Зато стала стараться избегать этой фразы.
Я чувствовала себя ужасно, не понимала, как помочь ребенку и себе. Я закопалась в чувстве вины и безысходности.
Истерики Алины продолжались круглосуточно, без остановок. Поэтому не осуждаю возвраты. У каждой семьи свои ресурсы. И их может просто не хватить на приемного ребенка.
Я не знаю, как повела бы себя я, живя не одна. Может быть, вернула бы Алину? Ведь одно дело, когда трясет тебя одну от выходок дочки, и совсем другое дело, когда достается всем от нее.
У Алины, конечно, были свои претензии ко мне. Она хотела и надеялась получить в моем лице очередную добрую фею, которая обласкает, одарит и побалует. А у меня жесткие требования, которые надо выполнять. Я требую: учиться, заниматься самообслуживанием, выполнять определенную домашнюю работу, требую уважения к себе. Это стало для Алины огромной проблемой. Она шла в семью не для того, чтобы научиться самостоятельности, а для того, чтобы жить лучше, чем в детском доме.
Самое трудное в адаптации — нельзя попасть впросак, постоянно нужно быть начеку. Ребенок проверяет родителя на прочность. Он старается стать «вожаком» в стае, подмять под себя нового родителя. Это очень тяжело, быть всегда на страже. Но здесь ничего не поделаешь, отголоски жизни в системе.
Я перепробовала все кружки, какие могла. Но дочка все побросала. Все мои начинания погибли. Алина ничего не знала по школьной программе, училась очень плохо. Пришлось нанимать репетиторов и самой каждый день по вечерам сидеть с ней за уроками.
Я полностью выдохлась, но знала, что ребенку нужна здоровая мама. Пришлось нанимать няньку. Тем и спаслась.
Прошу всех приемных родителей помнить, что от чужого ребенка первое время нет отдачи. И что бы она появилась, нужно много сил. Поэтому нельзя сразу к приемному ребенку относиться «как к своему». Это бред. Вы просто выгорите и ничего не добьетесь.
Надо постоянно помнить, что у вас есть свои интересы. Давать себе отдых. Если с вами что-то случится, ребёнок вернется в детдом. И не факт, что его возьмет кто-то еще.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Рита
Наталья, спасибо огромное за ваши рассказы о вас с Алиной. Это отрезвляет при желании сделать какого-то ребенка счастливым. И заставляет много раз подумать о своих ресурсах.
Я в какой-то момент поняла, что моя ещё » приемная дочь» просто какой-то энергетический вампир, она на меня посмотрела своим бездомным взглядом ( там прочитать вообще ничего нельзя), а у тебя в жилах кровь закипает и потом хочется рухнуть, или провалиться куда-нибудь.
Они очень травмированы, и таким образом хотят чтобы всем окружающим было также плохо. При чем, чем больше ты доставил удовольствия до этого ( одежда, вкусная еда, развлечения), тем сильнее надо опекунам сделать больно. Такое ощущение, что ребенок мстит, за то что он на какое-то время забыл о своёй боли. Это мое ощущение за нашу дочь.
Александра
Я восхищаюсь вашим терпением и мужеством! Про родных и приёмных — тут сложно сравнивать. У моей родной дочери — шизофрения. А приемный сын — абсолютно нормальный, спокойный мальчик (со своими особенностями, но по сравнению с дочкой — просто ангел). Хотела бы пожелать сил вам с дочкой пройти ваш путь)
Валентина
Приемный ребенок (сын), дома 2 года. Но все эти два года чувствую себя «генералиссимусом»: без постоянных команд ребенок не делал бы ничего и расслабляться нельзя, сразу пытается улизнуть от сложностей, связанных с проживанием в семье. Четко понимаю, что у нас сложились отношения: воспитатель — воспитанник, но принимаю ситуацию такой какая она есть, так как четко вижу, что ребенку обратно в детский дом совсем не охота. Значит жить у нас дома, даже пусть без чувства близкого родства ему комфортней, чем в системе. Сама себе говорю, что самое главное в воспитании сына это показать пример нормального родительства, нормальной семьи, научить его справляться с проблемами. Но отсутствие отдачи от ребенка: он никогда меня не пожалеет, совершенно ни готов кому-то из нас посочувствовать, оно действительно очень жестко выматывает. Наталья, тоже хочу сказать огромное спасибо за искренность.
Катерина
Кошмар какой-то, почему скрывали про возвраты?
марина
Читаю ваш блог и прямо ,как будто про нас пишите . У нас очень похожие ситуации с вами и слышим мы тоже самое что говорят вам ,что вы никто и очень сложно не принимать эти слова близко к сердцу
Сумская Наталья
У нас все наладилось к 5 годам совместной жизни с дочкой.
Evgenia Klevanaya
Наталья, подписываюсь под каждым вашим словом! Про «никто» у меня такая же история! ;)) И про мотивы ребенка жить в семье, про отношение к учебе и обязанностям, что все время проверяют тебя на прочность — все в точку!
Спасибо, что пишите подробно и искренне! Вы все преодолели, как ни было трудно, значит и у других приёмных родителей есть надежда.
Катерина
История просто героическая, если честно. Фильм про Ивана Васильевича и его магнитофоны и портсигары отдыхает.
И как же тяжело все это вытерпеть одной…. Восхищаюсь Вашим мужеством и самоотверженностью.
И смелостью взять ребенка после 5ти возвратов. Я бы на такое не решилась.
Большое спасибо что пишете про такие вещи.
Бывает люди возвращают дети из-за полной ерунды, а тут такие стихийные бедствия ((((
Сумская Наталья
Я не знала про 5 возвратов. Мне рассказали про один. Озвучили причину, я не поверила. Ребёнку ещё нет 10 лет.
Наталия Шварцер
Наталья, спасибо 🙏
Так верно вы все разложили по полочкам.
Так мало такой информации.
Так много приемных мам любят соазу и навсегда и никаких отрицательных эмоций у них нет. Ты читаешь такое и думаешь, какая ты зверюга, они то вон что, а ты?
Спасибо еще раз 🙏
Я так же ошибалась в первые месяцы, пыжась и доказывая сама себе, что приемный ребенок он ведь свой теперь, и надо стараться же любить тут и сейчас. Выгорела окончательно и неизвестно, когда выберусь. Пока ушла в затишье, зализываю раны 😞
Сумская Наталья
Адаптация ребёнка и родителя в среднем 5 лет. Вот это достоверная информация. Вот где-то через 5 лет ребёнок снанет вам родным или произойдёт полное отторжение. Это физиология её нельзя победить. Можно конечно притворяться и терпеть, но себя же не обманешь. Да, и жизнь терпя, такое себе удовольствие. Поэтому возврат не осуждаю, а понимаю. Может конечно, у кого-то адаптация и 1,5 года (по науке), ну тут должны сойтись куча параметров и не факт, что все получится.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.