Гаджеты, телевидение и подростки. Мои девочки, приемная семья

1
721
2

Решила написать о том, что уже сегодня у нас, что волнует и как справляемся. У меня трое детей уже давно были в семье, один из них вырос, и мы приняли в апреле двоих девочек-подростков, 12 и 10 лет

Часть 10. Гаджеты, телевидение и подростки. Мои девочки, приемная семья

Читать все записи в блоге Натальи

Дети жили с асоциальными биородителями, затем пробыли почти три года в системе, прежде чем попали к нам, у них уже были сформировано свое представление о том, что хорошо и плохо, а также, что интересно и нет, нам пришлось узнать, что у них свое представление о «хороших» песнях, фильмах, передачах…

При прохождении курса «Тест -драйв приемного родительства» нам говорили, что взгляды на мир у детей-сирот очень своеобразны, что они могут рассматривать многое через призму своей травмы, что к этому нужно готовиться и учиться понимать. В жизни так оно и оказалось.

У девочек оказался пропущен полностью пласт дошкольной культуры, то есть, ни книг, ни мультиков, ни сказок, ни песенок, ну всего, что окружает с пеленок домашнего ребенка, у них не было. И так как они попали в ДД к школе, то вот, что касается начальной школы, тут худо-бедно, но что-то в их головах отложилось.

Да, можно сказать, за чем эти малышевские «колобки», «теремки», с тихи Чуковского и Барто, Вини-Пух и Лунтик? Этот список огромен, но девочкам-то уже 10 и 12, впереди куча подростковой литературы.

И встала дилемма, как быть? Ну с одной стороны, они «взрослые», для, например, «Снегурочки», но как же жить, не зная этого? Они не слышали, не видели лучшего из детской культуры? Тем более, что наши кровные дочери Настя и Оля просто удивлялись и не верили, как, например, девочки не знают, кто такой «Кот в сапогах».

Мы с мужем подумали, и решили, что ясно, прожить без этого можно, но фундамент изучения культуры строится на детской классике, и как тяжело было бы мне многое понимать, если бы я, например, вдруг забыла все, что читали и показывали мне мои родители в моем нежном возрасте.

И мы решили обязательно показать девочкам все лучшее, что дало человечество детству. Я очень переживала, что они станут сопротивляться и не захотят это принять, но, оказывается, это им все было нужно.

Я договорилась с Настей (ей 14), чтобы она ни показывала больше удивления в том, что девочки многого не знают, а составила бы нам компанию, помогла бы вспомнить детство, заодно и прокомментировав, помнит или нет что-то сама. Сначала с опаской, но потом с большим интересом девочки стали участвовать в нашей программе «Путешествие в детство», так я назвала ее.


Настя или Оля приносили книжку с дошкольным произведением и с восторгом рассказывали, как им ее читали, как им эта книжка нравилось, потом (как бы вспоминая для себя, кто и что из них читал), затем стали играть, будто девочки наши «малышки» пришли домой из садика и мама (я или Оля, Настя) читает им.

Так за два месяца мы прошли от «Колобка» до «Золушки», и вот до октября познакомились почти со всем, что знают обычно дети дошкольного возраста. А также взяли у друзей в «аренду» грудничковые игрушки, неделю веселились погремушками, сортерами, неделю дома стоял шум от разных «музыкальных» современных игрушек для 1–3 лет, но через месяц игрушки стали, наконец, не нужны.

Параллельно встал вопрос о видеокультуре и музыке. Тут мы еще столкнулись с тем что то, что им нравится смотреть и слушать не то, что «не развивает», а вообще идет под грифом +18 или так далеко от вкуса Оли и Насти. Начались споры о том, что можно ли такое смотреть, а какую музыку слушать? Так как я бы очень хотела, чтобы девочки дружили, то споры и обиды мне тут были совсем не нужны. Опять пришлось проводить воспитательно-объяснительные беседы со старшими, дабы они могли меня понять.

Я поясняла, что девочки росли в других условиях, им никто не показывал и не рассказывал то, что надо смотреть и слушать, их культурный мир узкий, выбора почти нет, так как они мало чего знают, что показали в ДД собратья по несчастью, то и смотрят, и надо быть терпимее к девочкам, а если хотят, чтобы вкусы и предпочтения сошлись, то над этим надо работать, вовлекать сестренок, открыть им мир хорошей музыки и, например, фильмов.

И, как и с книгами, Оля и Настя стали потихоньку — по песне, по певцу — с восторгом делиться своими впечатлениями, и, спасибо, наши Сабрина и Мадина стали прислушиваться. Я давала им время слушать и то, что им хотелось, но с уговором, что строго без пошлости и плохих слов.

Вот уже через полгода свершилось еще одно мини-чудо! Девочки теперь восторге и от того, что слушают старшие, и даже лучшее из классики теперь воспринимают с улыбкой, пытаясь вспомнить, где они это слышали уже с нами.

Также и про фильмы. Я поняла, что лучшее из советских мультиков прошло мимо них, и, хотя сейчас время другое, технологии видео — фантастические, но как приятно даже взрослому увидеть старых добрых сказочных героев!

Тут они немного показывали сопротивление, но мы стали просматривать мультики с маленьких, коротких, я сидела рядом и проговаривала сюжет, объясняла, задавала вопросы по теме. По ходу я поняла, что это тоже тяжело — понимать, что смотришь и осмысливать, так как привыкли смотреть быстротекущий видеоряд со спецэффектами и несложным сюжетом.

Я включила им мультфильм «Дикие лебеди» и поняла, что ошиблась, это оказалось сложным для восприятия, девчонки заныли, что им скучно, а когда стала их спрашивать, то поняла, что не поняли вообще, даже такую простую сказку…

Пересмотрела наш план, спустились на более малышовую ступень, начали с «Ну погоди!», «Ох да Ах», смотрели мультики по сказкам Сутеева, про лесных зверюшек, про Мамонтенка, про гномика Васю, а еще про попугая, удава и слоненка, и подобные. По первости это был как урок: садимся, смотрим, обсуждаем. Причем и папа наш тоже с нами смотрел иногда.

Затем придумывали по какой-нибудь игре-обсуждению. Например, придумай интересный вопрос или загадай героя, опиши, мы отгадываем, кто это. Или как бы развивались события, если…, или называем слова, которые были в мультике, или взрослый пишет фразу — начало истории, которую смотрели, сворачивает листок, и каждый пишет по одному предложению, не читая то, что написали другие.

А еще понравилось им такая игра: пишем вопросы как анкету для героев, и каждый за своего героя отвечает, а потом все вместе читаем. Ну тут фантазия безгранична, главное, чтобы появилась цель — зачем смотреть детский мультик, сказку.

С детскими фильмами было то же самое, но к ним мы обратились через три месяца, когда я увидела, что девчонки мои с удовольствием посмотрели длинный мультик «Путешествие Нильса с гусями» и поняли сюжет.

Начали с «Новогодних приключений Маши и Вити», этот фильм я обыграла так, что у нас день новогоднего праздника, вспоминали, как проводили, где, когда, с кем, нарисовали по игрушке на елку. Немного необычно летом. Вырезали и приклеили на мою елку из бумаги, и под конец эта сказка зашла на ура. И все смеялись над знакомыми нам и новыми для девочек героями, постоянно уговаривали папу не спойлерить сюжет. Да, мне немного было грустно видеть, что мои деточки не знали этого раньше, но уж лучше поздно, чем никогда.

И так потихоньку мы открыли для них и лучшие сказки Роу, и лучшие советские фильмы, потихоньку и до классики зарубежного детского кино добрались, за 6 месяцев они просмотрели почти все лучшее, и, главное, мы обсудили, поговорили о том, зачем и почему сняли тот или иной фильм, что хотел сказать автор книги или режиссер, а это очень важно.

Конечно, я показала им только лучшее, а это лишь верхушка огромного айсберга детской культуры, но главное, и мои старшие повторили многое для себя, да и второе чудо тоже пришло! Сабрина и Мадина теперь любят смотреть и слушать то, что и мы, они верят в то, что мы предложим только что-то интересное, и они готовы узнать все, что мы им предлагаем, а это очень важно. Я считаю, само это может и не прийти, над этим надо работать, о вкусах не спорят, но вкусы детей надо искусно формировать.

А как вы думаете?

Какие книги читают у вас в семье? Какие фильмы предпочитают смотреть дети?

Фото — автора.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

2 комментария
  • Юлия

    Как же повезет Сабрине и Мадине! Только порадоваться за девчонок могу и пожелать вашей семье самого доброго.

    6 октября 2024
    • Наталья

      Спасибо!

      7 октября 2024