Всегда перед съемкой я стараюсь подробнее узнать о детях, видеоанкеты которых нужно создать

Часть 84. «Диагноз — это и есть ребенок»

Читать все записи в блоге Дмитрия

Я об этом уже рассказывал в своем блоге. Чем больше информации я знаю, тем точнее и глубже будет видеоанкета.

Помимо бытовых и каких-то жизненных моментов приходится затрагивать тему диагнозов, и они бывают разные: задержка развития, умственная отсталость…

Иногда из уст педагога это звучит так, будто диагноз — это и есть ребенок. Как будто на этом можно поставить точку.

Помню, однажды, меня привели к мальчику и сказали: «Он очень отстает в развитии, ему сложно выполнять даже самые простые задания, поэтому берите игрушки попроще, иначе не справится».

Я слушал, кивал и думал о том, что я пойду все равно иным путем. Вместо предложенной пирамидки я достал конструктор посложнее. Мальчик сначала растерялся, увидев кучку разноцветных деталек, но я взял парочку в свои руки и начал показывать ему, как я их скрепляю, он внимательно наблюдал, потом я протянул ему в руки эти детальки и предложил попробовать. Он их взял и начал скреплять. Его глаза загорелись, движения стали уверенными.

И вот уже передо мной сидел не «ребенок с диагнозом», а настоящий творец, который с азартом строил башню. Воспитатели переглянулись: «Как так?» А для меня это было естественно: подобная ситуация со мной происходила не в первый раз.


Была и девочка, про которую мне сказали: «Ей ничего не интересно, она почти не понимает заданий, не удерживает долго внимание».

Я протянул ей книжку с яркими картинками и предложил не просто смотреть, а придумать вместе историю. Она оживилась, начала что-то фантазировать на своем языке, при этом рассказывала она это мне, улыбалась и смеялась.

В такие моменты я думаю, что дети не могут или им неинтересно, но причина не в том, что ребята «не способны», а потому, что не было индивидуального подхода.

Да, бывает и так, что, действительно, ребенок очень сложный, и мои способы подхода действительно бессильны, но среди огромной массы случаев они часто работают, а сколько таких детей с нереализованным потенциалом, несмотря на диагнозы?

Иногда, когда ребенок делает то, во что взрослые не верили, на лицах специалистов появляется легкий стыд и удивление, я это вижу.

Почему же так происходит? Почему взрослые иногда словно заранее обрезают крылья?

Причин несколько. Во-первых, система в детских домах устроена так, что у педагогов огромная нагрузка. Когда у тебя десятки детей, с которыми нужно работать, проще ориентироваться на диагноз и действовать «по инструкции», чем искать к каждому индивидуальный подход.

Во-вторых, многие специалисты годами работают в одной и той же среде, где ребенок с диагнозом воспринимается прежде всего как «проблема».

Постепенно они начинают верить в то, что дети, действительно, «не способны». Это не всегда их вина — это система, усталость, выгорание, привычка.

И в-третьих, все мы обладаем установками, которые сопровождают нас по жизни. У одних это установка на данность, в которой люди считают, что если у тебя есть определенных набор навыков или талантов, то с ним ты идешь по жизни и более ни на что не способен.

У других — установка на рост, в которой люди понимают, что у каждого есть крылья за спиной, и наращивают перышко за перышком, чтобы взлетать все выше и выше.

И я вижу, как люди с этими установками, работая с детьми, влияют на них по-разному, и эти дети открываются по-разному. В одной из следующих статей я попробую подробней раскрыть эту тему на примере ребят из детских домов.

В заключении скажу, что для меня каждый такой случай — доказательство: дети могут и умеют гораздо больше, чем мы привыкли думать.

Главное — не закрывать их в рамках диагноза, а дать им шанс, предложить что-то чуть сложнее, чуть интереснее. И тогда происходит чудо.

Именно такие моменты я стараюсь ловить на камеру. Чтобы те, кто ищет ребенка в свою семью, увидели не ограничения, а потенциал. Не ярлыки, а личность.

Потому что каждый ребенок достоин того, чтобы его увидели настоящим.

Фото – автора.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Кузьмина Виктория

    Мне кажется вы относитесь к тем людям, которые работают вот прям на своем месте❤️

    15 сентября 2025