Детдомовский ребенок пришел в приемную семью
Какой он? И чего от него ждать?
Часть 91. Детдомовский ребенок пришел в приемную семью
Читать все записи в блоге Натальи Сумской
Все приемные родители должны знать, ребенок приходит в семью с травмой. И эта травма оставляет в его душе глубокий след. Поэтому полностью восстановить приемного ребенка нельзя, так как травма отверженности навсегда останется с ним.
Об этом — в моем посте Отверженные. Читать здесь.
Это не значит, что ребенок не может быть счастливым вообще, но его травма будет всегда с ним. Надо это помнить и принимать как закон. Что бы вы ни делали, как бы ни старались и ни изворачивались, у ребенка всегда будет травма отверженности.
Почему так происходит?
1. Упущено возрастное развитие ребенка.
Основные периоды, когда в ребенка проще что-то вложить. Почти все дети из учреждений отстают в развитии.
Вот приняла я в семью, допустим, 16-летнюю Олю. Вроде взрослая девочка, и можно договориться. А получила по эмоциональному развитию шестилетку (чудовищная эмоциональная незрелость).
Вроде, с одной стороны 16 лет, а с другой — «бомбанул» пубертат. То есть, с одной стороны — подросток 12 лет, а с другой — ребенок, которому надо дать возможность прожить его детские этапы. А по паспорту девочке 17 лет.
Мы получаем человека, у которого практически нулевые знания школьной программы. Маленький запас слов. Алина в 10 лет (4 класс) читала 25 слов в минуту. Нараспев, как молитву. Пересказать текст не могла, прочитанное не понимала.
Самое страшное, что у нее не было опыта семейной жизни (близких и теплых отношений), заботу о себе не принимала совсем. Все мои действия воспринимала как должное: «Тебе за меня деньги платят, вот и делай, а я не буду».
Заставить что-то сделать — невозможно. Постоянные многочасовые истерики, кидание в меня предметов (книга, стул), вечный ор и шум.
2. У приемного родителя практически нет возможности стать для подростка безусловным авторитетом.
Ты, приемный родитель, никто для ребенка. Слушаться тебя он не обязан: «Ты мне никто, поэтому не имеешь права!» Практически все приемные родители проходят через это. Я раньше проходила этот этап с Алиной. Теперь с Олей.
Пока не сформируется привязанность, у тебя нет рычагов давления на ребенка, совсем никаких. Вот если дитятка не хочет учить уроки, то заставить (упросить, убедить, подкупить…) нереально: «Сама учи, мне не надо…»
От приемного родителя требуется устойчивость. Эмоциональная, а также в собственных убеждениях. Вот сказали: «Нет», значит «нет». И больше никак. Показали слабину — потеряли уважение.
При этом прямое проявление силы (наказания, агрессия) плохо работает. Как вы можете физически наказать ребенка? Если этого ребенка родной отец бил головой об стенку в 5 лет?
Еще нужно учитывать, что вы можете принять ребенка, допустим, ему 10 лет, а он уже курит, пьет и вообще все попробовал. Быстро справиться с его зависимостями не получится.
Или приняли вы подростка, а его кидает от потребности к близости (вечные обнимашки) до полного неприятия человека, который о нем заботится. Что мы наблюдаем сейчас у Оли.
У таких детей очень много непрожитых травматических ситуаций (побои, сексуальное насилие). Эти дети часто впадают в депрессию.
3. У детдомовских детей искаженные представления о ценностях.
Они понятия не имеют, что такое хорошо и что такое плохо. Образцом «правильного» поведения были маргиналы-биородители. А как известно, мораль формируется в опоре на взрослого. Поэтому ребенок думает, что поведение алкоголиков, преступников и т.п. — норма.
Ему же никто не объяснял, что так делать неправильно. Поэтому ребенок уверен, что жизнь биородителей — это нормальная часть отношений между людьми.
Отсюда и появляется «дедовщина» в детдоме. Одни дети сами применяют насилие (поколачивают слабых), а другие принимают избиение как должное.
4. Дети в детдоме или в маргинальной семье часто подвергаются сексуальному насилию.
Поэтому сексуализированное поведение — частое явление для приемных детей.
Они сталкиваются с сексом до того, как они для этого созрели. Поэтому мы получаем людей, которые все знают про секс, но ничего не знают про отношения между женщиной и мужчиной.
Приемный ребенок приходит в семью и делится своими знаниями с окружающими, например, с соседской девочкой или родным ребенком приемных родителей.
В итоге вырастает человек, у которого нет опоры. Пример — Оля, которая сегодня любит одну подругу (Алину), завтра ее предает и любит главную «помогальщицу». А это означает, что такого человека можно в любой момент склонить в любую сторону.
Такие люди не могут выстраивать долгосрочных планов. Вот сейчас Оля ходит работать по ночам в супермаркет. А при своем опекуне ночью спала. Кстати, главная «помогальщица» работать ночью не ходит, ее мама не пускает.
У меня вопрос к этой маме (со слов ее дочери, мать раньше работала в полиции, и все законы знает!), которая, в общем, и подлила керосина в скандал. И не один раз. Почему наша Оля ночью работает в супермаркете, а ваша дочь — нет? Или это разные дети? Тогда на каком основании вы лезли в чужую семью?
Воспитанники детдомов, к сожалению, не умеют различать тех, кто к ним искренне хорошо относится и выстраивает с ними эмоциональные отношения, а кто их просто использует. Наглядный пример — Оля.
Рассчитывать на формирование привязанности приемного ребенка к приемному родителю не стоит. Хотя надежда всегда есть. Связано это с тем, что мы не знаем, насколько травмирован конкретный ребенок.
Фото — freepik.com
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Катерина
И все это усугубляется тем что окружение во всех неприглядных проявлениях ребенка винит именно вас….
Анна
Как вы правы, читаю блоги и понимаю, что у нас еще всё хорошо. У старшего все время-Вы меня не любите, а младший — почему я должен. Очень трудно. У них травмы, мы даем все, а в ответ пусто. И теперь травмы у всех.
Елена Игнатовская
«Рассчитывать на формирование привязанности приемного ребенка к приемному родителю не стоит». Вот уж не поспоришь! Наталья, у меня похожая история с Анастасией, девочкой, которая пришла к нам в 16 лет. Как только ребенку исполнилось 18 она помахала нам ручкой, обвинила в том, что за ее деньги мы купили старшему сыну машину и прекратила, почти полностью, общение с нами. Но ненадолго. Деньги, которые я собрала ей на первое время, очень быстро кончились, тратить рационально ребенок не умел и не хотел. И начались сначала претензии: » Почему так мало, мне 40 т всего на две недели хватило?». А потом слезы, просьбы о помощи. В итоге, учеба заброшена,отношения со мной испорчены (сейчас уже наладили), жить негде и не за что.
.
Юлия
Елена, одна из наших в семье с 2,5 лет, отказная с рождения. То есть практически тот самый «чистый лист», славянская внешность, 2 г. з.
Это самый сложный наш ребенок, ррп, которая так и не удалось скомпенсировать. С ней мы сменили 6 садиков, нигде не задерживались, уходили со скандалами: драки, воровство, маленький ребенок виртуозно врал и подставлял и воспитательниц, и детей, сознательно плохо себя вела, любимая тема во время тихого часа начать орать, плеваться и писаться, чтобы ей перестали кровать (проблем с горшком к 3 годам вообще не было), упадет, ударится и бежит жаловаться, якобы её толкнули. В школе с первого дня все было ещё хуже, т к уроки срывала, на переменах творила дичь. Это при том, что я работаю в её школе, но пришло к тому, что меня приглашали во время моих уроков, чтобы я привела дочь в чувство. К психологам ходили как на работу, никакой помощи, в основном «ну это травмированный ребёнок». Интеллект значительно выше среднего, в 5 лет читала детские книги, сочиняла продолжения, в 6 лет читала по английски и решала примеры за 3 класс, но не было желания показать себя с хорошей стороны, скорее наоборот.
Лет с 10 стала вести себя так, как будто всю жизнь жила с био матерью, с 13 начался просто ад: постоянные побеги (вся полиция была моими друзьями), воровала всё, что могла найти, попадалась в магазинах, враньё во всём, алкоголь и вейпы, манипуляции (я напишу заявление в полицию, что ты меня избила и я поэтому ушла), друзья — где она эту шваль находила??? В результате школу бросила, ровно в 18 ушла из дома, напоследок прихватив крупную сумму. Через 2 недели деньги закончились, начались претензии. Пытается где-то работать, постоянно врёт, судя по всему выпивает, рядом с ней полукриминальный парень на 5 лет старше, крутит ей как хочет, откровенно использует. При полном отсутствии морально-этического компонента эмоциональный уровень развития лет на 12, но у неё психиатрический диагноз, к врачу не ходит, лекарства не принимает, свое состояние отрицает.
В семье еще 3 приемных детей, двое — её родные сестры, которых изымали у био. Девочки адаптировались примерно за год, сейчас обычные подростки 11 и 12 лет. В свою меру стараются учиться, хороший круг общения, занимаются программированием, старшая учится в музыкалке, обе занимаются вокалом и обожают выступать. Любят спортивные нагрузки, мы вместе катаемся на велосипеде, ходим в бассейн и на каток, девчонки любят читать. Если и взбрыкивают, то как все подростки, обычные темы: телефон, домашние обязанности, порядок в комнате, погулять попозже, я не приветствую ночёвки у подруг, они в крик, ну как-то договариваемся. Случаев воровства вообще не было, враньё как у всех, потом просят прощения. Строят планы на высшее образование, но только у нас в городе, уезжать не хотят. Очень трогательно привязаны к младшему приемному братику, вообще никогда не просила помочь, сами вызываются, с удовольствием с ним возятся.
И это дети, которые прекрасно помнят био мать, их изымали, когда девочкам было 6 и 5 лет.
Елена Игнатовская
Да, Юлия, судя по вашим примерам и моему, все сугубо индивидуально. Со старшей приемной дочерью, которая жила в моей семье с 7 лет мы состоим в прекрасных, можно сказать, родственных отношениях до сих пор, а ей через месяц исполнится 21 год.
Юлия
В продолжение нашей истории: год назад приняли в семью еще девочку, нас в опеке попросили подхватить — так у нас и осталась. В 9 лет у человека такое прошлое, что страшно. Ничего, сделали необходимые операции по слуху, подтянули неврологию, подобрали очки, отзанимались с логопедом и со следующего года из коррекции идём в обычную школу и в художку. С нашим контингентом подружились, девочки сначала ревновали, потом сами попросили: пусть Даша живёт с нами, не отдавайте её. Даже говорят, что надо Дашу удочерить, а то неправильно, что у нас разные фамилии. С враньём справились с большего, украсть пару раз пыталась, как привыкла, но с помощью психолога и старших тоже справились, она в силу особенностей не понимала, почему это плохо. Пока не удочеряем, это всегда успеется.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.