Чтение должно быть по любви?
Можно ли жить, не умея читать? Или, точнее, можно ли назвать осмысленной и полной жизнь современного человека, который не умеет или не хочет или не любит читать?
Недавно журнал «Форбс» опубликовал статью о предпринимателе Рэнди Бесте, создавшем грандиозную программу по дистанционному образованию в государственных университетах США. Этот человек помогает получать образование тем людям, которые не могут оторваться от своей основной работы или семейных дел и пытаются учиться с помощью Интернета. При это сам он не умеет читать. У Рэнди Беста острая форма дислексии, и до сегодняшнего дня деловые письма ему пересказывает его помощница.
Можно ли жить, не умея читать? Или, точнее, можно ли назвать осмысленной и полной жизнь современного человека, который не умеет или не хочет или не любит читать? Когда-то СССР называли «самой читающей страной в мире», и сегодня регулярно высказываются сожалению по поводу того, как мало читает нынешняя молодежь, как дети не хотят читать.
Детских книжек сегодня пруд пруди, издательства соревнуются, выпуская все более красивые, нарядные, увлекательные книги. Книжки-раскраски, детские энциклопедии, сказки, приключенческие романы, фэнтэзи, книги о животных, классика детской литературы – можно выбрать на любой вкус. А детки упорно утыкаются в свои телефоны, айпады, компьютеры. Как же быть?
Я знаю одного решительного отца, который каждый день (!) заставляет своего сына-подростка читать вслух, причем не детективы, а серьезные исследования, работы историков и литературоведов. Интересно будет посмотреть через несколько лет, к чему это приведет – станет ли сын выдающимся ученым или, наоборот, откажется читать вообще? В принципе, возможны оба варианта.
В пользу «насильственного чтения» можно привести разные доводы. Например, «стерпится-слюбится», это они ведь собственной пользы не понимают, детей-музыкантов и детей-спортсменов тоже сначала часто приходится заставлять, а потом они привыкают и выполняют свои обязанности с удовольствием. Но тут возникает один вопрос. Музыкой или фигурным катанием заставляют заниматься тех детей, у которых родители видят склонность к этому делу. Если склонность не развивается, успехи не появляются, то через некоторое время принуждение ослабевает, и в большинстве случаев молодые люди остаются с некоторыми приобретенными околопрофессиональными навыками и детской психологической травмой больших или меньших размеров.
А читать то в идеале хотят заставлять всех. Речь ведь не идет о детях «со склонностью к чтению». Таких заставлять не надо. А представьте себе несчастного ребенка, у которого нет ни музыкального слуха, ни любви к музыке, но его все равно каждый день заставляют пиликать, пиликать, пиликать на ненавистной скрипке. Я знаю историю про девочку-отличницу из музыкальной семьи, которая закончила музыкальную школу, где она тоже была отличницей. Сейчас это уже не девочка, а сильно пожилая дама, но за все прошедшие десятилетия она не посетила ни одного концерта, потому что музыка ей отвратительна. Что, если ребенок, которого заставляют читать, также возненавидит литературу?
Ну, зато он все-таки познакомится с хорошими книгами – по крайней мере пока родители будут в силах его принуждать. Какие-то из них могут даже ему понравиться и запасть в душу.
Это верно, но, если этот душевный запас дальше не будет пополняться, то не окажется ли он мертвым грузом, просто книгами, прочитанными для галочки? А может быть не читающий ребенок сможет в современном мире получать информацию другими способами, а свое эстетическое и нравственное чувство развивать с помощью других искусств – живописи, музыки, кино, театра?
Какова мораль? Да все очень просто. Здорово, если ребенок сам с детства рвется к книгам. Если этого нет, то не стоит создавать ужасную проблему. Может быть, имеет смысл попробовать почитать ему вслух какие-то особенно увлекательные книги. Может быть, родителям стоит рассказывать детям о тех книгах, которые им самим интересно было прочитать. Но только делать это не с назидательным подтекстом – «вот, мы какие умные, а ты дурак…», а просто потому, что эти книги действительно им интересны. Главное, как мне кажется, не надо делать из чтения обязаловку, любовь, как мы знаем, чувство свободное, и в клетке оно исчезает.
Да, а что касается Рэнди Беста, то у него были, конечно же, страшные проблемы в школе, где его считали умственно отсталым. Но потом он сумел закончить колледж, заработать кучу денег, и в его доме в Далласе есть не только коллекции картин, винтовок, старинных седел и орудий первобытных людей, но и огромное количество аудиокниг, которые он беспрерывно слушает. И похоже, что никто не заставлял его покупать эти аудиокниги, просто в какой-то момент ему это стало интересно.
Вот еще некоторые наши материалы по теме:
Лекция Гордона Ньюфельда «Как растить детей в век цифровых технологий»
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.