Блог Ольги. Часть 12. Нервная система и головной мозг
Читать все записи в блоге Ольги
Как устроена центральная нервная система: головной и спинной мозг. Изначально у нас был только спинной мозг, и от него ниточками — связь со всеми частями организма. Именно там рефлекторные реакции: дотронулись до горячего пальцем, сигнал по нерву ушел в спинной мозг, спинной мозг дал реакцию мышцам, и рука отдернута. В норме время реакции — доли секунды.
Фото — executivevine.com
Потом мозг развивался, организм усложнялся, и появился так называемый «рептилоидный отдел мозга». Он — в центре, внутри головного мозга. От него через спинной идет связь со всем организмом. И вот тут есть управление дыханием, питанием, дефекацией… Именно тут начинаются зачатки самозащиты: громкий звук, неожиданная темнота, любое непривычное состояние — бей или беги, иначе ты погибнешь. И время реакции этих отделов тоже минимально, доли секунды. Именно так выжили все наши предки. Ящерица, услышав громкий звук убегает. Кенгуру, если его настигнуть, ТАК лупит лапами, что не выжить никому. Антилопа убегает, если ее догнали — брыкается… Нет никакой задержки в действиях, нет продуманности… Рефлексы, быстрые рефлексы… Есть, правда, еще один тип быстрой реакции — замереть. Не шевелиться, авось не заметят. Замри, бей или беги… Исконно древние защитные реакции…
Потом человек развивался дальше, и нарастали полушария головного мозга. Добавлялись нервные пути, усложнялась реакция. Человек — единственное существо, которое способно удержать руку в горящем костре. Большие полушария дают иные команды, и спинной мозг пропускает свои сигналы, он управляется свыше.
В состоянии сильного стресса связь с большими полушариями прерывается. Время на реакцию сокращается. Именно в этом состоянии солдаты убегают с поля боя. Именно в этом состоянии в давке погибает множество людей (как пример – давка на похоронах Сталина). Но если мы возвращаемся к этому состоянию временно, в ситуации реальной опасности, может получиться очень по-разному. Мужчины, которые убегают из горящего торгового центра первыми, никому не помогая, потом себя очень корят, но эти рефлексы крайне сложно победить. Все равно это некое временное обусловленное реальной ситуацией поведение.
Что же происходит с брошенными детьми? У них это страшное состояние стресса постоянно. Не два часа пока был пожар, а всю их маленькую жизнь. Если это отказник с рождения, связи с большими полушариями просто не успевают появиться, они не вырабатываются. Он живет на рептильном мозге. Брошенный в 12 лет ребенок откатывается в младенчество и опять-таки живет на рептильном мозге. Есть еда? Ест. Нет еды — не ест. Замирает. В случае опасности – бежит, сломя голову. Но если догнали? Бьет наотмашь, по максимуму сил. И даже сильнее. Не вдумываясь, на рефлексах…
Поэтому дети уничтожают вещи, дерутся, ломают, в том числе, себя — аутоагрессия. Подросток, который принес нож в школу и применил его, это — существо, которое не научили управлять самим собой, используя большие полушария. Ему захотелось убить поставившего двойку учителя? Он идет и делает… Остановить себя он неспособен. Или не научился — в его окружении нет людей, управляющих собой. Или есть медицинские проблемы (травмы или недоразвитость головы).
На фотографиях — изображение активности головного мозга одного и того же ребенка до и после усыновления. Почувствуйте разницу! Спасибо фонду «Арифметика Добра» за лекцию на эту тему.
Депривированный малыш… На любое воздействие, как внутреннее (подумал, что хочет шоколадку и сам испугался), так и внешнее (мама новая попыталась обнять) — выдает те самые «замри, бей или беги». И только многократное повторение ДРУГИХ реакций позволяет ему научиться останавливать порыв и думать — выбирать, как лучше поступить здесь и сейчас.
Мне очень видно, как мой сын постигает эту науку. На обращение к себе он сначала быстро убегал. Потом начал замирать. Потом начал задумываться. Потом реагировать иначе, но неправильно… И вот сейчас он — солнышко! На любое воздействие ищет оптимальное поведение.
Я очень им горжусь.
Видеоанкеты помогают детям из детских домов быстрее находить семьи. Поддержите наш проект
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал