Блог Ксении Торопцевой: История Гномика или подарочный ребенок, «похороненный заживо». Часть вторая «Когда все случайное – не случайно!»
Продолжение. Начало можно прочесть здесь.
Из Москвы за Гномиком я ездила вместе с маленьким Сережей, нам надо было на консультацию в ФГБУ НИДОИ им. Г.И. Турнера Минздрава России, что под Петербургом, а после мы поехали в ДДИ. Кровный сын — Костя остался с бабушкой и дедушкой, муж Дима тоже ночевал у них.
Путь домой с двумя Сережами. Гномик — слева. Все фото — из семейного архива Торопцевых.
Мы вернулись в Москву очень поздно, и Костика я решила забрать у бабушки с дедушкой на следующий день. Позвонила родителям, чтобы с ним поговорить, но они мне не дали, да и со мной разговаривать не стали. Они были очень злы.
На следующий день я поехала за ним. Догадываясь, что мне могут просто не открыть дверь, я поставила машину далеко от их дома, чтобы они ее не увидели, и подумали, что стучат соседи.
Мама открыла дверь и тут же хотела ее закрыть, но Костик меня увидел и со всей дури побежал радостный ко мне: «Мама, где мой брат? Ты привезла еще одного Сережу?» «Сережа в машине, ждет тебя», — сказала я. Костя в секунду напялил ботинки и пулей полетел к машине. Я ушла, ничего не сказав родителям.
Пишу сейчас и вспоминаю, как это было тяжело. Причем, больше всего мне жалко было на тот момент отца и мать. Хотя невозможно описать свое состояние, когда тебе не дают поговорить с твоим ребенком, и ты не знаешь, чего ждать. Надо было просто это пережить. Всем.
В обоих случаях Костя принял обоих приемных братьев — обоих Сереж, как родных, сразу. Второго Сережу он ждал даже больше, чем первого. Может интуитивно, потому что сейчас они «не разлей вода». И когда мы первый раз поехали с Сережей старшим к родителям, Костя первым вбежал к ним домой и закричал: «Смотрите, какой у меня брат!»
Костя принял обоих приемных братьев — обоих Сереж, как родных, сразу.
Костя взял над ним шефство. Он объяснял ему все, что можно, а что нельзя, что значит то или иное, как сделать правильно и т.п. Когда Сережа вынуждал меня ругаться, Костя останавливал меня: «Мама, подожди, успокойся, я ему сейчас все объясню». И объяснял, и защищал, и жалел, и протестовал против меня, если Сережа все-таки был наказан и не мог играть с Костей.
Костя никогда за 2 года нашего приемного родительства не стеснялся своих «необычных» братьев. Он с гордостью объявлял в садике, бассейне, на занятиях, в гостях, что у него новый брат. И до сих пор для него это скорее повод для хвастовства, нежели стеснения. На мой взгляд, это главный положительный результат нашего приемного родительства в отношении Кости. Наш кровный ребенок не разделяет детей на «нормальных» и «ненормальных». У него все дети одинаковые, он просто не замечает разницу!
В школе приемных родителей нам рассказывали, какой бывает реакция кровных детей на приход приемного ребенка. Ситуации бывают очень разные. Но почти всегда дети адаптируются друг к другу. Здесь очень важно, как вы себя поведете. Кровный ребенок на уровне подсознания чувствует все ваше отношение к нему, у вас с ним связь, которая никогда «не перестанет»… Самое главное, чтобы между вами все осталось так, как раньше. Костя не получает ни капли меньше любви и заботы, чем до прихода приемных детей.
На занятиях с дефектологом.
Да, у него сейчас проще одежда, он не летает на юг несколько раз в год (приемные родители – не олигархи, на реабилитацию детей с ограниченными возможностями уходят сумасшедшие деньги), но ребенку не это надо. Ему нужно только ваше внимание и заинтересованность, чувство значимости как его самого, так и того, что ему интересно.
К примеру, Костя жить не может без футбола. В пять лет этот ребенок знает всех футболистов, тренеров, форму, логотипы, клубы и пр. Я знаю тоже. Я регулярно читаю новости о трансферах, которые происходят в мире футбола. Если какой-то известный футболист получил новый контракт, я сразу в курсе. Если травма, я в курсе. Новая форма, новые бутсы, новый мяч лиги чемпионов, евро, мондиаля – я всегда в курсе. И Косте со мной интересно. Он постоянно делится со мной всем, что его беспокоит или интересует. Футбольная сказка на ночь – обязательный ритуал в нашей семье. И до тех пор, пока ребенок будет знать, что вам важны его увлечения, его мнения, вы готовы с ним вести диалог на его языке, уверяю вас, он примет любую вашу инициативу, в том числе взятие ребенка из государственного учреждения!
Теперь — о муже, Диме. Он приехал вечером. Как признавался мне до этого, не хотел ехать, но то, что Костя был со мной, его заставило. Я только уложила всех детей в кровати. Но еще никто не спал. Гномик лежал на нижнем ярусе двухэтажной кровати. Дима зашел в детскую, не раздевшись, в ботинках. Взгляд тяжелый и осуждающий. Подошел к кровати Гномика. Смотрит. Было видно, что Гномик испугался. Глаза огромные, наполовину зарыл лицо в одеяло. Не думаю, что Сережа часто видел мужчин до этого. Во всяком случае, в ДДИ я не видела ни одного!
Они смотрели друг на друга секунд тридцать. Потом постепенно лицо Гномика стало расплываться в его очаровательнейшей улыбке. Дима держался как мог, но не смог устоять. Ему пришлось сдаться, он стоял и улыбался. «Симпатичный парень», — сказал он в итоге. Поворачивается ко мне, достает из пакета бутылку красного вина: «Наливай!» Потом была пицца, суши и вино, и диагнозы Гномика, после каждого из которых Дима выпивал залпом очередной бокал. Все стало на свои места.
Вкратце скажу, что вся эта ситуация с Гномиком очень сильно скрепила наши отношения. Видимо, когда два человека очень любят друг друга, а потом возникает ситуация, когда все могло бы пойти под откос, но каким-то образом все выравнивается, тогда оба понимают всю ценность своих отношений и начинают относиться к ним с большим вниманием и уважением. Так было у нас! Но это скорее исключение из правил, зачастую все заканчивается не так радужно.
«Симпатичный парень», — сказал Дима, глядя на Гномика.
Дима признавался, что самым страшным во всем этом для него было – еще одна подобная адаптация ребенка, как была (да и есть) у нашего младшего. Дима до сих пор говорит, что первый Сережа сократил нашу жизнь на треть, как минимум. Тут я с ним согласна!
Но нас ждал сюрприз. Мы и представить не могли, что приемные дети могут быть такими «легкими», «непроблемными», «добрющими» (по-другому не скажешь), такими «другими». Наш Гномик оказался именно таким! За свой опыт приемного родительства я столкнулась с двумя видами адаптации детей из детских домов.
Три брата: не разлей вода.
Первая – бытовая. Наверно, присуща всем детдомовцам (хотя возможно детские дома семейного типа это сглаживают, и дети более подготовлены к жизни в семье). К ней я отношу поведение без границ. В силу того, что дети привыкли жить по одним и тем же правилам государственного учреждения, где их ни к чему не обязывали, они не знали, каким образом происходит приготовление пищи, каким образом включаются бытовые приборы, как мыть посуду, мыться, чистить зубы, вытирать попу, и даже писать стоя (Гномик не умел).
Для многих детей абсолютной нормой является справлять нужду в штаны (причем они могут часами ходить обкаканными и не чувствовать дискомфорта). Они складируют еду под кроватью, все ломают, везде лезут. Они не понимают, как вести себя в магазине, торговом центре, на улице. К примеру, когда мы первый раз приехали в торговый центр и зашли в ресторанный дворик, Гномик подсел к совершенно чужой женщине, обнял ее и начал что-то говорить на своем языке. А в бассейне в одно из первых посещений прямо в воде снял трусы и начал справлять нужду.
На занятиях иппотерапией.
Вторая – эмоциональная. Про первого Сережу я писала, для него эта адаптация оказалась самой сложной, да и для нас. С Гномиком все было иначе. Он не плакал, но всегда смеялся. Ты его ругаешь первое время – он улыбается, упал – улыбается (даже если больно), не понимает что-то – улыбается. Помните, я писала, что во время свиданий с ним в ДДИ он был очень весел, не обращал на меня внимания. Только дома я поняла, что у Сережи на лице маска радости, всегда, как защита от окружающего мира. Он не мог по-другому (кроме того случая, когда я уезжала, и он думал, что я больше не приеду).
Плакать начал позже и то, сначала без слез (просто выл), потом уже как обычные дети. Также он всегда хотел всем угодить, вплоть до того, что однажды я увидела его в туалете, помогающим Косте справлять нужду. Я тогда жутко перепугалась, подумав про ненормальные наклонности, и посадила его в кровать в наказание. И тогда он заплакал навзрыд и закричал: «Только не отдавайте меня». Он до сих пор старается всем угодить. Например, на сегодняшний день Сережа великолепно плавает. Очень быстро и технично. Костя ему уступает в этом. Но чтобы Костя не обиделся, Сережа почти всегда ему проигрывает. И только когда ты скажешь ему: «Сережа, если ты не перестанешь поддаваться Косте, в Макдональдс с нами не пойдешь», вот тогда он не оставляет никому шанса, работает в полную силу. Про мотивацию к работе, учебе и достижениям приемных детей я напишу в блоге, это отдельная тема для обсуждения, очень важная, на мой взгляд.
Гномик (Сережа) великолепно плавает: очень быстро и технично.
Съев собаку на адаптации младшего Сережи, мы совершенно не почувствовали адаптацию Гномика. Более того, мы были крайне удивлены тому, как Гномик начинал делать успехи и меняться в геометрической прогрессии.
В заключительной главе про Гномика я расскажу о диагнозах, операциях, успехах и, конечно, чудесах, после которых на сердце становится тепло, и ты точно знаешь, что все случайное – не случайно!
P.S. Декабрь 2016 года. Плановая диспансеризация. (Полное обследование приемного ребенка для органов опеки. Включает в себя анализы, а также осмотр всех врачей, включая тех, где ребенок стоит на учете. Проходит раз в год, полгода – в зависимости от требований опеки – прим. автора).
Врач УЗИ (плановое УЗИ сердца) делает осмотр. Я говорю: «У нас Тетрада, в прошлом году нам поставили инвалидность до 18 лет по сердцу». Врач молчит и ничего не говорит, только смотрит…
Через некоторое время говорит: «Здесь все в порядке, давай тебя с другой стороны посмотрим, поворачивайся на бок». Молчит… «А когда вас оперировали?»
Отвечаю: «В 2010 году, когда 2 года было. В детском доме». Врач: «Невероятно, это же так хорошо сделать! Вообще ничего…у вас все отлично, сердце, как у здорового ребенка. Одевайтесь».
Через 2 минуты врач просит: «Знаете что, разденьтесь-ка еще раз, я хочу еще глянуть…»
Сережа разделся, лег на кушетку. Через некоторое время, доктор тихо, еле слышно: «Это чудо»…
Продолжение следует.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Дина
Я в абсолютном восхищении Вами и Вашим мужем!! Вы настоящие люди!!
Спасибо вам огромное за Ваше терпение, за Ваш труд, за Ваше сердце!!!
Вы — пример! Вдохновляете следовать за Вами!..
Галина Прямкова
Вы с мужем замечательные и настоящие.
Ольга
Невероятная женщина с добрейшим сердцем и большой душой! Настоящая мамочка, которой все по плечу! У Вас чудесная семья! Я кланяюсь Вам за доброту вокруг! БлагоДарю!
Ludmi de la Nuez
Присоединяюсь: спасибо за Гномика! И спасибо за блог. Еще: спасибо родителям за Вас и Вашего мужа. Каждый из вас — Человек с большой буквы.
Настя
Спасибо за смелость! Отдельная благодарность Вашему супругу! Обычно мыжчины трусят взять ребенка из дд. Дима — молодец!
Олеся
Нет слов выразить всю ту благодарность за деток, которые обрели семью. Умница и ваш муж, и, конечно, ваш Костик. Храни вас Господь, а мы ждём продолжения вашей истории
Вероника
Очень ждём продолжения!!! Читаем вместе с мужем, готовимся взять похожего малыша. Большое спасибо за честность в описании ситуации и эмоций. Для нас это важно
RF Ira Bobrova
Дай Бог Вам сил и здоровья, вы такая добрая женщина. Пусть всегда в вашем доме будет счастье.
Надежда Иванычева
Спасибо ВАМ за Гномика!!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.