Блог Анны Титовой. Часть 10. Нормы развития приемных детей
Читать все записи в блоге Анны Титовой
Давно хочу поднять для обсуждения тему про нормы развития приемных детей. Родителям, у которых только кровные дети, тоже будет интересно, я думаю. С самого начала, когда мы только начали думать об усыновлении, диагнозами я интересовалась редко. Потом уже поняла, что, во-первых, была уверенность в том, что все, что в нашей жизни произойдет, совсем не зависит от нас.
В данном случае я говорю про выбор ребенка. Поясню, что я верю в то, что не мы выбираем своих деток, а они — нас. Все это происходит задолго до того, как ребенок приходит в семью. Кстати, автор терапевтических сказок Эльфика тоже придерживается в своих повестях именно этой концепции.
Во-вторых, я верю в то, что Бог дает по силе. Мы были готовы к любым последствиям и заболеваниям, кроме генетических отклонений. Теперь я понимаю, что это дети от Бога, стыдно мне очень, но тогда были опасения на этот счет.
Когда мы забрали Андрюшу, я с самого начала не читала, во сколько он должен сказать первое «агу» и начать держать голову. Непонятно, почему дети вообще кому-то и что-то должны с самого рождения. Я до сих пор не знаю, какие зубы должны лезть, в каком возрасте. А если есть температура или слабость, то просто ищу причину. Никогда я не интересовалась нормами веса или роста, с малышами просто все записываю, чтобы потом им рассказать достоверные факты, чтобы они могли им порадоваться, посмеяться или рассказать своим уже детям, ради интереса.
Мы забрали первенца и просто наблюдали, когда все вокруг подняли панику, что он – маловесный. Обследовали, поняли, что такая природа у ребенка, и пошли жить своей жизнью. Не буду повторять про болезни, там столько всего нам пророчили и столько ставили диагнозов, до сих пор смешно. Мы ничего не лечили, все прошло само.
Я не говорю всем делать также, просто нужно все время себе вопрос задать: «А я лично считаю отклонением то, что ребенок в полгода не сел сам? Или все страхи навеяли мне родственники-врачи-знакомые-Интернет? А мне обидно, что у ребенка все с «запозданием»? Почему мне стыдно, обидно, непонятно и вообще волнует это?»
В 2,5 года старший Андрей очень плохо говорил, только отдельные слова. Когда проходили медосмотр перед тем, как пойти в детсад, нам столько всего сказали! Что срочно лечить, что это ненормально: отсутствие фразовой речи у ребенка. Еще у него очень активно текли слюни, и сейчас еще немного текут при разговоре — из-за асфиксии (удушье пуповиной, было двойное обвитие) при рождении. Я пошла к хорошему платному неврологу, она повторила слово в слово то, что надо срочно лечить и срочно — к логопеду!
И тогда мне нужно было или лечить ребенка препаратом, который в противопоказаниях не дается детям до 18 лет. Российские врачи просто назначают маленькую дозу этого препарата. И надо было вести ребенка к логопеду, заниматься три раза в неделю, стоит это прилично. Я задала себе вопрос: «Аня, что делать? Готова ли ты травить своего ребенка лекарствами? Или ты дашь ему шанс справиться и с этим недугом самостоятельно? А позже уже начнешь таскать его по логопедам?»
Решение приняла, решила опять послушать материнское сердце, а не врачей, у которых все по нормам и правилам, установленным неизвестно кем и когда. Проконсультировалась с логопедом на счет саливации (течения слюны). Мне сказали, что занятие с логопедом — не раньше того времени, когда ребенок сможет спокойно оставаться в кабинете со специалистом, без мамы. Посоветовали в 4,5 года обратиться, не раньше. Логопед сказала, что на ее практике даже самые запущенные случаи можно за два года работы убрать.
Здесь нужно обратить внимание на то, что работы будет много, возможно даже больше, нет не возможно, а точно больше ее будет, если начать лечение позже. Но не будет отравляющих веществ в виде лекарственных средств, при этом можно отследить динамику своего ребенка. Возможно, он у вас медленнее схватывает и дольше раскачивается. Именно так у нашего Андрюши, он «долго запрягает, но быстро погоняет», ему только время нужно давать, не торопить, не ставить жесткие рамки!
Скажу так: без логопедов и без лекарств в 3,5 года он у нас разговаривает так, что рот не закроешь. Это не просто налаженная фразовая речь, а поток нескончаемый. При том, что очень много сложных слов и звуков, может сказать несколько слов подряд на одну букву – в этом возрасте это такой успех, поверьте! Да, он не говорит некоторые буквы, некоторые у него еще на подмене, но динамика такова, что он говорит очень хорошо.
Еще момент: я всегда иду за ребенком в играх. Например, он у нас любит песок и воду — «кеся-меся», эта игра у нас каждодневная. Я отследила, что все, что связано с моторикой, ему очень помогает развиваться. Кстати, именно развитие мелкой моторики помогает развитию речи. То есть, любой ребенок сам изначально знает, как себе помочь. Ребенок сам знает, что ему надо, просто отследите и дайте инструмент в руки!
Еще он у нас очень любит гладить любые поверхности. Игрушками у нас является все: игрушки из разных материалов, сейчас купили вальфдорский конструктор — сказка просто! Они играют посудой и маминым инвентарем для уборки, всеми природными материалами, папиными инструментами: молотками и отвертками. Абсолютно все это я даю с полугода, но под присмотром.
Мы много лепим-рисуем-строим. Сразу скажу, что я не сижу с ними круглосуточно, мне не нужно, чтобы ежик получился красивым, пусть это будет просто ради процесса или если ребенку нужен результат, он сам сделает, здесь в этом возрасте не красота важна, а разная деятельность и радость познания от нее. Ну и мамина радость от совместной деятельности!
Еще момент: у нас никак не наладится с горшком по-взрослому. Отследила, что, во-первых, сын не успевает сказать, а во-вторых, очень стесняется всегда и всего. Честно, было такое, что отругала при родственниках, все усугубилось враньем. Теперь просто при его промахе говорю, что в следующий раз у него обязательно получится успеть на горшок!
Активных действий пока не предпринимаю, жду. Очень сильно сейчас развивается речь и раскрепощение, понимаю, что во всем развитие одинаковое не может быть. В общем, надеюсь, верю и люблю любым! Это же мое родное детище!
Теперь про младшего: ему на днях 1,4 года исполнилось. Еще не ходит полноценно, урывками, только–только начинает по несколько шажков. В 11 месяцев была у остеопата, чтобы посмотрел его. В поликлинику обычную не водим, не вижу смысла просто так таскать туда детей. Остеопат сказал, что развитие у него все в норме, что сынок пойдет, что это может быть и в полтора года, это тоже нормально.
Так и есть, начинает только ходить, боится, а больше даже ленится. Чуть что не так, начинает орать. А все, только чтобы он замолчал, его хватают и несут. Шустрый очень, но абсолютная ленивка! А так, даже не поняла, как он вырос, с двумя детьми время летит незаметно. Все простуды с затягиванием лечили гомеопатией, сейчас закаливаю их и разрешаю все тянуть в рот даже с пола, едят любые фрукты-овощи, купаются в любых водоемах и иногда в лужах. Это, по-моему, лучшая тренировка для иммунитета.
В прошлом году мы с детьми успели на море два раза съездить, в июле и сентябре. Даниил у нас в марте родился. Сами посчитайте, сколько ему было. Оба раза окунала в воду на нашем побережье. И в поезде мы ехали, нам пророчили инфекционку, но все обошлось. Проще товарищи, проще надо ко всему, лечите лучше себя, чтоб в голову плохие мысли не лезли, они намного вреднее для ребенка, чем ему взять в рот камень с земли.
Я очень много читаю литературы, которая изучает и описывает влияние всего на жизнь ребенка, начиная с его зачатия. Когда я слышу фразу: «Да он маленький был совсем, разве он помнит?», сразу могу сказать, что этот человек даже представить себе не может всю драму происходящих порой процессов.
Напоследок предложу такой небольшой фильм в голове промотать. Представьте, что вы — очень маленький, беззащитный, одинокий ребенок, заблудившийся в лесу. Вы очень маленький, а все очень большое, наступила ночь. Громкие крики диких животных совсем рядом, но вы этих животных не видите. Вдруг — вспышки молнии и раскаты грома, начинается сильный дождь с градом, вы — голодный и все время плачете. Зовете и кричите: «Мама, мамочка!». Но нет никого…
Вы забились под небольшим камнем, почти засыпаете и вдруг слышите родной голос. У вас радость, вот оно — ваше спасение, мама пришла! Вы бросаетесь к ногам мамы, обнимаете ее, зная, что она — самый родной человек на свете. И понимаете, что это не мама, а ветром принесло корягу. И, проснувшись, вы обознались.
И тут приходит понимание того, что мама больше не придет, что ее нет. Вы чудом выжили, вас нашла замечательная супружеская пара. Муж с женой собирали грибы в лесу следующим утром и случайно на вас наткнулась. И вот эти люди забирают вас в свой дом, кормят, поят и заботятся о вас, как о ребенке, которого они нашли в лесу. На первом этапе они еще не могут вас полюбить как свое кровное дитя, им нужно тоже привыкнуть к вам, узнать вас. Да, со временем они вас будут любить так, как и своих кровных детей! Но не сейчас.
Сейчас вы привыкаете к новому дому, узнаете этих людей, их характеры, обычаи и образ жизни. Вы отлично помните, что была у вас другая жизнь, другая мама точно была, теплая и любимая, вы были ее частью. А теперь ее нет, но есть горечь утраты. Представьте, что новые взрослые, которые о вас заботятся, не слушают ваш рассказ о той страшной ночи в лесу, о ваших слезах и ваших страхах, о том, как сильно вы скучаете по маме.
Вас не просто не слушают, а делают все, чтобы вы забыли и отвлеклись. А еще они очень активно берутся за вашу жизнь, чтобы вы выросли достойным человеком. Так вот, вас сразу начинают учить куче новых вещей. Как пить, есть, одеваться и обязательно петь, танцевать, считать и рисовать, непременно красиво и разными разноцветными карандашами. Представьте, как от вас ожидают новых успехов и навыков, сравнивая с другими детьми и озвучивая это вслух! Вам горько, вы стараетесь, но эта боль утраты и тоска по маме — она сильнее и важнее, чем все успехи, которых от вас ждут новые родители.
….Или представьте, что люди, которые вас взяли, очень умные и добрые. В них так много любви и терпения, они понимают, как вам тяжело. Эти люди просто заботятся о вас, кормят, поят, помогают одеваться, берут на ручки, даже если вы уже большой, но очень этого хотите. Они разрешают вам плакать или смеяться, истерить или ругаться. Они разрешают вам в стотысячный раз рассказать обо всем, что вы пережили. Просто гладят вас по голове и слушают много–много часов подряд. Никто не ждет от вас ничего, вас просто любят любого, в любом настроении, в любом виде, после любых поступков.
Любят и верят, что может быть, когда-нибудь вы сможете залечить свои раны, открыть свое сердце и для них тоже. Они не просят вас все забыть и не пытаются помочь вам это сделать, они помогают и поддерживают, зная, что возможно в вашем сердце, когда-нибудь будет маленькое место и для них. Они надеются на то, что, возможно, вы когда-нибудь разрешите побыть в крохотном пространстве вашей души, зная, что всегда самое большое и лучшее место будет отведено кровной маме и воспоминаниям о прошлой жизни!
Ответьте честно, что было бы вам ближе: первый вариант развлечений и развиваний в момент, когда это нужно не вам, а новым родителям, чтобы им не было стыдно, чтобы вы были не хуже других детей? Или безусловная любовь, поддержка, принятие и желание поддержать вас в том деле, которое со временем вам будет интересно?
Скажу вам, что на ребенка влияет много факторов, вот некоторые из них:
- Как проходила беременность матери. Уже доказано многими авторами, это факт, что даже мысль об аборте запоминается ребенком на уровне чувств. Эмбрион чувствует эмоции мамы. Это очень пагубно влияет на его последующее развитие и может проявляться в его жизни серьезными заболеваниями в возрасте схожем со сроком беременности этих мыслей про аборт. Проявляться это может в 3 месяца, 3 года и т.д. после рождения.
- Вообще все эмоции и всплески и напряжения, интоксикации и образ жизни женщины во время беременности влияет на ребенка. Проявляется все это после рождения. У нашего старшего сына до сих пор боязнь криков детей и мужских криков. Пока оставили, как есть, потому что динамика на улучшение с возрастом есть, но перед школой будем прорабатывать с психологом, если не уйдет.
- Я прочитала такую мысль в ведических писаниях (честно скажу, что искала все про усыновление детей в любых источниках, все что на душу ложилось).Так вот, прочитала, что как проживет ребенок первые сто дней после рождения , так у него пройдут первые сто лет его жизни. Поэтому, чем больше информации у вас есть о приемном ребенке, тем лучше.
- Конечно, можно только представить ребенка, которого сначала вынашивали непонятно как, а потом еще и после рождения он остался одиноким на многие дни и часы. Такие дети плачут, зовут маму, но нет ее, нет никого. Даже кормят их, подкладывая бутылочку под пеленку, я один раз видела это в доме малютки. Пишу и плачу, никогда не забуду этого крика пятнадцати малышей. Их очень редко берут на руки, на это просто нет людей и времени, и они просто плачут, лежат и ждут. Наш старший сынуля вообще не плакал месяц после того, как мы его забрали. Когда он заплакал, мы все плакали от счастья. Наверное, поэтому, когда он плачет, я всегда его обнимаю, всегда и прижимаю к груди, и вся истерика проходит. Он затихает. А я понимаю, что я не просто так живу на свете.
- А потом смена лиц, больниц, врачей, а может даже и мест пребывания. Пока не придут люди, которые очень захотят взять малыша к себе.
Так что прежде, чем ждать от ребенка развития в соответствии норм, дайте возможность ему просто начать дышать, жить без страха, привыкнуть к тому, что он не один. Дайте ему испытать вас на прочность. Усыновленные дети всю жизнь будут провоцировать вас, чтобы вы тоже их бросили, потому что есть травма.
Я считаю, что задача любого родителя — хоть вы родили ребенка, хоть взяли — в том, чтобы просто его любить. Любить, принимать, жалеть, поддерживать и ничего от него не ждать. Дети нам ничего не должны, наша задача отдать. Это закон жизни, нам его дали наши родители, а мы даем своим детям, чтоб им было, что отдать своим.
Желаю всем огромной любви, чтобы у нас всегда было то, что мы можем отдать нашим родным и любимым людям!
С уважением и любовью, Анна Титова.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал