Дмитрий Хазиев
Дмитрий Хазиев 18 февраля 2014

Законопроект о введении института внешнего опекунства

0
617
0

Вполне возможно, что в скором времени НКО получат возможность стать опекунами для лиц, находящихся в психоневрологических интернатах. Члены Совета Федерации подготовили законопроект, который вводит понятие «смешанное опекунство». Иными словами, у ребенка, проживающего в коррекционном интернате, могут быть не только физические опекуны, но и юридические (общественные организации, фонды).

detimental health

 

Законопроект предлагает изменения в Гражданский и Семейный кодексы, закон «Об опеке и попечительстве» и в ряд других федеральных законов. О введении института внешнего опекунства в обществе говорят последние 10 лет, но до сих пор в законодательстве нет четкого определения данному механизму. Сенаторы предложили не просто понятие «внешний опекун», а расширили список НКО, которые могли бы помогать людям с умственной отсталостью, ментальными заболеваниями.

Президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская подчеркнула, что необходимо ввести в законодательство степени недееспособности.

«Сегодня такой градации нет: человек или вменяем или невменяем. А между тем классификация ментальных заболеваний крайне широка. Если говорить о детях из коррекционных интернатов, то здесь часто имеет место отставание в развитии, а не психические отклонения. К примеру, ребенок умеет читать, но не может решать какие-либо задачки. Сегодня он может иметь одного и более внешних опекунов, но общественные организации такую функцию не имеют права исполнять. Но ситуации в жизни бывают разными: ребенок с нарушениями психики находится в интернате, за ним ухаживают родители, но годы уходят, люди старятся. В случае их смерти, надзор за пациентом переходит полностью в руки государства. «Передать по наследству» от опекуна-физлица к опекуну-юрлицу сегодня невозможно. НКО вполне могли бы взять на себя функции надзора, помощи человеку, находящемуся в психоневрологическом интернате. На Западе созданы целые деревни, где более мягкий и комфортный микроклимат для таких пациентов. Там все это делается преимущественно общественными организациями. Такие пациенты могут быть даже отчасти самостоятельными. Они могут закончить школу, колледж, пойти работать, но одни жить они не в состоянии. За ними периодически нужен надзор: семья, ПНИ, общественная организация. НКО вполне могли бы выступить в этой роли», — считает Альшанская.

По мнению эксперта Государственной Думы Александра Гезалова НКО должны иметь квалификацию, опыт работы с пациентами, чтобы быть опекунами детям из коррекционных интернатов и ПНИ.

«Речь не идет о том, чтобы запустить в эту сферу волонтеров. Сотрудники НКО, которые намерены стать внешними опекунами, должны обладать медицинскими, психологическими, правовыми познаниями. По поводу сенаторской инициативы могу сказать только одно — она не нова. Такие разговоры идут годами. Но раз об этом заговорили сейчас, то необходимо подумать над созданием центров поддержки детей с ментальными заболеваниями. Эти центры могли бы заниматься реабилитацией детей, поскольку ни интернаты, ни ПНИ не могут  такое предложить в силу отсутствия материальных, человеческих ресурсов. У НКО такие ресурсы есть. Вопрос в том, насколько профессионально они подойдут к делу», — считает общественник.

Президент БФ «Соучастие в судьбе» Алексей Головань поддержал инициативу сенаторов.

«Нынешний закон «Об опеке и попечительстве» был принят 6 лет назад. Он позволяет устанавливать опеку со стороны нескольких физлиц. Я не вижу здесь проблемы в том, что будет также опека со стороны юрлиц. Просто нужно четко прописать разграничение компетенций законных представителей: кто-то отвечает за реализацию прав подопечного, кто-то следит за качеством жизни, кто-то помогает в реабилитации. Идея вполне разумная. Она поможет развитию института опеки и попечительства, созданного в нашей стране», — подчеркнул Головань.

 

Напомним, что дети с психическими (ментальными) нарушениями по достижении совершеннолетия в 8 случаях из 10 признавались недееспособными, что полностью лишало их гражданских прав и обязывало к назначению опекуна, который решал за подопечного все — даже самые мелкие вопросы жизни. В настоящее время, для ребенка или взрослого с инвалидностью, потерявшего родителей, одна дорога – в интернат соцзащиты. Если человек с инвалидностью помещается в интернат, то его опекуном на практике выступает администрация учреждения. В случае если инициатива Совета Федерации будет воплощена в жизнь, то некоммерческая организация – родительская или благотворительная, приняв на себя функции опекуна, могла бы сохранить быт и привычки ребенка, следить за состоянием здоровья. Иными словами речь идет о сопровождении.

 

Смотрите скоро на нашем сайте – видео историю про то, как в Центре лечебной педагогики специалисты проводят занятия для детей из Дома-интерната для умственно-отсталых детей №15.

 

 

 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!