Зачем нужны органы опеки?
Что такое органы опеки и попечительства? Как они работают?
В российском законодательстве четко указаны задачи органов опеки: «защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». После принятия закона «Димы Яковлева» система усыновления, а также порядок работы органов опеки стали пересматриваться. Мы решили опросить экспертов на тему того, какой они видят работу органов опеки и попечительства сегодня.
Руководитель органа опеки и попечительства администрации Уфы Елена Макушина:
«Наш 20-летний опыт работы позволяет нам говорить о том, что органы опеки и попечительства должны быть включены в процесс не только на стадии распада семьи, но и при проявлении первых признаков кризиса. Специалисты опеки имеют законодательное право вмешательства на любом уровне: до лишения родительских прав и после. Органы опеки обязаны отстаивать интересы ребенка, семьи.
Могу привести в пример ту систему, которая была выстроена в последние несколько лет в Уфе. К системе раннего выявления кризиса в семье мы шли достаточно долго. Процесс начался в 2010 году, когда был разработан и утвержден Порядок межведомственного взаимодействия по работе уполномоченных органов в сфере профилактики социального сиротства. У нас был заявлен принцип раннего выявления кризиса в семье, этап сопровождения (после возврата ребенка в кровную семью), этап реабилитации кровных семей. Тем не менее, основной акцент был сделан на семьи, находящиеся на грани вывода ребенка из семьи, либо ребенок уже находился в учреждении. И с 2010-2013 года основные силы и ресурсы специалистов были брошены именно на такие пограничные случаи. За три года через систему возврата прошло 188 детей (сейчас 146 детей находится на сопровождении). Сопровождение семей, находящихся в глубоком кризисе, длится 2 года. При необходимости срок продлевается.
С 2010 года впервые в этой системе в полной мере были задействованы социально-психологические центры. Психологи давали заключения на семью и ребенка в процессе устройства ребенка в замещающую семью или о целесообразности/нецелесообразности возврата в кровную семью с описанием возможных рисков и ресурсов семьи. Возврат в семью предполагал обязательный план реабилитации, где четко прописаны все шаги. К концу 2013 года стало понятно, что мы тратим колоссальные усилия на спасение семей, находящихся в глубочайшем кризисе, а количество детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается. А на самом деле важно не довести семью до этой черты. Так возникла идея о создании системы профилактики социального сиротства на ранней стадии.
С 2013 года введена технология (апробирована совместно с Благотворительным фондом профилактики социального сиротства) раннего выявления и сопровождения кризисных семей. Для того, чтобы технология работала, необходимо ввести штатные единицы, с функционалом куратора случая. В нашем случае был реализован бюджетный вариант с включением в работу специалистов социально-психологических центров (социальные педагоги, психологи) и других уполномоченных служб города.
В связи с этим были организованы уполномоченные службы на базе уфимских образовательных учреждений, детских поликлиник и ряда других социальных организаций и служб. В каждом из этих учреждений есть служба или специалист, прошедший обучение, и владеющие технологиями раннего выявления кризисных ситуаций в семье, с их сопровождением и реабилитацией. Если речь идет о глубоком кризисе, то родителями занимаются социально-психологические центры, где работают опытные психологи и психотерапевты. Как только семья выведена из кризиса – она выходит на базовый уровень сопровождения уполномоченной организацией (например, школа). Для того чтобы эта система работала эффективно, необходимо проведение супервизии опытными специалистами».
Педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» Елена Гурова:
«Для того, чтобы обрисовать идеальную систему работы органов опеки и попечительства, нужно обозначить сегодняшние проблемы. К примеру, много сложностей возникает при попытке сохранить за ребенком родительское попечение в отсутствие трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и родителем. В таких условиях экстренная помощь по самообращению затруднена. Обычно сотрудники органов опеки нам говорят о том, что не могут заключить трехсторонний договор, поскольку нет обращения в комиссию по делам несовершеннолетних. Проблема в наличие большого количества регламентов. И регламенты эти далеко не всегда согласованны и часто меняются. Если бы государству удалось реформировать органы опеки и попечительства в плане бюрократии, то система смогла бы работать более эффективно».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Шығыс Қарабыторов
Я ужасно обращаюсь с сыном
Иоланта Качаева
Очень тревожный комментарий, что случилось?
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.