«Почти 6 лет мы вместе, мы сила и поддержка друг друга. Пусть так будет и дальше», — говорит Евгения Спицына, приемная мама, о своей дочери Томе
Евгения вместе с мужем взяли ее в семью, когда девочке было чуть меньшей двух лет. Кровной дочери Спицыных было тогда три года.
Евгения ведет блог doing_all_write. В блоге и в интервью она рассказывает о подготовке к приемству, о поисках ребенка, страхах «от гугла», знакомстве с дочкой, принятии решения, сложной адаптации и о том, что в итоге все получилось.
Семья Спицыных.
Девчачье царство
У нас дома девчачье царство: я и две дочки Тома (8 лет) и Аня (9 лет). Но мужу грех жаловаться, столько любви генерирует семья, каждый раз диву даюсь.
Читать также — Стоит ли уговаривать мужа усыновить ребенка: три мнения
Это понимание и легло в основу нашего приемного родительства. У каждого ребенка должен быть дом — место, где тебя принимают и пестуют.
Когда у нас родилась старшая дочь, мы стали часто обсуждать тему приемства и решили пройти ШПР. Необходимо было разобраться в себе, принять решение с холодной головой.
Многие были удивлены этим, кто-то недоумевал, но большинство поддержало нас. И потом многие очень полюбили Тому.
9 месяцев пути к ребенку
В школе были классные однокурсники, большинство из которых стали приемными родителями. Туда я шла подготовленной по матчасти, со своими целями и задачами, обсуждала с психологом.
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
После окончания ШПР желание усыновить только усилилось, и мы начали подготовку документов. Меня всегда забавляло, когда состоявшиеся приемные мамы писали, что весь путь у них занимал символичные 9 месяцев. Но именно так и произошло у нас.
Мы искали девочку 1–2 лет, в любом из регионов РФ. В заключении от опеки у нас была прописана возможность принятия в семью ребенка с ОВЗ.
Поскольку мы жили в мегаполисе и имели доступ к хорошей медицине, мы решили рассматривать также детей с ограниченными возможностями.
Страх от «гугла»
Томину анкету я увидела на сайте благотворительного фонда, а потом нашла информацию о ней на форуме приемных родителей и очень долго осторожничала, боялась сделать движение навстречу. Пожалуй, даже наоборот, отгоняла все мысли как неадекватные. Боялась диагнозов.
Тома в доме ребенка.
Но страх чаще всего не от неизвестности, а от «гугла», поэтому я стала искала более позитивную информацию об основном заболевании в других источниках. И, разумеется, находила.
Читать также — Чего вы боитесь? 12 страхов приемных родителей
Очереди из кандидатов к Томе не было, так как в учреждении она считалась не очень перспективным ребенком. Ее даже не выводили гулять на улицу, чтобы «не застудить лишний раз».
Однажды планеты сошлись так, что я сдала билет в Санкт-Петербург, куда собиралась ехать знакомиться с другой малышкой, и поехала к Томе.
Это было в июле 2017 года, на тот момент Томе был 1 год и 9 месяцев. Надо сказать, что знакомиться я ездила одна, муж доверился мне.
Знакомство с Фасолиной
Когда я приехала в дом ребенка, меня отвели знакомиться к руководству и соцпедагогу. Меня проинтервьировали, рассказали о здоровье Томы. Предварительно одобрили передачу мне Фасолины. Так мы прозвали Тому, потому что она была крохотная как бобовое зернышко.
Тогда мне показалось странным, что почему-то никто не рассказывал о том, какая она на самом деле – что любит, чего боится, какой у нее характер. Зачитывали только анамнез.
После этого в кабинет зашла нянечка с крохотной девочкой на руках. Как сейчас помню ее соломенные волосы, собранные в «пальмочку» на макушке и ситцевое платьице. Она была как кукла – тихая и покорная, только настороженный взгляд выдавал тревогу.
Нас оставили наедине и, когда я с ней заговорила, она стала выворачивать нижнюю губу, показывая мне свое недовольство. Я села рядом с ней и начала играть ее игрушками. Через какое-то время заметила, что она с интересом за мной наблюдает, в глазах появилась жизнь!
Первые дни дома.
Мы немного поиграли, и я вернулась в столицу консультироваться с врачами и обсуждать дальнейшие планы с мужем.
Читать также — Первая встреча с ребенком
Оставался открытым медицинский вопрос, поэтому взяв диски с МРТ и папочку с эпикризами, я вернулась в родной город для консультации со специалистами.
У меня остались лучшие воспоминания о том времени, я помню с каким теплом и откликом реагировали люди. Очень трогательно.
После консультаций мы решили, что справимся, и у меня начался период третьего триместра, когда хочется вить и утеплять гнездо и готовиться к появлению ребенка.
На момент появления Тамара у нас уже была дочка, мы знали, каково это быть родителями. Но первое время мне очень непривычно было называть себя ее мамой, к счастью, это быстро прошло.
История Фасолины
Нам мало что известно о кровной семье. У меня есть какие-то скупые данные о биологических родителях, а также фото ее сестры, храню их, но не показываю, чтобы не ранить ее.
Читать также — Тайна и следствие: почему ребенку важно знать, что он – приемный
Если спросит, когда вырастет, поделюсь тем, что знаю. Но пока само осознание того факта, что ее родила другая мама, очень болезненно для нее.
Маленький человек в состоянии горя
Тома приехала домой через месяц. Я помню каждую минуту дня ее выпускного, когда она из казенного ребенка превратилась в любимую девочку, помню то смущение, с которым я говорила: «Я твоя мама».
Во время адаптации потребовалась помощь психологов.
Тома удивленно на меня смотрела и пыталась понять, что это такое и как реагировать.
Два года, проведенные в учреждениях, и травма отвержения как огромная когтистая лапа оставили глубокие следы в ее истории. Добавить к этому ее незрелость и проблемы со здоровьем — вышел неслабый коктейль на время адаптации.
У нас в семье появился человек в состоянии горя, о котором мы ничегошеньки не знали.
Сердце разрывалось на части, голова раскалывалась на куски, а психика пыталась это все сбалансировать.
Адаптация была сложная
На адаптацию наложились неврологические особенности Томы. Сложно было все – подобрать режим, договориться, уложить спать. Любое крохотное изменение в окружающем пространстве вызывало слезы и бессонницу.
Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии
Мы долго докручивали свою семейную систему до идеальных настроек, чтобы всем в итоге было комфортно, меняли с мужем друг друга – давали передышку.
Нам очень помогли детские психологи, которые работали с Томой. Они заметили некоторые ее особенности и направили нас в нужное русло.
Сестренки испытывают нежность друг к другу
Наша кровная дочь Аня воспринимала Тому как живую куклу, но ровно до первого скандала. Она, как и мы, старалась адаптироваться и временами даже могла подсказать нам, что именно у Томы вызвало ту или иную реакцию.
Конечно, Тамара требовала много внимания и сил, и Ане было тяжело делить нас с новой сестренкой, но год спустя все наладилось.
Сейчас у них хорошие отношения, они любят друг друга, но могут поругаться, когда делят пространство или игрушки – типичная ситуация среди сиблингов.
Читать также — Как подготовить кровных детей к появлению приемного
Травму потери невозможно прикрыть или залатать.
Между ними пропасть с точки зрения развития, поэтому они редко играют вместе, но точно испытывают друг к другу нежность.
Муж довольно легко адаптировался, нас спала командная работа и общие цели.
О травме потери
Травма потери мамы – это дыра в душе, размером с вечность. Ее невозможно прикрыть или залатать, невозможно перестать замечать. Она часть тебя.
Я уверена, что ее можно интегрировать, если у тебя есть ресурс, поддержка и любовь, на которые ты можешь опереться. Приемные родители могут быть таким ресурсом. Дать ребенку семью проще, чем кажется.
Именно это осознание стало ключевым, когда мы принимали решение стать приемными родителями.
Читать также — Травма потери в младенчестве: что внутри?
У нас получилось
Получилось. И получилось хорошо. Когда адаптация закончилась, мы познакомились с добрейшей, ласковой, сообразительной девочкой.
Мы с мужем заботились друг о друге так же, как мы заботились о детях. Конечно, большую роль сыграла подготовка, консультации с профильными специалистами, психологами.
В момент адаптации важно понимать, что ребенку нужно помочь открыться и поделиться болью, при этом показать ему, что дома безопасно и стабильно, что его принимают.
Почти 6 лет вместе
Тома очень любит дружить и учиться, она уникальная девочка, незаурядная во всех своих проявлениях. Удивительно, что то, что дается ей с огромным трудом из-за особенностей развития, она любит больше всего.
Евгения называет дочь своим учителем.
Она самый добрый человек на планете. Она настолько великодушна, что я со своими мирскими переживаниями иногда кажусь себе букашкой.
Она мой учитель и моя большая любовь.
Почти 6 лет мы вместе, мы сила и поддержка друг друга. Пусть так будет и дальше.
Советы кандидатам и приемным родителям
Хочу добавить для тех, кто в сомнениях и в периоде адаптации — не будьте одни, находите друг друга, сообщества, психологов, говорите о наболевшем вслух.
Я знаю, что у проекта «Измени одну жизнь» есть поддержка для подобных случаев, не стесняйтесь пользоваться, это здоровый подход.
Дорогие приемные родители!
Вас тревожит вопрос адаптации ребенка или вам важно узнать мнение специалиста по вашей проблеме? Пообщайтесь со экспертом фонда на бесплатной онлайн консультации
Не нужно быть святыми или идеальными, чтобы стать приемными родителями.
Не нужно иметь много денег.
Детям нужен дом, он может быть любым, если в нем тебя любят и принимают.
Фото — из семейного архива Спицыных.
Дизайн — Наталья Лунькова.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Наталья
Из собственного опыта могу сказать, что всё так как написано, но у меня была большая дипрессия, как бывает после родов у женщин, спасибо моему мужу, он мне помогал во всём, если бы не он, не знаю как бы я справилась, сейчас прошло уже 10 лет и наша принцесса стала самым родным человеком.
Наталья Маратова
Спасибо огромное, что написали — что именно нужно маленькому приемному ребенку! Мы пока в поиске такой же маленькой девочки).
Лена
Фасолина! Помним её тему на форуме и наблюдаем за развитием в инсте!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.