admin
admin 11 февраля 2012

Все сиротские цифры

0
856
0

«Филантроп» при поддержке Группы Компаний FOREX CLUB провел исследование проблемы сиротства в России. В нем собраны воедино и проанализированы данные за последние 7-8 лет. Кроме того, приведены интервью 10 экспертов-практиков, занимающихся работой с детьми-сиротами.

«Филантроп» при поддержке Группы Компаний FOREX CLUB провел исследование проблемы сиротства в России. В нем собраны воедино и проанализированы данные за последние 7-8 лет. Кроме того, приведены интервью 10 экспертов-практиков, занимающихся работой с детьми-сиротами.

Дети-сироты

Первая сложность, с которой пришлось столкнуться исследователям, – отсутствие точной статистики сиротства в России. Разные ведомства ведут различный счет и по различным методикам. Нет единства даже в том, сколько в нашей стране детей-сирот: их количество на данный момент оценивается от 650 тысяч до 1 миллиона. Данные о потенциальных сиротах (детях, находящихся в кризисной семейной и социальной ситуации) разнятся еще более значительно.

Тем не менее, прослеживая динамику сиротства за последние 7-8 лет, удалось выделить несколько ключевых точек. При всей неточности данных, сопоставление цифр из разных источников показывает, что 2005 г. и 2008-2009 гг. являются своего рода «точками перелома»: до 2005 г. все негативные показатели сиротства (общее количество сирот в РФ, количество ежегодно выявляемых сирот, количество несоциализировавшихся выпускников сиротских учреждений и т.п.) росли, затем они несколько упали, а начиная с 2008-2009 гг. стабилизировались. Однако позитивные характеристики борьбы с сиротством (например, количество усыновлений и других форм семейного устройства сирот) после 2008-2009 гг. начинают падать.

Как это ни удивительно, значимых корреляций абсолютных показателей сиротства и показателей успешной борьбы с ним, с одной стороны, а с другой – валового регионального продукта (ВРП) – не выявлено. Практически идентичные регионы России в смысле ВРП, географии расположения, культурной истории и ментальности и т.п., демонстрируют резкие различия в отношении сиротства и его динамики. Это можно объяснить тем, что инициативы конкретных людей в государственных учреждениях и НКО в различных регионах России влияют на ситуацию больше, нежели какие-либо макроэкономические или иные статистические показатели.

Как устроена российская система профилактики и борьбы с сиротством В исследовании рассмотрены и описаны основные элементы системы профилактики и борьбы с сиротством, их особенности и взаимодействие. Ключевую роль в решении проблемы по-прежнему играет государство, которое на федеральном и региональном уровнях представлено многочисленными структурами с запутанными, и порой дублирующимися функциями. В основном, государственную политику в этой сфере определяют Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство внутренних дел. На местах же непосредственную работу осуществляют органы опеки и попечительства, существующие при органах региональной исполнительной власти, либо при органах местного самоуправления, а также комиссии по делам несовершеннолетних, имеющие еще советскую предысторию. В эти комиссии, которые часто являются решающим элементом в системе профилактики и борьбы с сиротством, делегируются работники различных организаций и, в конечном итоге, они представляют те же упомянутые 3 министерства.

Профилактическая работа с семьями явно недостаточна и основная активность государства в борьбе с сиротством сводится к устройству детей-сирот. Несмотря на то, что на государственном уровне провозглашен приоритет семейного устройства сирот, многие из них все еще распределяются в интернатные учреждения.

Существует громоздкая система сиротских учреждений разных видов и разного подчинения: дома ребенка, детские приюты, детские дома, интернаты, социально-реабилитационные центры, а также – психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Наиболее репрессивными и подавляющими всякую возможность развития являются школы-интернаты и детские дома коррекционного типа, куда часто попадают дети с совершенно неоправданными диагнозами. Усыновление из таких детских домов практически не происходит. Очень редко на усыновление подобных особых детей соглашаются иностранцы, либо российские подвижники борьбы с сиротством. Организация перевода детей из коррекционных заведений в учреждения обычного типа, а также коррекционные учреждения не-интернатного, открытого типа – одна из первых задач в этой сфере, причем это важно не только для облегчения семейного устройства сирот, но и для поддержки семей, вынужденных сейчас фактически отказываться от своих детей при помещении их в коррекционные интернаты.

Решение многочисленных проблем в сфере сиротства увязывается авторами исследования со способностью НКО эффективно взаимодействовать с государственными участниками системы профилактики и борьбы с сиротством. В исследовании намечены основные точки такого взаимодействия на разных уровнях: профилактической и аварийной работы с семьями, педагогической работы со специалистами, занятыми в этой области, а также – взаимодействие с властными структурами и органами самоуправления.

Как считают авторы исследования, работа должна вестись сразу по всем этим возможным направлениям, и быть многоуровневой: от непосредственной работы с семьями и сиротами до обучения специалистов государственных сиротских учреждений и сотрудников НКО, а также – вплоть до восполнения дефектов координации всей системы борьбы с сиротством.

Что говорят эксперты?

Результаты анализа мнений экспертов во многом подтвердили выводы кабинетного исследования. Эксперты, во-первых, назвали приоритетным изменение социальной политики в плане поддержки семьи, а укрепление семьи – главным направлением деятельности, отметили профилактику сиротства как важнейшую в настоящий момент проблему для НКО, сочли семейное устройство стратегически правильным способом борьбы с сиротством, однако отметили, что в процессе семейного устройства есть ряд трудностей и проблем. Среди них:

  • девальвация идеала семьи и огрубление ценностей общества в целом,
  • общая неграмотность российского общества в вопросах сиротства,
  • неподготовленность приемных родителей,
  • отсутствие достаточной материальной поддержки семейного устройства детей.

В качестве существенной проблемы эксперты называли и «однонаправленность» процесса создания приемных семей – родители ищут ребенка, который, как им кажется, им подходит, но при этом нет служб, которые, напротив, подыскивали бы подходящих родителей для ребенка.

Основные выводы исследования

  • Усилия, предпринимаемые государством в области борьбы с проблемой сиротства, явно недостаточны.
  • Сложившаяся в России система выявления, сопровождения и устройства детей сирот является сложной, многоуровневой, запутанной, громоздкой и разделенной по ведомствам. Она характеризуется фрагментарностью и ведомственной разобщенностью, отсутствием эффективной координации работы, ориентированностью на управление учреждениями, а не на результаты, слабостью мониторинга и индивидуальной работы с детьми.
  • С 2007 года государство объявило семейное устройство детей сирот приоритетным направлением, но сама семья и ее поддержка не является приоритетом государственной социальной политики и значимым предметом общественного беспокойства. Логика говорит: чтобы бороться с сиротством с помощью семейного устройства детей, необходимо, прежде всего, наличие стабильных семей, готовых брать детей на воспитание.
  • Укрепление семьи вообще и работа с кризисными семьями в частности – первостепенные задачи в решении проблем сиротства. Семейное устройство детей – перспективный способ борьбы с сиротством, однако укрепление семьи должно стать главным приоритетом государство и общества.
  • Проблемы борьбы с сиротством включают в себя экономические, юридические, социо-культурные, педагогические, организационные, стратегические, а также проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в общественном мнении.
  • Чтобы решить эти многочисленные проблемы, необходимо внедрение технологий некоммерческих организаций в систему взаимодействия различных учреждений, организаций и других участников системы борьбы с сиротством. Существуют сферы возможного сотрудничества государства и некоммерческих организаций для совместной работы и взаимодействия в решении большого пласта проблем, связанных с сиротством в России.

Полностью документ можно скачать здесь: Исследование «Сиротство в России».

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!