«Важно не ужесточать требования к приемным родителям, а усиливать их подготовку»
Уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова выступает за обязательное психологическое обследование кандидатов в приемные родители, а также за усовершенствование программ их подготовки. Эксперты прокомментировали предложения Анны Кузнецовой специально для сайта фонда «Измени одну жизнь».
Сегодня психологическое обследование кандидаты в приемные родители проходят добровольно. Фото — europe.stripes.com
О необходимости обязательного психологического обследования кандидатов в приемные родители, а также об усовершенствовании программ их подготовки заявила уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова в ходе совещания по вопросам предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних в Следственном комитете России.
«Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка предлагает ряд инициатив: усовершенствовать программы подготовки кандидатов в приемные родители, реализующиеся при прохождении обучения в школе приемных родителей, создать специальные обучающие модули для отдельных категорий приемных детей (дети-инвалиды, подростки и т.д.), рассмотреть вопрос предъявления дополнительных требований к кандидатам в приемные родители (например, обязательное прохождение психологического обследования кандидатов в приемные родители)», — говорится в сообщении аппарата Кузнецовой.
Детский омбудсмен также считает, что необходимо разработать новые подходы в измерении эффективности в этой сфере, так как, по ее словам, «очевидно, что математический подход в отчетах не отражает качества выполненной работы». При этом Анна Кузнецова уверена в том, что количество детей в приемной семье не влияет на их благополучие и качество жизни.
Она высказалась за необходимость отказаться от формального подхода и в принципе подбора семей, и в мониторинге за ними. «Мы можем разработать максимально чувствительные методики, но формализм нивелирует всю работу. Должна быть личная ответственность за решение о передаче детей в семью», — заявила Кузнецова.
Комментарии экспертов
«Уже давно наступило время для «прокачки» органов опеки»
Яна Леонова, исполнительный директор БФ «Измени одну жизнь»:
«Я совершенно согласна с тем, что программу подготовки приемных родителей надо совершенствовать. Мы сейчас наблюдаем рост возвратов детей из приемных семей.
Что касается психологического тестирования, здесь несколько рисков. Во-первых, такого количества обученных и квалифицированных специалистов пока нет. Во-вторых, есть риск, что тестирование будет проходить в режиме «годен — не годен».
Суть психологического тестирования — помочь родителям понять свои ресурсы, минимизировать эмоциональную составляющую решения при принятии ребенка в семью, помочь определить свои мотивы.
Важно не ужесточать требования к приемным родителям, а усиливать их подготовку. Мы в курсе, что в некоторых регионах занятия в Школах приемных родителей проводятся довольно формально. Иногда и сами родители не видят ценности в прохождении этих курсов, торопятся, для кого-то первый этап по сбору документов и прохождение ШПР является самым сложным этапом, что, конечно, большое заблуждение.
Уже давно наступило время для «прокачки» органов опеки — необходимо повышать квалификацию сотрудников, стимулировать их адекватной заработной платой, четко определить их круг полномочий и ответственности. Сотрудники органов опек сейчас вынуждены принимать решения в довольно туманной правовой ситуации.
Институт личной ответственности, предложенный Анной Юрьевной, на мой взгляд, очень адекватный инструмент, но для этого необходимо серьезно подготовить законодательную основу. У органов опеки должны быть утвержденные алгоритмы действий, должна быть серьезная профессиональная подготовка, а также должны быть снижены административные нагрузки в виде большого количества зачастую бессмысленных отчетов».
«В других странах решение о передаче ребенка в семью решают не органы опеки, а суд»
Галина Семья, доктор психологических наук:
«Сегодня психологическое обследование кандидаты могут проходить добровольно, и многие это делают. Например, в Московской области 99% кандидатов проходят эту процедуру. У каждого региона есть набор методик, по которым они обследуют кандидатов. У нас несколько лет назад был разработан пакет психологических методик, который прошел апробацию в 42 регионах РФ. Более 400 психологов приняли участие в проекте.
Стало понятно, что в тесте должна быть обязательная часть и вариативная, которую регион определяет сам. Дело в том, что в разных регионах — разные образовательные, культурные, религиозные цензы. При этом должен быть базовый пакет. Четыре года подряд на Всероссийском форуме приемных семей мы спрашиваем родителей, и они выступают за обязательное тестирование. Насколько я понимаю, Минобрнауки готовит поправки в законодательство, которые сделают тестирование обязательным.
Что касается усовершенствования программ подготовки приемных родителей, то этим занимаются регионы. На сайте Минобрнауки есть требования к данным программам, но регионы разрабатывают их сами. В прошлом году были разработаны отдельные обучающие модули для тех, кто готов взять в семьи детей-инвалидов, подростков. Программы разработаны от начала до конца. Разработаны также модули сопровождения подобных семей. И уже в этом году по данным модулям проходят семинары в разных субъектах России.
Обучение в ШПР должны проходить кандидаты, включая ближайших родственников. Я также вижу необходимость создания отдельных модулей подготовки. Обучение должно отличаться. Почему? Кто берет опеку: бабушки и дедушки, как правило. И большинство возвратов происходит в подобных опекунских семьях. Дети достигают подросткового возраста, и бабушка уже не может справиться с ними.
Число возвратов из семьи обратно в детдом зависит от качества подготовки, сопровождения, тестирования и так далее. Отказаться от числовых данных в нашей сфере невозможно. Это вещь достаточно объективная, хотя и не отвечает на некоторые вопросы. Она несет определенные характеристики. Мы не должны знать, сколько сирот в России на сегодняшний день?! Цифры должны быть. Но их нужно однозначно интерпретировать. Математический подход хорош своей объективностью.
Количество детей в приемной семье должно быть ограниченно. Психология малых групп говорит о том, что в небольшом коллективе люди могут слышать друг друга и общаться. В семье не может быть 12 детей с разными диагнозами, историями. Когда мы отдаем в семью ребенка с инвалидностью или подростка, то эти семьи должны обязательно сопровождаться. Это одно из условий передачи ребенка. Пока же сопровождение сегодня добровольное.
При этом определение «сложной ситуации» необходимо расширить. К примеру, семья из Москвы забирает ребенка из маленького села. Ребенок попадает в огромный мегаполис, где ему потребуется психологическая поддержка. Мы пока не можем добиться качественного сопровождения.
Органы опеки работают на основании законодательства. И все решения принимаются на основе закона. Меняйте законы в таком случае. В других странах решение о передаче ребенка в семью решают не органы опеки, а суд. Мы не исключаем суд в случае решения вопроса об усыновлении. Но международная практика говорит о том, что любая передача ребенка в семью (вне зависимости от формы) решается судом. Мы должны двигаться в этом сторону. Представители органов опеки и так несут персональную ответственность при колоссальной нагрузке и отсутствии специального образования.
Мы специалиста нагружаем и нагружаем, но взамен ничего не делаем. Поэтому мы и продвигаем изменение в законодательство, которое связано с совершенствованием работы органов опеки и попечительства. Сотрудники органов опеки и попечительства смогут привлекать в решении вопроса сторонних специалистов: психологов, юристов. Сегодня сотрудник не имеет права на это. Часть полномочий опека может передать уполномоченным организациям в тех вопросах, которые требуют психологической, педагогической компетенции.
Сегодня органы опеки могут передать уполномоченным организациям только выявление детей, нуждающихся в защите государства, а также ШПР. Мы же предлагаем расширить данный перечень еще одним пунктом: подготовка к осуществлению контроля. Как вы знаете, специалист органов опеки 2 раза в год должен проверять приемную семью. Но поймите: в некоторых регионах количество приемных семей больше, чем дней в году. Получается, что этот контроль бывает формальным.
Мы эти полномочия передадим другим организациям, которые смогут сделать запрос в школу, детский сад. После чего они передадут результаты запроса сотруднику органов опеки. У человека уже будет перед глазами полная картина. На основании этого он уже будет принимать решение о состоянии семьи».
«Смогут ли психологи понять, что у кандидата в родители были психологические травмы?»
Елена Мачинская, приемная мама, психолог:
«Пока я не могу себе представить такого теста, который нельзя было бы скачать и посмотреть правильные ответы. Конечно, существуют психиатрические тесты для выявления тяжелых заболеваний. Но технологически я не понимаю, как выстроить этот процесс.
Если речь идет о проективных методиках (когда человека просят что-либо нарисовать, к примеру), то этот метод — достаточно субъективный. Уровень подготовки специалистов, которые потом будут интерпретировать рисунки, должен быть очень высоким.
Один и тот же рисунок 5 разных психологов могут трактовать по-разному. Смогут ли они понять, что у кандидата в родители были психологические травмы, могут ли эти истории в будущем повлиять на воспитание ребенка?
Что касается программ подготовки, то их надо совершенствовать. Речь идет об обучении специалистов опек, школ приемных родителей. Сейчас туда приходят люди, зачастую не понимающие сути проблем приемных семей. Приходят теоретики, считающие, что работа с кровным и приемным ребенком – одно и то же».
«Один или даже двое родителей – это еще не вся семейная система»
Ирина Гарбузенко, приемная мама, психолог:
«Психологическое тестирование не помогает оценить кандидата в приемные родители. Все дело в том, что тест проходит только один член семьи. В том случае, если в ШПР обучается пара, – то двое.
Как показывает практика, этого мало, потому что один или даже двое – это еще не вся семейная система. В системе могут присутствовать бабушки, дедушки, старшие дети, близкие родственники и т.д., и у каждого тут своя точка зрения.
Семейная система по определению настроена на сохранение своего равновесия и часто работает на выталкивание самого слабого звена. А это в нашем случае – приемный ребенок.
Поэтому прежде, чем брать ребенка из детского дома, нужно оценить ресурсы всей семьи, нужно понять сильные и слабые стороны вашей семейной системы. Об этом как раз-таки можно поговорить в ШПР.
Опытные тренеры, работающие с разными семьями, примерно понимают, что будет, если в конкретной семье окажется ребенок с конкретным анамнезом. Скажем, в семью, где совместно с супругами проживают пожилые и консервативные родители, вряд ли впишется бунтующий подросток, а семье с маленькими детьми, отнимающими у родителей много сил, будет непросто справиться с трудностями ребенка с особенностями развития. То есть, всегда нужно оценивать не ответы на тест, а конкретную ситуацию. Именно это помогает соединить два подхода – «ребенок для семьи» и «семья для ребенка».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал