Елена Мачинская
Елена Мачинская 25 июня 2018

Соломоново решение: ребенок все равно останется в проигрыше

0
2479
0
Сегодня суд все чаще и чаще занимает сторону биологических родителей.

Эти два письма пришли с разницей в месяц. Это две совершенно разных истории, но в каждой из них — своя боль и правда. Психолог, приемная мама Елена Мачинская на примере реальных событий рассказывает о судьбах детей, чьи родители оказываются в местах лишения свободы. 

Письмо 1.

«Здравствуйте.

Подскажите, кого попросить о помощи мне?

Я приехала из деревни в Москву на работу. Мне было 24 года, когда я родила Настю. Я трудно жила, мы голодали, денег не было, жить было негде, скитались по друзьям. Вернуться я не могла – мой дом, где мы жили, сгорел, мать погибла. Отец Насти нас бросил, когда узнал, что дочка родится больной.

Потом я познакомилась с Сергеем. Он сказал, что может дать мне работу курьером – доставлять медикаменты. Я согласилась, дала паспорт для оформления. Я не сразу поняла, что мне надо перевозить наркотики. Когда я хотела отказаться, мне сказали: «Подумай о ребенке». Я испугалась. Сергей говорил, что если останусь — все будет хорошо, что это не опасно, мать с ребенком-инвалидом подозрений не вызывает. Да и фирма своих не бросает, «все схвачено».  Платили хорошо. Я осталась, но думала, что со временем, когда смогу отдать Настю в детский сад, найду другую работу. Когда меня поймали, Сергей сразу пропал, а то, что он говорил, оказалось враньем — меня никто не пытался спасти. Мне дали 5 лет, а дочу отдали в другую семью. Я каждый день молилась за нее. Когда была возможность, звонила в опеку и просила передать, что я ее люблю. Я только ради нее выжила в этом аду.

Читать также — Кровная мать забрала ребенка из приемной семьи в день своего освобождения из тюрьмы

Но когда я вышла из тюрьмы, опекуны моей доченьки решили отнять ее у меня. Из-за того, что мне негде жить, у меня нет работы – подали на лишение меня родительских прав.

Помогите! Да, я оступилась, совершила глупость, но мне надо было кормить себя и ребенка, меня запугали. Я пытаюсь сейчас устроиться на работу, но с судимостью никто не берет, снять квартиру не на что. У меня больше никогда не будет детей.

Помогите вернуть Настю! Я ее так люблю, это моя жизнь! Если у меня заберут ребенка, то зачем мне жить? Я все сделаю для ее счастья — найду работу, я умею готовить, шить, могу быть уборщицей. Я готова на что угодно. Я храню ее игрушки, фотографии,  первую одежду. Что мне делать, кто мне поможет?»

Письмо 2.

«Добрый день.

Нам нужна помощь!

Мы с мужем не имеем детей, у нас свой бизнес, мы решили усыновить ребенка. В опеке не было детей с полным статусом, и нас попросили посмотреть Ариночку. Девочку можно было взять только под опеку, так как ее мать не лишена родительских прав. Инспектор нас заверила, что как только мать выйдет из мест лишения свободы, ее легко можно будет лишить родительских прав, и Арина станет нашей дочкой.

Читайте новый раздел на нашем сайте – 5 шагов к принятию ребенка в семью.  Он создан для тех, кто думает о том, чтобы взять ребенка из детского дома. Подробные инструкции написаны в удобном формате. С чего начать? С шага №1!

Ее мать была бомжом, скиталась по друзьям и ночлежкам, жила в дешевых хостелах, не работала, попалась на продаже наркотиков. Ребенок был грязным, неухоженным, вечно голодным, с недостатком веса.

Мы прожили вместе 7 лет, учили и любили Ариночку, как свою дочь, она даже пока не знает, что не родная нам. Мы ее обожаем, все бабушки от нее без ума. Но теперь ее мать вышла из тюрьмы и хочет забрать ребенка, и опека внезапно заняла сторону матери!

Мы с мужем в отчаянии. Как мы сможем отдать нашу дочь этой чужой женщине, которая ни разу не поинтересовалась судьбой ребенка? Где она будет жить? На что существовать? Она сняла комнату в общежитии, но где гарантия, что сможет за нее платить, что не начнет снова скитаться по бомжатникам? Что не будет кормить тухлой едой нашу дочь, которая учится в английской спецшколе, играет на фортепиано? Мы научили Ариночку кататься на горных лыжах, а каждое лето мы проводим в Турции, где у нас свой дом с видом на море.

Теперь опека считает, что кровная мать имеет право забрать Арину. Но разве ребенок не имеет право быть счастливым с теми людьми, которых любит, называет «мама» и «папа», которые любят ее, где для ребенка созданы все условия, где полная семья, достаток и возможности интеллектуального развития? Она свободно говорит на английском, знает всех художников и композиторов? Да она в свои 8 лет интеллектуально обогнала свою кровную мать.

Что нам делать? Как спасти ребенка?»

Комментарий психолога.

Елена Мачинская.

«Примерно так выглядит две стороны одной медали, когда у ребенка оказывается две мамы – мама в местах лишения свободы и приемная мама. Что делать? Кто прав? Чью сторону должен занять суд, опека? Мнений много, и единственно верного решения тут нет.

Фонд «Измени одну жизнь» проводит бесплатные консультации для действующих приемных родителей

С одной стороны, финансовое и социальное неблагополучие не может быть мерилом для того, чтобы передавать ребенка в семью с лучшим уровнем жизни. С другой стороны, нельзя закрыть глаза на то, что ребенок привязан к новой семье. Решать, в данном случае, придется суду. Но какую из сторон ни займет судья, ребенок останется в проигрыше.

Сегодня суд все чаще и чаще занимает сторону биологических родителей. Но что испытывает ребенок, когда его вдруг передают маме, о которой он даже не знал, перевозят в другой дом? Когда он теряет все, к чему привык за несколько лет, составивших большую часть его жизни: маму и папу, бабушек и дедушек, братьев и сестер, друзей, детский сад, привычный образ жизни, хобби?

Как оценить вред, который будет принесен психике ребенка? Что произойдет с ним дальше? Кто поможет его маме адаптироваться к жизни после тюрьмы, принять и полюбить ребенка, который вырос и изменился за годы ее отсутствия, справиться со своими вредными привычками? Как скоро ребенок рискует оказаться вновь в детском доме, если мама его не справится? Чтобы выбрать, как поступить, судье надо обладать, как минимум, мудростью Соломона.

Не так давно Интернет буквально взорвал ролик, где кровный отец, восстановившийся в родительских правах, силой забирает ребенка. Ребенок плачет, сопротивляется, этот дядя ему не знаком, ему страшно.

К сожалению, в России пока не существует работающих механизмов, позволяющих детям не оказаться в подобной ситуации. Чаще всего такие мальчики и девочки просто застревают в системе детских домов до момента освобождения своих родителей. К несчастью, многие родители детей так и не забирают, и их со временем лишают родительских прав, но время упущено безвозвратно. Найти семью подростку – совсем не то же самое, что найти семью дошкольнику.

Как же быть? Стоит обратить внимание на опыт других стран, где существуют фостерные семьи (в России такие семьи называются патронатными, но на практике их нет). Главное отличие фостерных от обычных приемных семей в том, что ребенок устраивается на определенное, прописанное в договоре время, пока кровные родители не могут быть с ребенком. Причиной может послужить болезнь кровных родителей, нахождение в местах лишения свободы, а также — временная угроза жизни или здоровью ребенка.

Такие «временные» семьи проходят специальную подготовку и обеспечивают общение с кровными родственниками. Сопровождающие психологи с первого дня готовят ребенка к возможности вернуться к родным и обеспечивают «мягкий» переход. В случае, если по какой-то причине оказывается, что кровные родственники не могут забрать ребенка, при взаимном согласии он либо остается у фостеров, либо передается в постоянную приемную семью.

Создание таких профессиональных семей помогло бы избежать ситуаций, когда кровные родители и опекуны вынуждены делить ребенка. Отрадно, что сегодня все чаще поднимается вопрос о создании таких семей.

В Московской области составляются списки людей, готовых принимать детей на ограниченный срок. К сожалению, без отлаженных механизмов сопровождения таких семей, без обучения помогающих специалистов, реализация проекта в рамках страны кажется сомнительной в ближайшие годы. Но очень хочется надеяться, что постепенно такие профессионалы появятся в России».

Эта статья создана при поддержке компании МегаФон.

«Будущее зависит от тебя» — так называется совместный проект фонда «Измени одну жизнь» и компании МегаФон. В рамках проекта мы публикуем видеоанкеты подростков. Им, как и малышам, очень нужны семьи. Но подросткам намного сложнее найти новых родителей.

 

 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!