Ребенок с ребенком: как взять под опеку молодую маму
В июле мы написали про Галину и Сергея Зарезиных, у которых шесть приемных детей. Но когда статья появилась на сайте, оказалось, что у Зарезиных уже прибавилось подопечных: с 23 июля в семье появились 16-летняя Йисельда и ее новорожденная дочка Верочка. Мы попросили Галину рассказать о том, легко ли брать под опеку детей, если они сами становятся родителями.
Надо – значит надо
«Началась эта история еще в апреле, – рассказывает Галина. – Нам позвонили из опеки, сказали, что есть 16-летняя девочка, которая нуждается в помощи: она беременна и ушла из дома, потому что отец отказался принимать ее вместе с ребенком. Вроде бы отец предлагал ей сделать аборт, а она не согласилась. Находилась она в тот момент в Центре помощи семье и детям».
У девочки было необычное имя – Йисельда. Оказалось, ее отец нашел это имя в каком-то фантастическом или историческом романе: так звали дочь короля. Вот и свою дочку он назвал также. В семье Зарезиных ее называют Селей.
«Сперва нам предложили просто познакомиться и пообщаться с девочкой, – говорит Галина. – Но в таких случаях всегда подразумевается: попробовать установить контакт, чтобы взять девочку в семью. Мы как-то и не раздумывали над этим: надо и надо, раз уж мы взяли на себя такие обязательства. Не на улицу же отправлять ребенка, тем более с собственным ребенком!
В опеке предупредили Селю, что мы приедем. В первый раз мы поговорили с ней минут 20, не больше. Сразу стало ясно, что девочка общительная, с сохраненным интеллектом, неглупая, так что контакт установился легко. Вообще она умеет себя подать: всегда чувствует, что от нее хотят услышать, запоминает много взрослых фраз и умеет их вставить в нужном месте и в нужный момент.
В мае было решено, что Зарезины возьмут Йисельду и ее будущую дочь к себе, и 21 июля они забрали девушку и ее дочку из роддома. Над маленькой Верой они сразу оформили опеку, а ее несовершеннолетняя мама на тот момент была признана нуждающейся в госзащите, но не имела статуса для устройства в приемную семью.
История Сели
Мать Йисельды была лишена родительских прав, у отца своя семья, в которую она попала в 5 лет. «На суде нам даже жаль стало этого мужчину, – вспоминает Галина. – Видно было, как он переживал, что не справился с дочерью».
Галина говорит, что в истории отношений Сели с родным отцом разобраться не так-то просто: девочка рассказывает одно, отец – другое. Ясно только, что ужиться вместе им, видимо, было нелегко, потому что характеры у них схожие – оба сложные и довольно задиристые.
После того, как Селя выписалась из роддома, состоялся суд, на котором Галина и Сергей присутствовали в качестве ее представителей. Отец девушки сказал, что готов ее забрать, но без ребенка, и в конце-концов отказался от родительских прав. После суда ее уже окончательно передали в семью Зарезиных.
Сейчас отец не общается с Селей, но недалеко от Зарезиных живет ее бабушка. Бабушка приезжала в гости к внучке и правнучке, иногда делает им подарки.
«Селя – девочка непростая, с характером, – рассказывает Галина. – В первое время с ней было особенно сложно: если ей что-то не нравилось, она могла выставить свои требования, устроить истерику, заявляла, что ей плохо, – она очень хорошо умеет играть, если нужно. Но, судя по рассказам представителей опеки о том, из каких условий ее забрали, по-другому она бы просто сломалась – ей приходилось буквально выживать, доказывать всем, что она сильная и справится. Может, поэтому она очень гордая и обидчивая, ей невыносимо получать замечания».
Селе оказалось не так-то просто поладить с другими детьми Зарезиных: изначально она неправильно поставила себя в семье, попыталась командовать другими детьми на правах старшей по возрасту – и в результате дистанцировалась от них. Она вроде бы и общается со всеми, но дети держатся от нее в стороне.
«Постепенно Селя меняется, – говорит Галина. – Возможно, нам хотелось бы, чтобы это происходило побыстрее. Но иной раз я вспылю, а потом сама себя останавливаю: а откуда ей понять, что так нельзя? Идешь и объясняешь ей все по-новой».
Селя в этом году будет учиться на дому – пока она перешла только в седьмой класс.
Она сама еще ребенок
«Маленькую Веру у нас в доме любят все: Маша просто зацеловывает ее, 16-летний Олег вечерами берет ее на руки и с ней нянчится – Вера даже не плачет, заглядывает ему в рот, Полина старается помочь как только может.
Отношение самой Сели к Вере пока еще трудно оценить. С одной стороны, видно, что она любит дочку: девочка ухоженная, накормлена. С другой стороны, ей еще сложно осознать всю меру ответственности за малыша. «Например, мы с сестрой объясняли ей, что ребенок будет часто плакать до четырех месяцев – надо потерпеть, – вспоминает Галина. – А потом я добавила, что с четырех месяцев у маленькой начнут резаться зубы, и у Сели сразу паника в глазах: как, и дальше будут проблемы? Да, говорим, до полутора лет, пока девочка не начнет сама показывать, где и что у нее болит… И мы понимаем, что Селя совсем ошарашена такой перспективой.
Селя сама еще ребенок: она может оставить Веру в коляске спать на кухне, когда я занята готовкой, а сама побежит играть в прятки, засмотрится мультики. Галина отмечает, что Селе нравится кормить дочку, хочется, чтобы она была чистенькая. «Но ведь ребенку важно не только вовремя поменять памперс – с ним нужно общаться, а Селе это сложно дается. Не люблю слово «депривация», но от него никуда не денешься: если ребенок недолюбленный и недоласканный, он не умеет передавать свои чувства. Ей сложно успокоить дочку, поговорить с ней. Она не виновата в этом, просто с ней самой никто так не общался. Ей надо учиться этому. (И о некоторых успехах уже можно говорить: Вера начинает не «гулить», а «разглагольствовать» на весь дом, чем очень смешит всех домашних).
Селя в принципе не знает, что такое семья. Семья ведь может состоять только из мамы и ребенка, а может быть такой, как у нас, – когда дом постоянно гудит. Но это всегда семья, где заботятся друг о друге».
В общении с Селей был сложный момент: однажды она ушла из дома, бросив маленькую Веру на другую приемную дочь Зарезиных, Кристину. Девушка поссорилась со своим парнем и поехала к друзьям выяснять отношения. «А у нас ведь четкая установка от опеки: если в течение получаса-часа ребенок не вернулся домой, мы должны ехать в полицию, подавать заявление, – поясняет Галина. – Это в обычной семье бывает, что ребенка начинают искать только через сутки, а у нас дети статусные, заявление обязаны принять сразу. Конечно, раньше у нас такого опыта еще не было, только на курсах приемных родителей об этом узнали. Но заявление действительно приняли и полиция быстро Селю нашла».
Галина признается, что после этого поступка Сели ей трудно было относиться к девушке по-прежнему. «Я тогда сказала ей, что она просто не знает, как тяжело порой достаются нам дети. И по ее глазам увидела: на этот раз она понимает, что совершила плохой поступок. Это уже был какой-то результат».
Брать под опеку ребенка с ребенком – это, конечно, непросто. И дать какой-то совет тоже трудно. «Я недавно прочитала в Библии хорошие слова «Любовь никогда не перестает», – говорит Галина. – Это, наверное, единственное, что тут можно сказать. Надо только любить, переступать через себя, по-другому никак. Любить и набираться терпения».
Семья Зарезиных без Веры и Сели
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Елена
Молодцы! Дай вам Господь помощи и благословения!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.