Нет ограничений – нет и перееданий. Парадокс? Вовсе нет

О том, как решить проблемы пищевого поведения у приемных детей, как выстроить у ребенка здоровые отношения с едой, мы поговорили с Екатериной Серебряковой, мамой четверых детей и детским психологом.

Многие приемные родители сталкиваются с проблемами питания у приемных детей. Чаще всего встречается переедание, когда ребенок может есть до рвоты и кажется, никак не насыщается.

Кто-то прячет еду, кто-то, наоборот, может отказываться есть. Проблем и их нюансов множество, но мы коснемся самых распространенных.

— Екатерина, откуда вообще берутся сложности с пищевым поведением?

— У тех детей, кто с рождения оказался в системе, как правило, нарушена связь с собственным телом, они не понимают, когда они проголодались, а когда уже сыты.

Дома ребенок может поесть, когда захочет, а родители с детства учат его понимать свои желания и ощущения.

Чувство голода и сытости формируются с младенчества вместе с грудным вскармливанием. Например, если ребенок срыгивает, он получает сигнал от тела, что переел, хватит, и в следующий раз может съесть поменьше.

В учреждениях же, где прием пищи по расписанию, а сигналом к окончанию еды служит убранная тарелка, неважно, наелся ли ты или еще нет, дети привыкают ориентироваться не на собственные ощущения, а на внешние условия.

Попадая в семью, где доступ к еде не ограничен, такие дети не понимают, когда уже нужно остановиться, поэтому они переедают.

Те, кто попал в детдом из неблагополучной семьи, часто уже знают, что такое голод. Такие дети могут есть слишком много из страха, что еда закончится, пытаясь наесться впрок. Они также склонны контролировать наличие продуктов в доме, воровать и прятать еду. Для них продуктовые запасы – важный маркер безопасности.

Есть отдельные особо сложные случаи, когда ребенок отказывается есть. Пища – это наша витальная потребность, мы едим, чтобы жить. Как правило, если дети отказываются от еды, значит, они не чувствуют себя нужными и любимыми. Таким детям, даже самым маленьким, важно как вербальными, так и невербальными способами давать понять, что вы их любите и цените, что они вам очень нужны.

В любом случае, если приемный ребенок отказывается от еды, то это сигнал, что есть серьезная проблема, решение которой потребует времени и терпения.

И очень желательно в этой ситуации привлекать на помощь специалистов.

Если вы приемный родитель, и у вас есть переживания, которыми хочется поделиться, фонд «Измени одну жизнь» приглашает вас на бесплатные консультации с нашими экспертами.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПСИХОЛОГА

— Как отстроить правильное пищевое поведение приемных детей, с чего начать?

— Расскажу на примере своих двойняшек (об истории приемных детей Екатерины мы рассказывали на нашем сайте). Поначалу Ники и Лукас, как многие сироты, не чувствовали ни голода, ни насыщения.

У них работал условный рефлекс: взрослый идет на кухню, открывает холодильник – значит пора есть. И они начинали истошно кричать, требуя еды, хотя буквально за полминуты до этого спокойно играли в комнате и вовсе не казались голодными.

Мы ввели режим питания: завтрак, обед, полдник и ужин. Еду давали по возрастной норме. За стол садились всей семьей, чтобы дети видели, как питаются взрослые, что мама и папа едят тарелками, а не кастрюлями, что можно взять добавку, а можно съесть только свою порцию и больше ничего не есть.

Если кто-то из взрослых не мог пообедать вместе со всеми и был вынужден поесть в другое время, я старалась, чтобы дети были по возможности в этот момент заняты с няней в другой комнате.

Конечно, мы не запрещали им что-то съесть и вне графика, если вдруг они видели, что кто-то из нас сидит с тарелкой, и тоже хотели присоединиться.

Также первое время нам приходилось убирать всю еду из свободного доступа, потому что двойняшки сметали все, что видели.

Это привело к расстройству пищевого поведения у старшего кровного сына. Он никогда не знал запретов и ограничений, был свободен в своем выборе, знал разные вкусы и умел выбирать что-то по душе, мог свободно отказаться от сладкого.

Первый раз оказавшись в ситуации запрета и лишения, он испытал серьезный стресс, который привел к регрессу в питании. И фактически мне пришлось отстраивать пищевое поведение всем троим.

Примерно через 6-8 месяцев, когда дети поняли, что еда не исчезает, достаточно посмотрели на то, как питаемся мы, родители, у них появилась избирательность, первое понимание того, кому какое блюдо больше нравится.

Так выяснилось, что Ники очень любит различные супы, а Лукас, наоборот, больше предпочитает вторые блюда с гарнирами.

Еще несколько месяцев ушло на выработку и понимание собственных вкусов и предпочтений: в это время дети капризничали, отказывались то от одного, то от другого. Но постепенно стало все налаживаться.


Я готовила на выбор два-три варианта блюд. Если кто-то из детей не хотел ничего, мы не заставляли. А если ребенок через какое-то время понимал, что все же хочет поесть, мы не отказывали.

Также я считаю, ничего страшного, если ребенок вообще пропустит прием пищи по собственному желанию. Охотнее поест в следующий раз.

Отдельно хочу сказать о не очень распространенных, но достаточно стандартных ситуациях, встречающихся с приемными детьми старше 3 лет, которые пережили голод.

Такие дети прячут еду, крадут ее из магазинов, беспокоятся, когда какого-то продукта нет дома, переживают, что не хватит денег на еду. Как правило, травмированному голодом ребенку важно наличие одного, максимум трех каких-либо продуктов. Например, чтобы всегда был хлеб.

И задача родителей на первом этапе внимательно следить, чтобы он действительно в доме всегда был, пусть даже в некотором избытке. И чем более педантично родители будут следить за этим, тем быстрее ребенок поборет свой страх.

Это не означает, что вы поддаетесь манипуляциям и идете на поводу у капризов ребенка. Травмированный малыш не манипулирует, он бессознательно демонстрирует свое недоверие миру, ощущение того, что он в опасности.

Как только он видит внешнее подтверждение своим опасениям, например, в хлебнице снова нет хлеба, это укрепляет его в убеждении, что мир опасен и доверять ему нельзя.

Поэтому родительская задача в первую очередь — создать ощущение доверия и безопасности, даже если для этого нужно постоянно иметь в доме запасы не любимой в вашей семье, но важной для ребенка еды.

— Как вы научили детей умеренному потреблению сладостей?

— В какой-то момент, когда уже в целом отношения к базовой здоровой еде пришли в норму и дети научились распознавать голод и сытость, я заметила, что у всех троих появилось прямо-таки невероятное вожделение к сладкому.

У младших – к конфетам, у старшего – к выпечке. Это был тот самый «запретный плод», ведь мы были вынуждены долгое время сильно ограничивать сладости.

Я поняла, что пришло время работать с проблемой, и провела «сладкий эксперимент». Никакому ребенку невозможно объяснить словами, что много сладкого – это плохо, вредно и т.д. Тем более, нельзя это сделать запретами.

Я сделала тарелку со сладостями, постоянно пополняла ее и никак не ограничивала доступ к различным вкусностям. Сладости чередовались, в тарелке был то зефир, то конфеты, то шоколад.

Вместе с тем всегда были орешки и сухофрукты, как более полезные альтернативы. В идеале, если у детей не было тотального ограничения по сладкому, не обязательно скупать весь магазин, достаточно ограничится покупкой 2-3 любимых сладостей. Главное, чтобы они были в наличии всегда и пополнялись по мере исчезновения.

Тарелка стояла круглосуточно. Поначалу дети ели сладости во всех вариантах: макали в суп, вприкуску с котлетой, Лукас вообще два дня ел только конфеты.

Вытерпеть это было непросто, но результат был достигнут: через 10 дней дети перестали есть сладкое вообще. И сейчас они его даже не просят.

Могут иногда что-то съесть и чаще всего за компанию со взрослыми. Так у нас недавно торт «Наполеон» простоял почти нетронутым несколько дней.

То же я повторила со старшим, только с выпечкой. Еще раз скажу, что этот способ подходит только тогда, когда уже отстроены здоровые отношения к базовым продуктам, к приемам пищи, когда у ребенка налажен контакт со своим телом, и он умеет различать чувство голода и сытости.

— Какие наиболее частые ошибки совершают родители, пытаясь приучить ребенка к правильному питанию?

— Первая и главная – это запреты. На самом первом этапе ограничения неизбежны, но дальше от них нужно отказываться, иначе они приведут только к новым проблемам.

Ребенок будет бояться вас, скрывать свои пристрастия и ждать удобного случая, чтобы скорее вкусить «запрещенки».

Любая манипуляция едой – это тоже ошибка. Пища должна быть пищей – и ничем иным. Нельзя делать из еды награду, поощрять или утешать чем-то «вкусненьким». Наказывать лишением любимых сладостей тем более не стоит. Также нельзя мотивировать поедание одной еды другой едой.

Как пример: я сама долго жила в иллюзии, что правильно разрешить ребенку съесть сладкое только после того, как он съест основное блюдо, и никак иначе. Он же знает, что получит конфету после супа.

Но ребенок ест суп не потому, что он голоден или хочет суп, а чтобы потом получить шоколадку. В итоге он просто залил в себя этот суп ради шоколадки, ни вкуса не почувствовал, ни пользы не получил, ни рецепторы свои не развил.

Такой способ не поддерживает здорового отношения со сладким и не развивает здорового отношения с базовой едой.

Важную роль в формировании пищевых привычек играют совместные семейные трапезы. Ребенок должен видеть, как и что едят родители. Как правило, именно с родителей он берет пример, поэтому как бы банально это ни звучало, крайне важно самим питаться здоровой едой и решить все свои пищевые проблемы.

А также набраться терпения и не волноваться, если кажется, что все идет не по плану. Был период, когда мои дети три раза в день готовы были есть только макароны. Почему, когда я, их мама, с удовольствием ем салаты, овощи, придерживаюсь максимально здорового питания, они не берут с меня пример?

Но вот моему старшему сыну 5 лет, и он, глядя на то, с каким удовольствием я ем зеленый салат с брынзой и помидорами, просит сделать ему такой же салат и тоже ест его с радостью. Мой пример не пропал даром!

Есть еще один пункт, о котором часто не думают, а возможно, и не знают о его важности. Питание должно быть максимально разнообразным не только для того, чтобы ребенок получал все необходимые витамины и микроэлементы.

У детей изначально не развиты вкусовые рецепторы, их развитие происходит с возрастом. Чем больше вкусов он будет знать и различать, тем более разнообразную пищу он будет выбирать и любить.

Мой младший кровный сын успел перепробовать все, что было на нашем столе. И с 7 месяцев он ест все то же, что и мы.

У нас нет раздельной пищи для детей и взрослых, мы готовим сразу на всех. И если старшие что-то любят, что-то нет, а что-то даже не хотят пробовать, то младший с интересом пробует все, и ему практически все нравится.

В заключении скажу, что все проблемы с пищевым поведением требуют от родителей индивидуального подхода, внимания, а главное, времени и терпения.

Ни один специалист не имеет волшебной таблетки, позволяющей быстро решить вопрос.

Фото — из семейного архива Серебряковых. 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Наталья

    Спасибо, очень полезные наблюдения за пищевым поведением. Моя дочь ( сейчас ей 6 лет) отказывалась от еды и была очень худой, просто прозрачной, когда я забирала ее из детского дома. В дороге ( мы ехали 5 дней) она ела только грушу, которую ей отдали в детском доме, сладкие новогодние наборы( дело было перед Новым годом) и фруктовые пюре, которыми я запаслась перед дорогой. Детское меню, заказанное мной в поезде, оставалось практически нетронутым. Дома проблемы продолжились, она плохо набирала вес. В 5 лет она весила 16 килограмм! За год набрала 5 и сейчас весит 21, даже щёчки стали появляться. Так что терпение и труд всё перетрут.

    18 мая 2022