Татьяна из подмосковной Балашихи, участница 3 потока курса «Тест-драйв приемного родительства» на платформе profamily24.ru, вместе с мужем взяла в семью 5-летнего мальчика
Татьяна рассказала, какую важную информацию получила на курсе, как эти знания помогли ей в поисках сына и каким образом помогают сейчас, во время адаптации.
Татьяна с мужем и сыном.
Почему не хватило знаний в ШПР
Поначалу мы решили изучить предмет. Что такое приемное родительство? Куда обращаться? Какие нюансы существуют? Как вести себя с ребенком? Чем приемные дети отличаются от других?
Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью
Мы изучали эти аспекты, чтобы в будущем не навредить ребенку, и только потом начать поиски.
В Подмосковье ШПР переполнены в прямом смысле. К примеру, в Балашихе мы сначала не смогли записаться. Не смогли и в соседнем Реутове.
После общения с опекой нас все-таки записали, но в другую школу в соседнем микрорайоне.
Дело не в большом наплыве кандидатов в родители, а в том, что некоторые пары с кровными детьми рассматривают ШПР как бесплатные психологические консультации. Таким образом, они учатся воспитывать кровных детей.
Я не видела статистику, сколько выпускников ШПР в итоге все-таки берут ребенка в семью, но думаю, она невысока.
Год или три на размышление?
К мысли о приемном ребенке мы пришли в течение года, но в ШПР сказали, что это скороспелое решение. Осознанное решение занимает минимум три года. По-моему, это очень странное суждение.
ШПР, на мой взгляд, достаточно специфическая структура, и у преподавателей существует свое видение того, как человек должен прийти к приемному родительству.
На мой взгляд, люди могут прийти или не прийти к решению гораздо быстрее, чем за три года или даже год.
О чем узнала на курсе «Тест-драйв»
Изначально речь шла о причинах, которыми мы руководствовались в принятии решения о приемном родительстве. Мы стремились к избеганию подмены понятий.
Приемный ребенок не является некой компенсацией за отсутствие кровных. Ценен сам ребенок, а не его роль.
Психологи много рассказывали про жизнь в учреждении, про реакции детей на появление кандидатов, про травмы и их последствия. В любом случае изъятие детей из семьи – это тяжелая травма.
Психологи рассказывали про выход из конфликтов. Как себя вести, правильно реагировать, как избежать выгорания.
Как помог курс
Если бы я не прошла курс «Тест-драйв приемного родительства» на платформе profamily24.ru, то мне было бы сейчас намного сложнее с ребенком. Есть ощущение, что он сталкивался с насилием в кровной семье, хотя внешне сын очень активный, подвижный, позитивный.
У него не получается пока общаться по-доброму, он постоянно как бы провоцирует агрессию к себе, пытается вывести нас или сверстников из себя. Мы вместе учимся переключаться с агрессии на другие способы взаимодействия.
Если бы не поддержка психологов, то я бы думала, что ребенок специально бесится и провоцирует родителей. Мысль о травме просто не пришла бы в голову, и точно я бы не подумала, что возможно по-другому он не умеет коммуницировать с окружающим миром. Именно полученная на курсе информация помогла нам с мужем это понять.
Дорогие друзья! Фонд «Измени одну жизнь» анонсирует запуск 7-го потока своего курса «Тест-драйв приемного родительства». Стартуем 5 октября 2022 года!
Сын нашел нас
Ребенка мы искали полгода по массе причин: то ребенок уже «занят», то выписано направление, то одно, то другое.
Процесс поиска через Федеральную базу данных оказался малоэффективным. Тем более, когда у кандидатов есть определенные критерии, как в случае с нами: возраст от 4 до 10 лет, 1-2 группа здоровья (все-таки опыт родительства первый). Так и не удалось нам никого найти.
В итоге ребенок сам нашел нас. Мы решили сделать передышку в поиске и отправились на море. Только зашли в номер, звонок: «Есть мальчик, 6 лет, будете брать?»
Это звонили из опеки по Кемеровской области. Договорились созвониться через неделю, когда вернемся домой, в Москву.
По возвращении из отпуска позвонили в опеку, нам ответили: «Ребенка смотрят». Я только попросила обязательно перезвонить, вдруг откажутся. Через два часа позвонили и сказали, что ребенок снова доступен.
Так завертелся процесс обсуждений, согласований. Все дистанционно, местная опека позволила нам познакомиться с ребенком по видеосвязи, чтобы составить первое впечатление.
Сбор документов занял около двух недель, все это время мы были на связи с ребенком, педагогами и опекой, разговаривали по видеосвязи. Он уже понимал, что встреча с нами скоро состоится, и что мы хотим забрать его, и ждал нас.
Читать также — Первая встреча с ребенком: «Какая же я тетя? Я твоя мама!»
Лег мне на колени и дрожал как котенок
Мы прилетели в Новокузнецк, взяли машину, поехали. Встретились с ним, обнялись, поиграли.
Помню, как он обнял меня за шею, а потом мы сели на пол, чтобы поиграть, и он лег мне на колени, дрожал как котенок. Очень волновался.
У меня же было ощущение, что я своего ребенка просто забираю из детского сада, как будто он был с нами всегда.
Татьяна с мужем забирают сына из детского дома.
Ребенок-ураган
На следующий день мы подписали все документы и забрали нашего малыша. Дома, в Москве, его ждала своя комната, друзья и родственники, которые нас поддерживали на этом пути, и еще два кота.
Первые дни были самые спокойные, ребенок осваивался. Я опасалась, что может удариться или упадет по незнанию, одним словом, переживала за безопасность ребенка. Ему все было интересно, изучал территорию.
Через три недели сын освоился, носился по дому как ураган.
Сейчас мы пошли в детский сад, но впереди еще много-много всего нового и интересного.
Мы находимся в процессе адаптации
Самое трудное в адаптации: помнить о том, что ребенок испытывает вас через всякого рода проступки. А сам процесс адаптации сопровождать обнимашками, совместными чтением, другими успокаивающими занятиями.
У нас отлично «зашли» аппликация (особенно 3D), рисование, кинетический песок. А иногда просто сесть и поговорить здорово получается. Мы любим перед сном вести тихие беседы о том, как прошел день, что будет завтра.
Сын уже реже вспоминает про детский дом, про жизнь в кровной семье, избегая каких-то формулировок. Например, про насилие в семье он говорит: «Я тогда сам ударился, сам упал».
Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии
Мы планируем обратиться за консультацией к психологу фонда скорее для контроля, пока ярко выраженных последствий травмы нет, в целом, ребенок здоров.
Дети не должны жить в детских домах
После курса мне стало особенно заметно, что дети в детских домах как будто заморожены.
Включается режим выживания, и они замирают. Останавливается их развитие, и это очень страшно.
У каждого ребенка должен быть значимый взрослый. Должен быть родитель, тот кто защитит, поможет, научит и поймет.
ФОТО — из семейного архива Татьяны.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.