Проект «Передышка» дает глоток свежего воздуха
В проекте «Передышка», который фонд «Измени одну жизнь» запустил в ноябре 2016 года, уже приняли участие 30 семей. Приемные родители могут доверить своих детей профессиональным бебиситтерам, а сами провести эти несколько часов в обществе друг друга. Сходить в кафе, салон красоты, посмотреть фильм или просто погулять в парке… Многодетная приемная мама Елена Соломатина узнала о «Передышке» в соцсетях. Она рассказала о том, как участие в проекте помогло сохранить ей семью в самый острый пик адаптации.
Елена с Пашей, Анютой и Артемом. Все фото — Никита Корнеев.
«Я была на последнем издыхании»
«Когда к нам пришла бебиситтер Аделина, мы с мужем остались дома, дел накопилось очень много, — рассказывает Елена Соломатина, многодетная приемная мама. – Пока Аделина играла с детьми, я готовила еду, никуда не спешила. А муж был счастлив тем, что дети не отвлекают нас, и что дома, наконец, стало спокойно. Возникла та самая семейная идиллия, когда дети заняты, жена рядом, можно побыть в тишине. И для этого не обязательно куда-то уходить».
В семье Соломатиных — 4 детей. Два кровных сына – Алексей, 22 года и Артем, 6 лет. Недавно, после окончания вуза, старшего сына проводили в армию. В декабре 2016 Елена и Михаил взяли 2 приемных детей. Анютке сейчас 5 лет, Пашуне 3 года.
Артем готовился и к приходу бебиситтера, и к фотосъемке.
«Аделина как няня нас всех очень радует, — говорит Елена. — Молодая девушка очень легко нашла общий язык с каждым ребенком. Добрая и отзывчивая, читала детям книги, придумывала игры. Она приходит к нам 1 раз в неделю по субботам с 10 до 14. Летом мы ездим на дачу, и очень надеемся вернуться к участию в проекте осенью».
О проекте «Передышка» Елена узнала случайно – увидела на страничке фонда в Facebook. Адаптация семьи Соломатиных, в которую родители взяли двух приемных детей – брата и сестру 2 и 4 лет, как раз была на пике. «Через несколько недель, когда я была на последнем издыхании, отправила заявку на участие в проекте через сайт фонда «Измени одну жизнь». Мне ответили очень оперативно, что свободных мест нет. Огорчилась, конечно, но сама была виновата». К огромной радости Елены, через пару недель с ней связалась менеджер проекта и предложила выбрать дату и время – для посещений бебиситтера.
«Больше всех требовал внимания кровный ребенок»
«Я понимала, что мы все на грани, надо что-то предпринимать, ситуация критическая, — говорит Елена. – Муж видел, что я очень сильно устала, ведь у меня руководящая должность, на работе я должна быть спокойной, рассудительной, уверенной в себе, жизнерадостной и энергичной. Но после насыщенного рабочего дня меня дома встречали дети со всеми своими вопросам, проблемами, требованиями. Все трое – кровный сын и двое приемных малышей ждали моего внимания, ласки, любви, участия, мало того – они открыто конкурировали за мое внимание, как могли, создавая еще большие сложности».
Анечка и Паша адаптировались легче, чем кровный сын Артем.
По словам Елены, больше всех требовал внимания кровный ребенок. Он выражал вслух все свои переживания, выплескивал ревность, трудность принятия младших брата и сестры. «Он ведь у нас был младшим, избалованным, а тут мама столько внимания стала уделять сразу двум малышам, — говорит Елена. – Приемные дети подходили ко мне бесконечное количество раз в день и просили обнять их, поцеловать. Они просили то, чего они были лишены. Старший безумно ревновал. Говорил страшные, по сути своей, вещи. Так выражал свое состояние. Мое сердце разрывалось».
В это время муж, подсознательно пытаясь освободить Елену от тяжелого бремени и защитить кровного ребенка, стал говорить о том, что надо вернуть приемных детей обратно в дом ребенка. По его мнению, ситуация могла разрешиться только таким способом. Елена поняла, что необходимо принимать решение, которое поможет сохранить семью в ее полном составе.
«Будущее удочерение представлялось в розовых тонах»
Годом раньше Соломатины решили взять приемную девочку. Старшего сына Елена родила в 22 года, возникли осложнения в родах. Ребенку требовалась медицинская помощь, а молодой маме – психологическая. «В больнице, где я находилась с грудным сыном, была отдельная палата с отказниками, — вспоминает Елена. – Все ее стеклянные стены были завешены пеленками, чтобы мамы с детьми не видели того, что там происходит. Было очень тяжело и страшно, ведь мы, хоть и не видели, но слышали… Это невозможно забыть».
Несмотря на ревность, дети сдружились.
Старший сын Алексей рос, а медики ставили под сомнение его развитие, его будущее. И когда страхи остались позади, а сын вырос, Елена, уже зрелая женщина, вновь стала мамой. Артем родился в любящей семье. «Господь не давал нам с мужем еще одного ребенка. А нам очень хотелось, — говорит она. – Я, как и все, знала, что где-то есть брошенные дети. Как и многим другим людям, мне казалось, что все эти малыши — только из хороших семей, где папы – режиссеры, а мамы – актрисы. И мне тоже хотелось сделать добро и взять малышку. В таких розовых тонах представлялось будущее удочерение».
В ШПР многие вопросы сразу отпали, а неправильные посылы были исправлены. «ШПР дает очень верное понимание приемного родительства, — говорит Елена. – Будущие мамы и папы понимают, что именно предстоит пережить и им, и приемным детям, и кровным, и остальным родственникам. Но все равно реальная картинка не соотносится ни с такими мечтами и представлениями. И к этому приемным родителям надо быть готовыми».
«Сначала дети были зайками»
Елена говорит, что они с мужем искали будущую дочку 9 месяцев. И когда нашли Анюту, то узнали, что она не одна, есть еще брат. Переживали, вдруг с мальчиком будет сложно. Однако, на деле оказалось иначе. С Пашей проблем было намного меньше.
Анечка старается сохранять мир в семье.
«Сначала дети были зайками, — смеется Елена. – Такие милые малыши. Конечно, с травмами. Анюта рассказывала, что в семье у них были еще и старшие дети. И они били младших. И поэтому Аня до сих пор изо всех сил старается, чтобы никто не ссорился, не обижался, не ругался. К примеру, кто-то не может найти свою одежду – Анюта тут же найдет и подаст».
Дети, по словам Елены, активно расширяют базовый кругозор: «А это что такое? А оно теплое? А оно холодное? А оно злое? А оно кусается? и т.д». Все трое младших детей ходят в детский сад. У приемной мамы ненормированный рабочий день. «Очень выручает муж, — говорит Елена. — Он забирает детей из садика, кормит ужином, гуляет с ними. Когда он занят, помогает моя мама. Если надо побыть с детьми, а другие взрослые заняты делами, то и мой папа, и старший сын присматривают за детьми».
Паша оказался очень музыкальным ребенком.
Первое время, по словам Елены, ей казалось нереальным поехать в магазин за продуктами «всей гвардией». Отважились только через 2 месяца, после того, как дети стали жить в семье. Сейчас все вместе ходят и в парк, и в детские центры. «Конечно, вырваться куда-то с мужем вдвоем случается редко, за полгода мы только пару раз смогли сходить с мужем вдвоем в ресторан», — говорит она.
«Поскольку у ребят есть небольшие проблемы со здоровьем, то раз в неделю кого-нибудь из них я вожу к специалистам, — рассказывает Елена. — Когда назначают процедуры, то это — ежедневные визиты в поликлинику». Тема и Аня с осени пойдут в бассейн. И хотя в садике у них есть в бассейн, но родители решили, что детям хорошо бы заняться плаванием более серьезно. Анютку они планируют еще и на гимнастику водить. А Пашуню ждет музыкальная школа, он — очень музыкальный.
«Дети могут как зарядить, так и разрядить»
Откуда берутся силы, чтобы ходить на работу, а вечером читать с ними книги и строить дома из кубиков, отвечать на бесконечные вопросы? «Дома меня заряжает любовь и поддержка мужа, всей нашей семьи, — признается Елена. — Конечно, как зарядить, так и разрядить дети могут! Спасает оптимизм и философский подход к жизни. Чтение книг, фитнес, любимая музыка — отлично «поднимают» ресурс».
Поначалу дети одновременно требовали внимания мамы.
«Период адаптации очень тяжело проходит, прежде всего, для кровных детей и родителей, — говорит Елена. — Наступают моменты, когда кажется, что уже нет ни сил, ни желания для того, чтобы стараться адаптироваться. Именно в этот момент любая помощь может спасти ситуацию. Проект «Передышка» дает «глоток свежего воздуха». Когда к тебе возвращаются силы, когда ты вновь обретаешь способность радоваться жизни, у тебя появляются и силы, и терпение, и мудрость».
«Мы часто недооцениваем свое состояние, не признаем свое право на отдых, потому что у нас, родителей, всегда очень много важных дел, 24 часа в сутки, — рассказывает Яна Леонова, исполнительный директор фонда «Измени одну жизнь». — Мы нужны своим детям, близким. И зачастую это приводит к сложным последствиям — хронической усталости, депрессии, эмоциональному выгоранию. Родителям, как никому, важен отдых, возможность уделить время себе, своим интересам, задачам, делам. Мы совершенно точно знаем, как небольшая передышка способна повлиять на климат в семье. Поэтому мы уделяем большое внимание проекту «Передышка» и хотим поддержать родителей, которые очень стараются быть самыми лучшими для своих детей».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал