Первые учебные недели позади, и вместе с ними неизбежно приходят и первые изменения в семейном укладе
В каких-то семьях в большей, а в каких-то в меньшей степени жизнь начинает подчиняться школьному ритму: появляется необходимость раньше просыпаться, собирать и отводить детей на занятия, включаться в решение школьных вопросов.
Времени на беззаботную совместность становится как будто бы меньше, а вместе с ним неизбежно уходит важная составляющая детско-родительских отношений – вера в безусловное принятие.
Появляются вопросы: «Нужен ли я?», «Важен ли я сам по себе, отдельно от учебы?» Становится тревожно, страх осуждения мешает пробовать и исследовать новое.
Родитель неизбежно становится более требовательным, появляются вопросы: «Успел?», «Сделал?» Напряжение от выпадения из графика и недовольство по этому поводу: «Ну что ты копаешься!», «Сколько можно повторять!» и т.д.
О включенности родителя в учебную деятельность мы говорили уже много раз. Но все-таки напомним о том, что вместе с появлением ожиданий от учебной деятельности появляется и сомнение в безусловном принятии родителем, а дальше включается саботаж и проверка: «А что будет, если я не буду соответствовать?»
Как результат мы видим: совместное время почти полностью начинает подчиняться задачам учебы, а на другие активности ни сил, ни времени не остается.
Школа со своей стороны тоже предъявляет определенные требования, могут быть ситуации, когда родитель ежедневно сталкивается с пожеланиями «что-то исправить» в поведении ребенка, проконтролировать, научить.
В рутине дел и возросшей нагрузке забывается простая идея – для того, чтобы успешно функционировать, нужно где-то «подзаряжаться».
Какие островки безопасности мы можем создать для ребенка и для самих себя?
1. Ресурсные напутствия.
Провожать ребенка в школу мы можем по-разному:
«Учись хорошо!» или «Пусть твой день будет счастливым!»
«Слушайся учителя!» или «Пусть у тебя все получится!», Мы в тебя верим!»
В каждой фразе скрыт свой посыл. Здесь мы можем выбрать, о чем мы говорим. Снова про ожидания по поведению и соответствию нормам или про принятие? И постараться выбирать те слова, которые дают ощущение поддержки и опоры.
2. Радость при встрече.
Маленькая, но важная ежедневная рутина – встречая ребенка из школы, просто сообщать, что мы рады, что он пришел. Вместо вопроса: «Что в школе?» спрашивайте: «Как ты?» А вместо: «Что задали?» — «Было ли тебе интересно сегодня?»
Так мы показываем, что ты по-прежнему нам важен, то, как ты себя чувствуешь, как ты воспринимаешь этот мир. Не твои оценки, достижения, а ты сам.
3. Тактильный контакт.
Если ребенок принимает обнимашки, укачивания, другие варианты позитивного тактильного контакта, мы можем лишний раз погладить по голове, положить руку на плечо, приобнять. Это дает ощущение физической опоры, поддержки – и вместе с этим приходят силы двигаться вперед и творить.
Не всем детям легко принять прикосновения, в этом случаем мы можем просто использовать взгляд, улыбку, добрые слова.
4. Время для игры.
Напомним, что учебная деятельность формируется, когда сформирована другая деятельность – игровая. И, если с саморегуляцией, вниманием, следованием правилам возникают сложности, это сигнал о том, что необходимо вернуться на «предыдущий уровень» — в игру.
Можно играть в настолки, прятки, а также в игры более раннего возраста – в зависимости от того, что интересно ребенку. Так мы «достраиваем» необходимый фундамент для ежедневного освоения нового.
5. Перезагрузка.
Между учебой, уроками, кружками и репетиторами нужно время на наполняющую деятельность – то, что нравится ребенку. Возможно, это будет прогулка, просмотр мультфильмов, время на «побеситься» — что-то, что может наполнить беззаботностью, помочь сбросить негативные эмоции, дать ощущение радостного дня.
Здорово будет, если такая активность будет связана с возможностью бегать, прыгать, делать физические упражнения. Изменение положение тела в пространстве помогает на уровне физики перестроиться, почувствовать себя иначе, сбросить напряжение учебного дня.
6. Правило «зеленой ручки».
Известная, но от этого не перестающая быть рабочей техника – мы говорим только о том, что получилось, отказавшись от критики. На неудачах внимание не акцентируем, это просто то, «над чем еще можно будет поработать».
Так мы настраиваем ребенка на успех, мотивируем пробовать и не сдаваться. Смог просидеть целый урок без замечаний- молодец, в следующий раз сможешь повторить.
Сделал 8 ошибок, а не 10? Отлично, в следующий раз получится 6, а потом и вовсе сможешь делать без ошибок.
7. Говорим о своем опыте учебы.
Рассказываем детям о том, с какими сложностями сталкивались, как их преодолевали. О тех взрослых, которые нам помогали.
Так мы показываем, что происходящее с тобой – просто часть взросления, каждый из нас проходил этот путь, ты тоже сможешь. Если наш опыт сильно отличается, вспоминаем наших друзей, близких – тех, у кого тоже могли быть сложности в учебной деятельности, но они справлялись.
Эта статья создана в рамках проекта «1000 первых важных дней», ориентированного на помощь приемным семьям в первые три года жизни ребенка в новой семье.
Как показывает опыт, именно первые 1000 дней после принятия ребенка часто оказываются самыми сложными. И именно в этот период семья особенно нуждается в поддержке опытных специалистов, чтобы справиться со всеми испытаниями и в том числе не допустить тяжелой ситуации, когда принимается решение о возврате ребенка в детский дом.
Срок реализации проекта — 1 октября 2024 г. – 30 ноября 2025 г.
Проект «1000 первых важных дней» осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.
Фото — freepik.com
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.