Детский дом — другой мир, закрытый для большинства людей. На сайте фонда «Измени одну жизнь» стартует новая рубрика, в которой о своей работе в домах ребенка, детских домах, интернатах расскажут их сотрудники. Открыто, анонимно – по желанию
Алена Тельминова многодетная мама, она работает педагогом в детском доме. Ее подопечные – ребята с умственной отсталостью.
Алена честно рассказала о том, как привыкала к работе, что для нее было особенно тяжело. Также она объяснила, почему ни разу не задумывалась о том, чтобы уволиться, а наоборот, намерена глубже изучать тему воспитания и развития особых детей.
— Почему вы решили пойти работать в детский дом?
— Пришла сюда, потому что четко понимала: во-первых, хочу работать с детьми. До этого я просто работала в детском развлекательный центре, и мне очень нравилось. От детей получаешь заряд, драйв, позитив. А во-вторых, хотела работать по специальности.
Я окончила Шадринский государственный педагогический институт, получила профессию «специалист по социальной работе».
У нас город небольшой, и в принципе, не так много соцучреждений, которые работают с особенными детьми. Так сложилась судьба, что мое желание исполнилось.
— Кем вы работаете, какая ваша должность?
— В детском доме я работаю педагогом-организатором.
— Что именно вы делаете, какие ваши задачи, обязанности?
— Моя работа это организация культурно-досуговой деятельности для детей, работа с благотворителями и волонтерами. Для детей стараемся организовать как можно больше интересных, увлекательных и развивающих мероприятий.
В течение учебного года работают кружки, а в летние каникулы реализуется программа «Город солнечный», где дети стараются «заработать» (за хорошее поведение, за участие в спортивных и развлекательных мероприятиях, за работу на огороде и др. ) «солнышки», а потом на ярмарке в конце августа купить себе на эти «солнышки» сладости и игрушки.
В общем, моя работа творческая, увлекательная и интересная.
— Давно работаете в этом учреждении?
— Не так давно, с октября 2018 года.
— Сколько ребят у вас на попечении?
— У меня весь детский дом. 102 ребенка. Дети с умственной отсталостью. Плюс к этому диагнозу у них много сопутствующих заболеваний: ДЦП, проблемы со слухом, зрением и др.
— Почему вы решили работать именно с особыми детьми?
— Это был и мой выбор, и так сложились обстоятельства. Мне хотелось помогать, а в нашем городе один детский дом. И так сложилось, что именно туда требовался педагог-организатор. Я особо не раздумывала, сразу поехала на собеседование.
— Какие у вас в первые дни были ощущения от работы, от общения с воспитанниками?
— Приходила домой после работы и ревела. В голове один вопрос постоянно: «За что дети страдают?» Так, наверное, продолжалось в течение месяца.
А потом я приняла и поняла, что они не страдают. Они так живут. Они другой-то жизни особо и не знают. Для большинства ребят жизнь в детском доме — норма.
А еще спустя 2 недели после того, как я пришла работать, в наш детский дом приехала девушка, корреспондент. Она снимала видеоанкеты ребят для фонда «Измени одну жизнь». И мы с ней целый день записывали видео.
Я очень старалась, но мне было сложно, еще была не так хорошо знакома с детьми, как сейчас.
Но уже тогда я поняла, что видеоанкеты – колоссальный труд. Потом я зашла на сайт вашего фонда. А там стооолько всего! Столько информации. Нужной, необходимой. И такая вера в лучшее. Доброта во всем.
— Спасибо, Алена, обязательно передам съемочным группам фонда ваши слова! А что вас, может быть, потрясло в первое время работы в детском доме?
— Потрясло меня больше всего отношение общества к таким детям. Вот до сих пор, кто спрашивает меня о месте работы, я отвечаю, что работаю в детском доме для детей с умственной отсталостью.
И в ответ сразу слышу: «Ого, это сложно. А они там все дурачки (простите, конечно, но именно так и говорят!), а они там буйные?» И все в таком роде. Вот это страшно.
Живем в 21 веке, а инвалидов боимся. Сторонимся. Некоторые люди вообще боятся даже притронуться к ним, задеть их, как будто они заразные.
А между прочим, дети наши очень тактильные. Любят обнимашки, когда их гладят по головушке.
— Ребята ведут себя агрессивно? Как вы справляетесь с их агрессией?
— Агрессия. Это, пожалуй, то, к чему никогда не привыкнешь.
Агрессия всегда появляется неожиданно, спонтанно. Бывают, конечно, и обострения, возрастные и гормональные изменения. Но все равно это всегда страшно.
А успокаиваем их почти так же, как и обычных здоровых детей. Уводим из зоны конфликта, разговариваем, занимаемся спокойной игрой.
В экстренных случаях спасают медики.
— Как долго вы адаптировались?
— Входила в режим примерно месяц. Знакомилась с распорядком дня, коллективом и, конечно же, документацией. На тот момент детей было больше, чем сейчас. Боялась, что не запомню, как всех зовут. Но конечно же, и запомнила, и полюбила.
Сложно поначалу было из-за того, что хотелось всем дать любви, внимания, ласки. Я тоже, когда пришла в детский дом думала, что там дети очень одинокие, несчастные.
Но все оказалось не так. У нас в основном педагоги с огромным стажем и опытом работы. Они знают своих детей в группе от и до. Про каждого ребенка могут рассказать, что ему нравится, что он умеет, какая был семья, как он попал в детский дом.
— Что не хватает ребятам в детском доме, даже при том, что у вас опытные и заботливые педагоги?
Дети не обижены, у них, казалось бы, все есть. Кроме семьи.
Даже те дети, у которых есть семья, все равно большую часть времени живут в детском доме. И о жизни в семье они только мечтают.
— Как часто родственники навещают детей? Что говорят, почему не могут забрать их в семью?
— Есть сознательные родственники, которые забирают своих детей и на праздники, и на каникулы.
Но есть и такие, которые никак не идут на контакт. Чаще всего это неблагополучные семьи. А говорят, что просто не хотят проблем. Дети же не простые, с характерами.
— Как детский дом влияет на характер, поведение мальчиков и девочек?
— Детский дом дает детям простые знания, умения и навыки. Бывает поступают детки, которые элементарно руки мыть не умеют.
Многие не знают, как вести себя в обществе, с коллективом. Вот и получается, что у нас дети учатся, социализируются, развиваются.
Да, у детей с умственной отсталостью, конечно, есть проблемы с поведением.
Дети разные, с разными диагнозами, и все они находятся в одной группе, они не всегда понимают друг друга, и устают друг от друга. Поэтому возникают и конфликтные ситуации.
— Как дети к вам обращаются?
— Называют «мама», «мамочка». Но это не только меня, весь женский педагогический коллектив.
— Расскажите о своих подопечных, психика которых была в тяжелом состоянии?
— Когда поступает кто-то новенький, это всегда непредсказуемо. Не знаешь же, какой ребенок, что его тревожит, как проявляется его заболевание.
И в период адаптации ребенок ведет себя по-разному. Кто-то плачет, кто-то сидит у окна, а кто-то легко и непринужденно разговаривает.
— Как проходит адаптация ребят в детском доме?
— Мне кажется, что в период адаптации психика ребенка находится в очень уязвимом состоянии. У детей с легкой степенью умственной отсталости происходит перелом.
Они не понимают, почему они вдруг стали жить с детьми, которые не говорят, кричат, бегают, прыгают…
Чаще просто такие дети поступают из приемных семей. И вот вроде только ребенок жил в семье, как тут он попадает в коллектив, где дети есть и с глубокой умственной отсталостью. У ребенка возникает непонимание ситуации. Недоверие.
— А почему из приемных семей детей возвращают?
— Возвращают, потому что тяжело. Объясняют, что не могут справиться. Таким детям нужен постоянный контроль, уход, внимание.
А мы живем в такое время, что многие взрослые эгоистичны. А такие ребятишки должны быть на первом месте в семье.
— Было ли такое, что к каким-то детям вы привязывались, а с какими-то никак не могли найти общий язык?
— Я привязалась ко всем. Честно. Жалко их выпускать из детского дома.
— Какое будущее ждет ваших воспитанников?
— Чаще наших детей забирают как раз наши же сотрудники. Есть позитивные примеры, и все там хорошо, есть уход, присмотр, даже квартиры ребята получают.
А вообще, будущее есть только у тех детей, у которых есть ответственные родственники. Которые в дальнейшем занимаются ребятами, развивают их. И главное, не бросают.
У детей с тяжелой степенью умственной отсталости будущее определено — ПНИ.
— За это время, которое вы работаете, у вас появлялись мысли взять кого-то из ребят в семью?
— Нет. Честно, если бы в моей жизни появился такой особенный малыш, то он был бы единственным ребенком в моей семье. Такой ребенок требует внимания и уход 24/7 плюс медицинский контроль.
А у меня 3 детей. Так что я реально оцениваю свои возможности.
— Спасибо вам за искренний ответ. А как часто берут детей в приемные семьи из вашего учреждения?
— Бывает, но не часто. Здоровых-то детей не особо берут в семьи. А наших детей очень редко.
Забирают только тех ребят, у кого есть родственники. А вот надолго ли они забирают, непонятно. Ведь не всегда у ребенка в семье получается адаптироваться. Происходят конфликты, потом ПНД, возможно какие-нибудь комиссии и ребенок вновь оказывается в казенном учреждении.
— Дети рассказывают вам о чем-то своем, личном, о наболевшем? Как вы на это реагируете?
— У детей обычная жизнь и те же самые проблемы. Кто-то рассказывает про дружеские отношения, а у кого-то и любовь случается.
Всегда слушаю. Слушаю все стороны. Вместе пытаемся разобраться в конфликтах.
Идем на примирение, обнимаемся. А бывает надо просто пожалеть, погладить и проблема разрешается. В общем, обычные детские истории.
— За время, которое вы работаете в детском доме, вы сами как-то изменились?
— Я стала терпимее. Вообще, до работы в детском доме я не знала, что оказывается даже в нашем маленьком городе так много детей с умственной отсталостью.
Я стала смотреть на мир открытым взглядом.
И я хочу учиться еще, чтобы помогать таким детям.
— Кто, по-вашему, может работать в детских домах?
— В детском доме могут работать люди с большим сердцем. Добрые и отзывчивые. Которые могут отдать, поделиться и полюбить.
— Что бы вы изменили в современном устройстве детских домов?
— Чтобы изменить что-то, надо предложить взамен что-то лучшее. А работа детского дома придумана за долго до меня, это опыт. Пока ничего глобального лично я не предложу. Если только по меньше документации, отчетов.
Менять надо не детский дом, а общество в целом. Отношение к таким детям, отношение к их особенностям, к тому, что все люди разные.
Фото — из архива Алены Тельминовой.
Дизайн — Юлия Добровольская.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Анжелика
Спасибо за интервью! В очередной раз убедилась что изменения должны начаться в каждом из нас в отношении к особенным детям, людям. Учу этому сыновей, не отведить глаза, а дружески улыбаться, не избегать, а предлагать помощь, дружбу, общение.
Иоланта Качаева
Анжелика, спасибо, что поделились тем, как воспитываете детей!
Анна Левински
Мой знакомый,очень душевный и добрый мужчина,на редкость,раньше работал директором детского дома. Он рассказывал,что дети голодные до человеческого тепла ищут любую возможность что-то получить от взрослых. А у него,у работников дд,просто не было ресурсов,чтобы давать это детям. Поэтому он и работники просто убегали при любой возможности от своих воспитанников. Он это прямо рассказывал. Говорит,там такая дыра в душе детей,что просто нет у окружающих ресурса ее заполнить и работники сильно истощаются. Надо менять систему изнутри. Питерские психологи разрабатывали и внедряли программу обучения персонала дд, я поняла,там другой подход организации общения взрослых и детей.
Иоланта Качаева
Анна, спасибо что рассказали о своем знакомом, о его опыте. И — да, изменения необходимы.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.