Первое сентября и первый школьный звонок - важный день в жизни семьи

Ребенок идет в первый класс, становится учеником, получает новый статус школьника, а его семья статус семьи школьника.

К сожалению, не всегда эти перемены происходят гладко, поэтому год похода ребенка в школу можно отнести к кризисным в семейной истории. Необходимость перестройки и привлечения дополнительного ресурса может расшатать не очень устойчивую конструкцию, отношения портятся, семья даже может распасться.

В течение всего следующего года мы будем более подробно говорить о семейных кризисах, а пока попробуем разобраться вместе с психологом фонда «Измени одну жизнь» Джессикой Франтовой, что же именно пугающего и дестабилизирующего может происходить не только с первоклассником и его семьей, но и с семьей любого школьника.

1. Перестройка режима

Не только школьник должен научиться вставать рано, чтобы быть в классе к началу урока.

И родителю также необходимо добавить лишний час (а то и больше) в свой утренний график, чтобы собрать, отвезти ребенка, затем забрать в нужное время из школы.

Для ряда семей в этом нет ничего нового, они уже перестраивали свой режим, когда водили ребенка в детский сад. Новым может быть то, что в школу как будто бы совсем нельзя опаздывать, необходимо еще позаботиться о форме, сменке, определенном наборе тетрадей и учебников – и все это добавляет лишние часы, которые могли бы быть заняты какой-то другой активностью.

2. Дополнительная ответственность

Кто отвечает за усвоение ребенком знаний – школа или семья? Если ребенок ведет себя в школе неподобающим образом, кто должен нести за это ответственность — педагоги или родители?

Вопрос о том, «кто виноват» в низкой успеваемости и сложном поведении ребенка, нередко является «камнем преткновения» между семьей и школой.

Эти вопросы могут быть решены самыми разными способами, и каждая из сторон может считать возложенную ответственность на нее несоизмеримой ее возможностям, но, в любом случае, попытка разобраться в том, «а кто должен это делать» — это дополнительные силы, время и ресурсы – которых у семьи может быть и так не очень много.

3. Оценка

Казалось бы, оценки бывают только в электронном дневнике и только со второго класса – но с оцениванием семья новоиспеченного школьника сталкивается гораздо раньше. Причем, зачастую оценивается не только уровень успеваемости ребенка, но и воспитательные компетенции семьи.

«Вы недостаточно хорошо подготовили ребенка к школе», «вы не прикладываете достаточно усилий и внимания к его воспитании», – с такими суждениями, исходящими от педагогов и родителей, к сожалению, приходилось сталкиваться приемным семьям.

Не каждый родитель готов к тому, что его будут критиковать, подвергать сомнению его компетенции.

4. Сравнение

К сожалению, когда собираются несколько учеников, неизбежно происходит так, что кто-то более успешен, чем остальные. И наоборот.

И, может так получиться, что ребенок с опытом сиротства окажется как раз тем, кто не может похвастаться выдающимися успехами.

Ощущение себя как «семьи неуспешного, отстающего ребенка» может причинять много боли и превращаться в ощущение себя как неуспешного родителя, да и вообще человека.

5. Требование постоянной включенности родителя

С походом ребенка в школу у родителей появляется как будто бы «новый фронт» работы – нужно быть постоянно на связи, проверять учебные чаты, быть готовым в любой момент к выполнению новой задачи, контролировать, искать время возможности и ресурсы.

Даже если родитель не работает, время и силы на эту активность приходится забирать из каких-то других важных дел, и, зачастую, страдают сферы, которые направлены на отдых и восстановление сил, что, конечно же, не способствует улучшению состояния родителя.

Это далеко не исчерпывающий список изменений, которые так или иначе затрагивают всех членов семьи, требующий дополнительных затрат и компетенций.

Неудивительно, что для семей, в которых этот процесс происходит впервые, семей, меняющих учебное заведение – учебный год превращается в сложный квест под названием: «Как бы нам пережить это?»

Чем можно помочь себе и ребенку?

1. Оставаться в родительской позиции

Это означает, что совмещать в себе Учителя и Родителя нельзя.

Родитель — тот, кто поддерживает, принимает, учитель – тот, кто учит, а значит, и спрашивает, требует и дает оценку.

Особенно ярко эта смена ролей проявляется, когда встает вопрос о выполнении домашнего задания.

Когда родитель начинает делать его вместе с ребенком – он, поневоле, начинает ожидать результата, спрашивать. Ребенок в этот момент теряет принимающего взрослого и начинает процесс саботировать.

В результате приготовление уроков превращается в многочасовое испытание для всей семьи. Потому что в этот момент родители и дети решают разные задачи. Ребенок проверяет, будут ли его безусловно любить, если он откажется давать нужный результат, а родитель решает задачу обучения.

Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы разделить функции учителя и родителя. Говоря иначе, что связано с обучением — ответственность педагога. Если школьный педагог не справляется – подключается приглашенный специалист, который по отношению к ребенку будет именно учителем и никем больше.

В крайнем случае можно привлекать других членов семьи (старших братьев-сестер, прародителей), но лучше не смешивать роли тех взрослых, с кем ребенок выстраивает безопасные отношения привязанности, и тех, кто по долгу службы ожидает определенных результатов.

2. Отказаться от завышенных ожиданий

В силу травматического опыта, полученного ребенком в первые годы его жизни вне новой семьи, его познавательные возможности могут отличаться от возможностей ребенка, не имеющего подобный опыт.

Например, может так получиться, что ребенок просто хочет домой к родителям, а школа воспринимается им как неудобное препятствие на пути к воссоединению с семьей. Или же в классе слишком тихо, а это похоже на ту тишину, которая образовывалась, когда взрослые надолго покидали и приходилось как-то справлять самому.

Или же, наоборот, слишком шумно, и это напоминает о небезопасных событиях. Большой коллектив и ситуация оценки, к сожалению, способны «разбудить» дремавшие до этого времени ощущения тревоги и надвигающейся опасности, и, в результате, ребенок, имеющий травматический опыт, решает не учебную задачу, а более важную — задачу выживания в некомфортной среде. И информация проходит «мимо».

Поэтому ожидание от ребенка, имеющего негативный опыт, безукоризненной и безупречной учебной деятельности – оптимистичное, но малореалистичное.

Бывает и так, что для того, чтобы эта учебная деятельность вообще началась, нужно создать специальные условия: небольшой класс, дружелюбный учитель, низкая нагрузка, домашнее обучение.

3. Включение в поддерживающее региональное сообщество приемных семей

К сожалению, со школьными трудностями приемные семьи сталкиваются достаточно регулярно.

Поэтому необходим опыт сообщества (где в регионе (районе) находится более дружелюбная школа, включенный педагог, куда обратиться за дополнительными занятиями, как перейти на семейное или дистанционное обучение) – с большой долей вероятности какая-то семья уже проходила этот путь и может поделиться тем, каким был результат, с какими вызовами она столкнулись и варианты решения использовала.

Может быть и такое, что несколько семей со схожими сложностями объединяются, нанимают педагога для дополнительного образования – и проблема решается.

4. Подготовка «запасного аэродрома»

Многолетний анализ опыта приемных семей с детьми-школьниками, позволил выделить несколько альтернативных вариантов для обучения: малокомплектные школы, домашнее обучение, дистанционные формы обучения, домашний учитель.

Конечно, в начале пути большинство приемных семей настроено на то, что ребенок будет ходить в общеобразовательную школу, но, в случае возникновения трудностей, гораздо легче на них отвечать, когда уже изучены и исследованы альтернативные пути решения.

Кроме того, не стоит забывать, что «запасной аэродром» может быть временной мерой, например, на первые годы обучения, или на те годы, которые совпадают с адаптацией ребенка в семье, а в дальнейшем ребенок сможет посещать общеобразовательную школу.

Поэтому разумным шагом для уменьшения эмоциональной нагрузки на семью будет узнать заранее обо всех возможных альтернативных вариантах образования для ребенка.

Фото — ru.freepik.com

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!