«Почему приемные семьи вынуждены заниматься не детьми, а бороться за существование?»
История, произошедшая с семьей из Калининграда, всколыхнула СМИ и общество. Приемная семья вернула 7 детей, не получив столичных выплат после переезда. Причины громкого возврата обсуждают чиновники, правозащитники и приемные родители.
Приемная семья вернула детей, не получив столичных выплат. Фото — socmedia.enisey.tv
Переехавшая в Москву многодетная приемная семья из Калининграда вернула в детдом семерых детей после того, как ей было отказано в получении повышенных социальных выплат, установленных в столице, сообщил ТАСС со ссылкой на директора Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» Вадима Меньшова. «Родители вернули семь детей в возрасте от трех до 12 лет. Органы опеки предлагали родителям подписать документ, что они детей изъяли, однако родители подписать отказались и заявили, что возвращают детей сами», — передает его слова ТАСС.
Глава московского департамента соцзащиты Владимир Петросян также прокомментировал информацию, появившуюся в СМИ. «Приехали из регионов в Москву, почему Москва должна их держать здесь в Москве? Семь детей, которым через пять лет я должен был дать семь квартир в Москве. Зачем это? Это дети, которые родились, выросли, попали в государственную организацию Калининградской области, почему их должны привезти и оставить в Москве?», — заявил чиновник.
Правительство Калининградской области готово предоставить дом новой семье, которая возьмет детей, от которых отказались опекуны. Об этом заявил врио губернатора Антон Алиханов.
Ситуацию корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» прокомментировал Алексей Головань, бывший уполномоченный по правам ребенка в Москве, а ныне глава БФ «Соучастие в судьбе»:
О реакции московских властей
«Я не могу одобрить подобное решение со стороны приемных родителей. Но объективности ради следует знать ряд обстоятельств, которые могли подтолкнуть родителей к этому шагу. Семья приехала в Москву из Калининграда в надежде создать лучшие условия для воспитания, развития детей, а столкнулась с борьбой за выживание. Вместо того, чтобы спокойно заняться воспитанием детей, они вынуждены были защищать как свои права, как законных представителей, так и права подопечных.
И как часто это бывает, негативные последствия наступили не для чиновников, создавших серьезные проблемы, а для родителей и детей. Чиновники упорствовали в своей неправоте, что подтверждает решение суда. Я допускаю, что семья просто не выдержала условий, созданных столичными чиновниками. Сейчас родителей можно обвинять в чем угодно: корысть, бизнес на детях, желание получить квартиры в Москве. Только все эти обвинения чиновников ни на чем не основаны, кроме попытки скрыть свою некомпетентность и полное пренебрежение законом.
О решении суда
Существует решение суда, вступившее в силу. Суд признал необоснованным решение московской опеки об отказе заключить договор с приемной семьей. Отказ назначить выплату денежных средств на содержание детей с того момента, как они приехали в Москву (и в последующие 5 месяцев не назначали выплаты) также признан судом необоснованным. В решение суда указано, что родители создали комфортные условия для проживания подопечных. А специалисты органа опеки выполняли не положения федерального законодательства, а незаконные указания со стороны руководства департамента соцзащиты Москвы.
Получается, что закон живет сам по себе, а чиновники от соцзащиты сами по себе. Тот факт, что столичные власти не заключили с родителями договор о приемной семье, является грубейшим нарушением положений федерального законодательства. И суд это установил. В соответствии с законом, при смене места жительства договор о приемной семье по прежнему месту жительства расторгается, и по новому месту жительства заключается новый договор о приемной семье. Без всяких вариантов.
Это же касается постановки подопечных на учет с момента переезда на новое место жительства и назначения ежемесячных денежных средств на их содержание. Все это также получило надлежащую оценку суда.
По поводу получения квартир детьми. Из семи детей в этой семье жилье имеют пятеро. Ни о каких семи квартирах речь не идет. А даже если бы и шла, то обеспечение первой квартирой старшего из подопечных должно было произойти только через семь лет, а следующего ребенка — вообще в 2027 году.
Приезд семьи в Москву
Невозможно понять, почему приемные семьи вынуждены заниматься не детьми, а бороться за существование. Никто не вспомнил, что семья перебралась из Калининграда в ноябре 2015 года. Еще в августе, то есть до переезда, родители сняли дом, пришли в школу, обратились в опеку. Они выяснили, какие документы необходимо привезти с собой, узнали, где ближайшая детская поликлиника. Первым делом после приезда они пошли не к чиновникам за выплатами, а прикрепили детей к поликлинике. А старшего ребенка устроили в школу.
Я много разговаривал с отцом, когда мы ходили в суд. Он совсем не произвел на меня впечатления алчного человека, делающего бизнес на детях. Наоборот, создавалось убеждение, что приемные родители добросовестно исполняют свои обязанности. Как впрочем, и подавляющее большинство приемных родителей.
Это подтверждается следующим обстоятельством. В субботу, 8 апреля детей привезли в Калининград. Вот что о них сказали, специалисты, которые наблюдали их в первые часы после прилета: «Дети удивительные, хорошо воспитанные, общительные! Видно, что приемные родители заложили в них хорошее воспитание!».
Обращение в органы опеки
Обратите внимание, семья приехала в Москву в ноябре 2015 года, а органы опеки поставили детей на учет только в конце апреля 2016 года. Почти полгода дети не стояли на учете. Если бы с ними что-то произошло, кто понес бы ответственность? Грубейшее нарушение!
Органы опеки не контролировали ни условия проживания детей, ни то как приемные родители исполняют свои обязанности. Более того, личные дела детей московская опека переслала обратно в Калининградскую область – по прежнему месту жительства детей. Такое безобразие нормальному человеку трудно представить. В отношении этой семьи сотрудники опеки и департамента соцзащиты Москвы грубо и длительное время нарушали закон. Даже после того, как суд признал решения по отказу в заключении договора приемной семьи незаконными, опека все равно не пересмотрела свою позицию. Слово в слово повторила отказ за ноябрь 2015 года.
Сейчас есть стремление побыстрее замять это дело. Почему? Да чтобы не отвечать на все эти совершенно закономерные вопросы, показывающие профессиональную несостоятельность.
Семья почти полгода не получала денежные средства на содержание подопечных. Средства, выплата которых предусмотрена Семейным кодексом РФ. Как такое вообще возможно?
Реакция чиновников и общества
Почему-то сейчас все обвинения посыпались в адрес родителей. Говорят, о каких-то запредельных размерах московских пособий. Откуда взяли эти цифры? Приемным родителям только в мае 2016 года назначили с 25 апреля выплаты на содержание детей. Колоссальной разницы между регионами и Москвой в выплатах нет.
В этой семье из Калининграда (воспитывают кровного ребенка и семь приемных детей) работал один родитель, мама занималась уходом за детьми, учитывая их возраст. Отец мог претендовать в столице на достаточно скромную зарплату. Представьте себе, что такая большая семья с ноября 2015 года по май 2016 года не получала вообще никаких средств от государства. Вообще. Они сняли дом в Новой Москве, поскольку такое количество детей сложно разместить в квартире.
Вся эта история говорит о том, что московские власти последовательно проводят политику дискриминации детей, взятых под опеку из других регионов и приемных семей, приехавших в Москву из других субъектов. Видимо у них подход такой: раз вы – приемная семья из другого региона, вам не следует рассчитывать на поддержку в Москве. Случай с семьей из Калининграда — не единственный.
Такое возможно только от бесконтрольности деятельности чиновников и отсутствия ответственности за систематическое, массовое и грубое нарушение прав тех, кому эти органы обязаны помогать в силу закона. Департамент соцзащиты в силу возложенных на него Правительством Москвы обязанностей, реализует в городе государственную политику в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Очень странная политика. И она не совпадает с государственной».
В комментариях пользователи соцсетей пишут о том, что разница в размере пособий на ребенка между регионами и Москвой не является внушительной. А проблема в постановке на учет существует.
Ирина, приемная мама (приехала вместе с приемным сыном из Тверской области в Москву в 2016 году):
«Я расторгла договор опеки в Твери, и мы с сыном переехали в Москву. Пытались встать на учет в местной опеке, заключить договор, но с оформлением документов все время возникали какие-то проблемы. Напрямую нам не отказывали, просто тянули время.
Еще в Твери я проконсультировалась с юристом по вопросу выплат. Он сказал, что перемена места жительства на компенсационную выплату не влияет никак. Встать на учет в другой опеке нужно. Это не связано с регистрацией, это осуществляется по факту проживания. Два месяца у меня ушло на то чтобы заключить договор. Я работаю учителем музыки. Как вы понимаете, зарплата невысокая. Поэтому нашей семье важны эти выплаты».
Светлана Строганова, приемная мама написала в Facebook, что этот случай «поднял очередную волну обвинений в сторону приемных родителей»:
«Мол, они за деньги, а не по любви. Что я могу сказать? Всякие бывают люди. И есть те, кто за деньги. Их мало, но они есть. И еще меньше тех, кто ТОЛЬКО за деньги. Потому что взять даже 1 ребенка с депривацией и отставанием в развитии с сомнительным происхождением — не от хорошей жизни большинство детей попадает в детские дома — это тяжелый труд. А если этот ребенок еще плюс ко всему инвалид — это такой труд, на который мало кто согласится даже за деньги. Потому что это ни отпуска, ни отгулов, ни выходных.
Кабы это и правда офигительный бизнес был, у нас бы все детдома пустые уже стояли. А такие плевки в сторону приемных родителей, в том числе и со стороны государственных органов, оборачиваются тем, что детей начинают забирать меньше — боясь осуждения, противодействия, чрезмерного контроля с последствиями.
На прошлой неделе в некоторых районах приемным родителям было разослано письмо из опек с информацией и рядом указаний, в том числе был один пункт, предписывающий приемным родителям завести аккаунты в Инстаграме и выкладывать туда фото детей.
Был сюжет на НТВ на тему сиротства. Сказала и свое мнение: некоторые люди с облегчением начали считать приемных родителей корыстными. Потому что внутренне многим приходилось испытывать определенное чувство вины: «Я так не смогу. Сироты есть, а я ничего не делаю».
Я много раз сталкивалась с тем, что люди, узнавая о моих приемных детях, начинали как бы извиняясь говорить: «Ну мы вот тоже думали, но пока еще не готовы, но мы не прекращаем думать, да» .
Раньше в обществе это считали подвигом. А теперь, когда активно во всех СМИ внушают, что это «любовь» за деньги, это проще стало принять: «Ну так-то понятно» .
Мало кто может спокойно пройти мимо мерзнущих бабулек с петрушкой на ящике у метро, мимо сирот по телевизору и в кино и не испытать это чувство вины за свои «белые батоны» , как их называл Солженицын. Поэтому легче считать приемных родителей корыстными, а старушек — просто нанятой рабочей силой. Так оно спокойнее.
И еще: поступок с возвратом детей я, конечно, не могу понять. Возможно, я чего-то не знаю в этой истории и там все намного сложнее, но если бы я осталась без копейки, я бы все равно не отдала моих детей никому. Пошла бы мыть подъезды, в конце концов, или в метро бабушкой сидеть в стакане».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Екатерина Р
у нас пособие 5 250 )) бизнесом это точно не назовёшь, ребят. и зарплата приёмного родителя столько-же. расходы на ребёнка гораздо больше — потому что гардероб с нуля, игрушки с нуля и общее развитие требует расходов. потому и голова с нуля — нам, например, и логопед нужен, и курсы по чтению, и психолог. все удовольствия платные. и расходы в месяц далеко не 5 250. а отчёт за деньги — это вообще что-то с чем-то. т.е.можешь тратить весь месяц, а отчитаться должен чеками в течении месяца после фактического получения денег. а деньги получить — надо написать заявление и недели две будет выходить разрешение. ну никак меркантильными нельзя называть опекунов, честно
Наталья
Я приемный родитель с 10 летним стажем. У нас с мужем 6 детей. 5 из них приемные. Старшие дети приемные уже 18-20 лет. а брали их в 8-10 лет. двое младших 8 и 14 лет. В органах опеки хамство- это законное дело! Мы по семейным обстоятельсвам переехали с одного района Брянской области в другой. По достижении детей 18 лет. нам пришлось обратиться на прежнее место жительства в органы опеки и услышать — вы уже не приемный родитель. они совершенолетние вот пусть сами и заботятся о себе . На мои возмущения. что значит опеке дети только до 18 лет нужны. а потом? хоть трава не расти! В очень грубой форме было сказано- вы сами брали детей . вас никто не заставлял. нечего тут свои правила устанавливать. Вот так!!! А приемному родителю попробуй грубо ответить- все затягают по комиссиям
Марина
У меня был опыт, когда в одном регионе ребенка на учет не ставили и выплаты не назначали… А все потому что, органы опеки не подготовили пакет документов положенный на ребенка. С ноября по август выплат было… Да так и не произошли эти выплаты. В августе прошел суд по усыновлению. А ребенок инвалид, и эти деньги были очень бы не лишними… Вот такая «алчность и меркантильность»
Ирина
Добрый день. Вы считаете что только в Москве такая ситуация? Нет, такой бардак творится во многих регионах России. Ростовская область, Адыгея. Нас — приёмных родителей вообще за людей не держат. Мне в опеке респ. Адыгеи в глаза сказали: вы взяли ребёнка из-за денег. Ребята, побойтесь Бога, из-за каких денег? Считаете что 8000 (восемь тысяч рублей) это бизнес на детях. А кушать, одеваться, обуваться, учиться, развиваться, лечиться эти дети не должны? Вот и подсчитайте, можно ли на этих 8000 приёмному родителю обогатиться. Учитывайте тот факт, что дети из детских домов требуют гораздо больше внимания и заботы, чем биологические дети. Ростовская область вообще говорит, что у них нет статуса приёмные семьи и делают только опеку. Вот теперь задумайтесь: какая корысть может быть у приёмных родителей. И понимаете что этот беспредел чинвничий прикрыт уже не знаю каким законом. Ч в Ростов обращалась к представителю П. Астахова. Там мне такую ахинею понесли: вы приехали из другого региона, поэтому вы можете быть только опекуном. На вопрос: почему, так и не ответили и приёмную семью так и не дпли. А я изначально когда брала ребёнка у нас был статус: приёмная семья, мы с Дальнего Востока. Вот и скажите: как может выдержать психика приёмного родителя: чинуши-идиоты душу и нервы рвут, а мы должны не по инстанциям бегать и доказывать что мы — это мы, а детей воспитывать. У меня, откровенно, за этих родителей просто дико болит душа. Я могу представить как тяжело той приёмной маме и тому приёмному папе. Мы, ребята не в Америке живём, где все человеческие ценности приравнены к деньгам. Мы — русские и душа у нас есть и любим мы не за деньги, а за то что они есть в нашей семье эти маленькие человечки которым судьба уже плюнула в лицо. Осуждать надо не приёмных родителей, а зажравшихся чинуш.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.