«Ну почему он не такой, как другие дети?», «Смотрю на других детей и понимаю – небо и земля!», «Все играют, а нашего не берут!»
Это примерные вопросы, на которые специалисты нашей службы ищут ответы вместе с обратившимся приемными родителями.
Психолог фонда «Измени одну жизнь» Джессика Франтова рассказывает, что в Школе приемных родителей достаточно много времени посвящается вопросу об особенностях развития ребенка с опытом сиротства.
Однако приемных мам и пап все равно часто ожидает «сюрприз». Ребенок ведет себя совсем не так, как другие дети!
Мы попробовали собрать самые частые «отличия», которые называют приемные семьи и объяснить, почему это так.
1. Ребенок смеется тогда, когда не смешно, а грустно (при просмотре фильма, когда кому-то больно и т.п.), как будто не понимает, что происходит.
Для ребенка с травматическим опытом очень страшно вновь оказаться в ситуации уязвимости. Когда кто-то другой на его глазах попадает в схожие с его травматическим опытом ситуации, ребенок пытается «уйти» от возникающих эмоций: страха, беспомощности.
Он начинает смеяться, прыгать, бегать. Так он пытается избежать соприкосновения с болезненным.
Ребенку можно помочь. Говорите с ним о его переживаниях, называйте их словами, говорите про его опыт.
Так и взрослым станет понятнее, что происходит, и ребенок сможет постепенно облекать в слова свои чувства.
2. Отвратительно ведет себя в путешествиях и в гостях.
Пытается всеми командовать, не слушается, закатывает истерики, его просто не узнать.
Ситуация перемещения (поездка в гости, в другой город, на отдых) может вызывать у ребенка с опытом потери много тревоги.
Он может сомневаться, вернется ли он домой, что его ждет дальше, останется ли он в новой семье.
Он может начать вести себя хуже, неосознанно проверяя, а не вернут ли его обратно в детский дом? А точно ли он тут навсегда? А кто эти новые люди в новом городе? Вдруг они его заберут?
Эти вопросы часто остаются незаданными, а тревога нарастает и требует выхода. Когда они многократно проясняются, то напряжение постепенно спадает.
3. Не выдерживает ситуации оценки.
Дома, один на один, с преподавателем все прекрасно делает, но если нужно заниматься в группе, начинается саботаж, драки с другими детьми или просто отказ идти на занятия.
Дело в том, что ребенок, имеющий травматический опыт может ощущать себя «плохим», отвергнутым. Когда на его глазах хвалят другого, ему может казаться, что отвергают его. Поэтому он отказывается вновь переживать этот опыт – опыт отвержения и начинает избегать мест, где есть оценка и сравнение — школы, кружков, секций.
Бывает, что ему хочется просто «уничтожить» конкурентов, ведь их выделяют, а его нет, поэтому возникают драки, ссоры и другое сложное поведение.
Может пройти достаточно много времени до того момента, когда ребенок перестанет опасаться отвержения.
Важно поддержать его и предоставить возможность индивидуальных занятий.
4. Не может найти себе место среди детей своего возраста.
Играет один или выбирает младших, сюсюкается и коверкает слова как малыш. Не может сам себя занять, нужно постоянно быть с ним и что-то предлагать.
Ребенок, имеющий опыт сиротства, нуждается в том, чтобы заново прожить с новой семьей те возраста, в которых они не были вместе. Это явление называется регрессом. Поэтому он может вести себя так, как будто ему на несколько лет меньше и чувствовать себя комфортно с теми детьми, которые близки к его «психологическому» возрасту.
Скорее всего, ребенок будет «задерживаться» в том возрасте, где произошли наиболее травмирующие события, показывая тем самым, что там осталось что-то важное.
Работа с детским психологом поможет этому опыту стать осознанным, и ребенок начнет эмоционально и психологически «расти».
5. Зависает, «тупит», не слышит и не понимает взрослых.
Кивает, соглашается на словах, а потом все равно делает все по-своему.
Вполне возможно, что ребенок и правда «не слышит» взрослого. Это происходит тогда, когда по каким-то причинам его захватывают страх, отчаяние, боль и другие чувства, связанные с его травматическим опытом.
Так может быть, когда ему кажется, что взрослый сердится, когда он думает, что с чем-то не справиться и т.п.
В этой ситуации важно обнять ребенка (если он разрешает), назвать его чувства, подождать, пока он сможет действительно воспринимать информацию и только тогда продолжить взаимодействие.
Дорогие друзья!
Для тех, кто хочет понять, что происходит с ним самим, с его приемными детьми, мы советуем записаться на бесплатные консультации с психологами фонда.
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПСИХОЛОГАДизайн — Юлия Добровольская.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.