Переход в новую школу может являться стрессом для каждого ребенка. Новый коллектив, новые требования и иногда новые правила, новый значимый взрослый – Учитель
Далеко не каждая семья может сделать этот переход без потерь – успеваемости, друзей, времени и сил.
А если в новую школу приходит ребенок с опытом сиротства, то ситуация отягощается еще и проходящей в новой семье адаптацией.
Попробуем разобраться, с какими неожиданностями может столкнуться новая семья, принимающая школьника?
1. Оценки из предыдущей школы сильно отличаются от тех, которые приносит ребенок.
Может сложиться впечатление, что он резко «поглупел». Бывают и изменения в противоположную сторону, но приемных родителей чаще удивляет резкое ухудшение успеваемости.
Это может быть связано с несколькими моментами. Во-первых, нам мало что известно о критериях оценки в старой школе ребенка.
Может так получиться, что учителя были более лояльны, закрывали глаза на прогулы и неуспеваемость, ставили оценки выше, пытаясь поднять самооценку ребенка, имеющего тяжелый жизненный опыт.
Может случиться и так, что текущий процесс адаптации в семье забирает у ребенка все силы. И на учебу их просто не остается. Он решает ту задачу, которая для него важнее — стать членом новой семьи.
Процесс адаптации может запустить регресс у ребенка, и сейчас ему становится важным например, играть или обниматься с родителями, а учеба — это то, что забирает только что обретенных взрослых, на нее нет сил и желания.
2. Ребенок категорически не хочет учиться, саботирует процесс, сбегает с уроков и т.п.
Возможно, школа для ребенка – это что-то, связанное с негативным опытом. Возможно, в предыдущей семье отношения портились из-за неуспеваемости – это довольно часто случающаяся ситуация. В этом случае ребенок будет стараться избегать «болезненной» зоны, опасаясь потерять принятие новой семьей.
Возможно, сама атмосфера в прошлой школе и классе была недружелюбная. Ребенок опасается переноса этого опыта на новую школу, у него могло сформироваться понимание что школа — это место, где есть обесценивание, травля. Как уже говорилось выше, он не ходит туда учиться, он ходит туда бороться за себя, выживать, и, в конце концов, делает весьма логичный вывод: «А зачем вообще ходить туда, где сложно?»
Новый класс и новый учитель могут казаться небезопасными для ребенка. Все силы он тратит на то, чтобы сохранять себя, а на учебу их просто не остается. Например, там может быть слишком шумно или, наоборот, слишком тихо.
Может казаться, что в любой момент начнут дразнить или нападать. Может хотеться быть лучшим, а одноклассники кажутся более умными. Тогда страх выглядеть неловко сковывает и не дает вообще возможности ответить.
3. Уроки с ребенком превращаются в нескончаемое, многочасовое, выматывающее взрослого противостояние. Кажется, ребенок просто издевается.
Такое происходит и с кровными детьми. Когда значимый взрослый берет на себя функции учителя, ребенку становится важным «проверить»: «А что будет, если я откажусь учиться?» С новым родителем ребенок «проверяет», отвергнут ли его, если он будет неуспешен? Будет ли он принят, если окажется непонимающим, глупым, двоечником?
Поэтому очень важно, чтобы родители занимали позицию поддержки: говорили, что все получится, что они верят в ребенка, но в качестве помощника с уроками приглашали другого человека – тьютора, репетитора. Он может учить, спрашивать, оценивать – и это будет безопасно. А родитель по-прежнему остается в любящей, принимающей позиции.
Решать обозначенные трудности лучше в партнерстве со школой. Желательно выяснить заранее, какое отношение у педагогов и администрации к детям с травматическим опытом? Был ли подобный опыт работы, есть ли возможности организации индивидуального подхода, готовы ли педагоги идти навстречу?
Если школа сразу занимает позицию «против», возможно, стоит подумать о другом учреждении. А вот если школа готова к партнерству, можно обсудить все нюансы: и возможный откат в развитии ребенка, и сложности с публичным ответом и самой ситуацией оценки, и повышенную утомляемость и, как следствие, необходимость пропускать уроки и даже целые дни.
Если понимание будет достигнуто, и обе стороны подойдут к ребенку с минимальными ожиданиями, появляются очень хорошие шансы на мягкую адаптацию к школьным будням.
Если же ситуация все-таки не решается, родителю предстоит принять не самое простое решение о возможности перехода на дистанционное, семейное, домашнее обучение.
В ряде ситуаций это, бывает, выход – ребенок может учиться, когда вокруг него принимающая и безопасная обстановка, когда он находится в одиночестве, когда рядом нет отвлекающих и тревожных событий.
При любом решении крайне важно оставаться на стороне ребенка и помнить о том, что стандартные требования по успеваемости, дисциплине, развитию редко подходят к ребенку, имеющему травматический опыт.
Ребенок не может просто взять и начать хорошо учиться – для этого ему необходимо восполнить не только пробелы в знаниях, но и в более ранних этапах развития – ведь учебная деятельность не возникает сама по себе, она приходит на смену игровой, которая, в свою очередь, тоже возникла на базе общения с включенным взрослым.
Консультация со специалистом поможет разобраться, какой «кирпичик» нужно восстановить, чтобы эти процессы запустились.
И не забывайте о том, что школа — история на 9-11 лет, а отношения с ребенком – навсегда. Школа закончится, а отношения останутся.
Дорогие приемные родители!
Вы видите серьезное отставание в учебе у вашего ребенка? Примите участие в проекте «Онлайн-школа Foxford»
Вас тревожит вопрос адаптации ребенка или вам важно узнать мнение специалиста по вашей проблеме? Пообщайтесь со специалистом на бесплатной онлайн консультации
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Комментарии
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.