«Папа для него человек, идущий мимо». История семейного детского дома
Когда Наталья и Сергей Гедз регистрировали первый в Киеве детский дом семейного типа, у них уже было двое биологических и двое приемных детей. С тех пор семья расширилась до 10 детей. Родители поделились своим опытом воспитания детей в семье, которую чиновники при каждом удобном случае называют ненастоящей.
…Глядя на количество детских вещей и игрушек, которые присутствовали во всех комнатах большой семьи Сергея и Натальи Гедз и так кстати находились под рукой, я не представляла, что когда дети вырастут, все вдруг поменяется, куда-то исчезнут игрушки и появятся какие-то другие экспонаты взрослой жизни.
Поэтому я сразу и спросила:
А что будет, когда дети вырастут?
Как же тогда быть по достижению совершеннолетия? Им же все равно надо будет определяться с вузом или техникумом или с работой?
Насколько мне известно, приемных детей могут и раньше у вас забрать, если найдутся усыновители?
А все-таки, каково это, когда приемному ребенку исполняется 18 лет и пора прощаться?
Но что же делать, если не выселять воспитанников в их 18-летие? Надо же как-то постепенно освобождать место для новых ребят.
А есть льготные места в вузах или бесплатные комнаты в общежитиях для таких детей?
Тут дело не в льготах. У детей из-за стрессовых ситуаций в детстве и запущенности – отставание в развитии. У некоторых и медицинские проблемы с этим. Какой тут может быть вуз? Чаще это наоборот, исключение, когда такой ребенок хорошо учится. А если сейчас в 15 лет он таблицу умножения выучить не может?! Не способен. Потому что он рос или родился в семье наркоманов и алкоголиков и ему никто не уделял внимания. Вот к нам сынок попал – в 7 лет – не умел ни говорить, ни руки мыть, ни ложку в руках держать. Он не умел играть в игрушки. У нас был конструктор из кубиков — он мог только эти кубики один на другой ставить. И уже на табуретку залазил, и до потолка доходил – ставил кубики один на другой, по-другому не хватало воображения… Теперь все относительно нормально, но задержка все равно остается.
А дополнительные занятия, кружки, репетиторы?
Детство не означает «делаю что хочу». Детство — это лучшее время, когда мы учимся правильным отношениям в доверии и любви. Например, ребенок, который попал к нам в том возрасте, когда нужно было идти в детский сад — в детсад не пошел, мы решили, что для него это будет слишком болезненно. Просто смысла не было. Ему надо было обжиться, поиграть дома с игрушками, с папой, мамой. Школьники наши и в школу шли с задержкой, потому что нельзя было сразу отдавать их туда, где нет ни одного близкого человека. Череда проходящих мимо людей проплывала перед ними все прошлые годы, а стабильности не было. А стабильность — это просто необходимое условие для здорового психоэмоционального развития ребенка. Конечно, мы им дарим еще кусочек детства, они играют, еще как играют. Но им надо приучиться еще и к труду. А сейчас под трудом подразумевается их учеба.
А заинтересовать перспективами – презентовать ребенку какую-либо профессию как лучшую или ту, что ему подходит?
Вы, наверное, хотите, что бы дети, следуя вашему примеру, стали усыновителями?
О нет, нет, нет! Это должно быть решением внутри каждого. Потому что за этим стоит цена. И вообще за любым успехом или чем-то хорошим стоит цена. И если человек не готов платить – он будет жертвой этой ситуации – зачем это надо? Он будет несчастным человеком.
А если вы заплатили за что-то цену и продолжаете платить — значит ли это, что вас эта цена устраивает?
Интересный вопрос. Думаю люди платят цену не тогда, когда их эта цена устраивает, а когда они просто не могут по-другому. Может помните старую историю, когда в 1970-х годах с дамбы упал в воду троллейбус полный людьми. Рядом оказался армянин Шаварш Карапетян — многократный чемпион по подводному плаванию. Он спас 20 человек тогда, но за это поплатился — 1,5 месяца без сознания, инвалидность и конец успешной спортивной карьере. Устраивала ли его такая цена? — думаю, нет. Но уверен, что по-другому он не смог бы поступить. Наша цена намного меньше, в первую очередь — это наша свобода, но когда ты видишь ценность данного конкретного драгоценного ребеночка, где он был и какой результат сейчас, то понимаешь, что по-другому нельзя. И хотелось бы платить за это меньшую цену, но… не получается. Например наш Антонио. Это мальчик с ДЦП. Ведь он даже улыбаться не умел когда мы его усыновили, и диагнозы имел страшные. Но зато теперь какой позитив от него всегда идет! Рядом с ним понимаешь, какие мы эгоисты, когда говорим — «у меня есть проблема». Конечно, любой ребенок требует внимания каждый день, эмоций, отношения – и так будет до конца жизни. И иногда для родителей это очень трудно, чувствуешь себя как пустая канистра, а надо продолжать отдавать, а отдавать уже, кажется и нечего…
Вы говорили о свободе. Теперь вы постоянно с детьми?
С детьми постоянно Наташа, а я кроме детей работаю в сфере продаж музыкального оборудования и инструментов.
А разве выплат, которые есть на детей, не хватает?
То есть, в селе ДДСТ чувствуют себя лучше?
Трудности свои есть везде, но если у семьи-ДДСТ был изначально свой собственный дом или спонсоры помогли, то там даже атмосфера взаимоотношений с чиновниками лучше. Потому что чиновник не может позволит себе что-то нетактичное в отношение к этой семьи. У нас могут позволить сделать внеплановую проверку, мотивируя тем, что квартира-то не ваша, нам, мол, надо срочно проверить в каком она состоянии. И вопрос не во внезапности, а в разрушении семейной атмосферы, которая очень хрупкая. Они зашли не глядя на детей, переступая их, и своим приходом напомнили детям, кто они, откуда и что они тут делают.
А что общее было у всех ваших детей, что вас особенно впечатлило?
Вы знаете, когда мы с женой принимали новых детей, мы очень переживали – как они будут нас называть? Назовут ли нас папой и мамой? – в душе что-то екало. И знаете – для меня это было очень неприятным открытием, когда все дети с первого дня начинали называть нас папой и мамой. Я понял, почему им это так легко – потому что это для них пустой звук! Они бы точно так же назвали и вас мамой, и любого кто бы ни приходил, и вешались бы на шею. А если еще конфетку и подарочек какой-то принесут – о, тогда все! Вы тогда и мама и папа. Это пустой звук.
И действительно — какое еще у них должно быть отношению к словам «папа» и «мама»? Ведь у всех детей они есть и они думают, у них тоже есть – живут где-то за забором интерната и тот, и другая. Прохожие. Вот что для вас значит слово «прохожий»?
Человек идущий мимо.
Вот папа и есть для него человек, идущий мимо. И у ребенка такой опыт – он таким и помнит своего биологического папу – пришел, ушел… и другой пришел, может что-то сделал хорошее – опять папа, опять ушел… в их восприятии воспитатель тоже папа, врач тоже папа или мама. Понимаете? И наполнить подлинным значением эти слова должны уже мы.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.