happy-children-smiling

— Катька, лови своего Никиту!

Пару недель назад коллега прислала мне на почту фотографию. На снимке светловолосый кареглазый карапуз, щеки – будто кто-то от души мазнул их нежно-розовой кисточкой. Малыш сидит на диване с книжкой, рядом с другим мальчиком и мужчиной. Уютная, домашняя, семейная фотография.

Вначале я его не узнала, а потом – как вспышка! — вспомнила. И когда вспомнила, картинки моей с ним встречи диафильмом помчались у меня в мозгу на гигантской скорости. И вот тут-то на той же гигантской скорости у меня по спине помчались мурашки, и резануло в горле.

…Никита сидел посреди огромного ковра с небольшой то ли машинкой, то ли пирамидкой. Долго и внимательно рассматривал игрушку и что-то перебирал в ней. Он был очень, очень-очень тихим, вообще каким-то беззвучным.

Это был дом ребенка, куда мы с оператором около полугода назад приехали снимать видеоанкеты детей для банка данных нашего благотворительного фонда «Измени Одну Жизнь». Полуторогодовалого Никиту мы снимали последним в его группе, остальных малышей уже унесли на послеобеденный сон.

«Тяжелый он мальчик, тяжелый, — вздыхая, стала рассказывать мне о нем одна из воспитательниц той группы. Она присела на краешек дивана, и грустно, как-то даже безнадежно стала смотреть на Никиту в центре ковра со своей машинкой-пирамидкой. – Замкнутый он, упрямый, а еще – не знаю даже, стоит об этом говорить или нет – очень капризный!»

Никита все это время продолжал сидеть и разбирать свою игрушку. Я помню, что он делал это очень серьезно, с какой-то особой настойчивостью, аж язычок высовывал он старания! Еще помню, что он не улыбнулся ни разу… И он правда как-то очень сильно – навзрыд – заплакал, когда его оторвали от этой машинки-пирамидки и понесли в спальню.

Но сильнее всего мне запомнились грустные и сочувственные взгляды воспитателей, которыми они смотрели на этого малыша, а еще их далеко не позитивные слова о нем.

Поэтому, когда родители, которые приняли Никиту в свою семью, прислали нам фото своего сына – фото счастливого Никиты – и рассказали, как счастливы сами, я не смогла сдержать слез. Слез счастья за Никиту, и слез отчаяния.

«Ну, у этого мальчика точно нет шансов – сильно болен!», «Будем говорить прямо: они овощи, только лежат, серьезнейшие поражения нервной системы, их никто не возьмет в семью!, «Да эти ребята совсем взрослые уж, ну кому они приглянутся!» — каких только фраз от органов опек самых разных регионов нашей страны я не наслушалась за последние пару лет.

Беспощадных слов. Безнадежных. И, увы, отчасти верных. Большинство детей-сирот нашей страны действительно имеют серьезные заболевания (даже если исключить гипердиагностику), у кого-то поражен интеллект, кто-то не может двигаться… Еще очень много подростков, которым действительно сложно найти родителей.

Но они не овощи. Они дети! Живые и маленькие, со своими желаниями, страхами, характерами, веснушками или ямочками на щеках… И дома эти дети меняются до неузнаваемости, они – почти недвижимые в детдомах – ОЖИВАЮТ в семьях. Да, их очень, порой до бессилья сложно устраивать в семьи – и это вполне логично. Но зачем ставить на них крест?!

И ведь крест ставят не только на детях с диагнозами, но и на многих других детях в детских домах – тех, у кого нет страшных записей в медкартах. Почитаешь описания характеров детей, которые пишут о них сотрудники органов опек, становится мерзко.

«Замкнутый» — вот такое, состоящее из одного слова описание характера одного мальчика ШЕСТНАДЦАТИ лет я нашла недавно в федеральном банке данных о детях-сиротах. Больше об этом мальчике не сказано ни-че-го. Есть еще его фото десятилетней давности.

Некоторые фотографии детей в банке данных черно-белые, у некоторых детей синяки, у кого-то закрыты глаза…

Да, сейчас федеральный банк данных обновляется, фото становятся качественнее, описания – объемней. Но все же в большинстве своем эти описания написаны сухими и холодными – так снег хрустит под ботинками – чиновничьими фразами: «отношения со сверстниками носят доброжелательный характер»…

Беда в том, что люди, которые занимаются семейным устройством детей-сирот, часто в них, в детей-сирот… НЕ ВЕРЯТ. Есть те, кто, конечно, искренне старается находить им родителей, и все-равно не верит в них.

Я прекрасно понимаю, что многие из этих людей работают в системе гораздо дольше, чем я, и они сталкиваются с отказами брать в семьи детей-сирот – сложных или нет – гораздо чаще, чем я. Да и не писатели они, в конце концов! И потому их неверие в то, что эти дети могут жить в своих собственных домах отчасти объяснимо.

Повторю – отчасти. Потому что, мне кажется – и у меня нет на то никаких доказательств, логических доводов и аргументов – мне просто так кажется, что если все сотрудники органов опек, воспитатели домов ребенка, учителя школ-интернатов и просто мы с вами, каждый из нас, станет относиться ко ВСЕМ детям в детских домах, как к ОБЫЧНЫМ детям, станет ВЕРИТЬ в них, уже это им поможет.

Потому что когда ты веришь в человека, ты всегда видишь в нем что-то хорошее, ты всегда находишь хотя бы пару слов о нем, кроме бесцветного слова «замкнутый», ты подбираешь или делаешь фотографию, на которой этот человек улыбается, ты надеешься на чудо…

Мы в нашем фонде «Измени Одну Жизнь» верим в каждого ребенка, чью видеоанкету мы снимаем. И отчасти благодаря нашей вере чудо случилось, и в этом году число детей, устроенных в семьи, на нашем сайте перевалило за три тысячи.

И перед Новым годом я очень хочу пожелать, чтобы к детям-сиротам все стали, наконец, относиться как к ДЕТЯМ, чтобы помнили о них постоянно, а не только перед праздниками, чтобы не смотрели на них безнадежно, не вешали на них ярлыки «тяжелых» и «замкнутых» детей, не думали ЗА НИХ, что им нужны плюшевые медведи к празднику или что, если они уже взрослые, то больше не хотят в семью.

Мое предновогоднее желание состоит в том, чтобы все больше людей прилагало все больше усилий для поиска родителей детдомовцам.

Мое предновогоднее желание состоит в том, чтобы моя почта была переполнена фотографиями счастливых детей – таких, каким стал розовощекий Никита.

Колонка сотрудника фонда «Измени одну жизни» Екатерины Лебедевой опубликована на портале snob.ru. 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!