«Как дела в школе?», «Как сегодня контрольная?», «Что получил?» - кажется, что эти вопросы сами собой появляются, стоит школьнику переступить порог дома
И на них ребенок отвечает с радостью и удовольствием, если позитивные и интересные новости есть. Но, если ситуация не столь приятная, он получил низкие оценки, поссорился с одноклассниками, поругался с учителем – в ответ можно услышать дежурное: «Все нормально» или бурную вспышку: «Не хочу про это говорить!», «Отстань от меня!»
Может случиться и такое, что родитель уже осведомлен о трудностях ребенка, и услышав от него: «Ничего не произошло», начинает злиться и требовать объяснений. Вместе с психологом фонда «Измени одну жизнь» Джессикой Франтовой попробуем разобраться, как можно помочь ребенку в этой ситуации.
Для начала напомним, что школа может оказаться тяжелым эмоциональным испытанием для ребенка, имеющего травматический опыт.
Мы уже затрагивали эту тему Почему приемному ребенку сложно в школе?
Поэтому вопрос про «дела в школе» может быть воспринят как необходимость в очередной раз говорить о том, что было тяжело и сложно.
Например, совершенно не хочется признаваться в плохой оценке или рассказывать о произошедшем конфликте с одноклассником. Отсюда и возникают дежурные: «Все нормально» и агрессивное: «Отстань».
Здесь встречающим ребенка имеет смысл задаться вопросом, что на самом деле они хотели бы услышать от него? Если возникли сложности, о них и так будет известно – оценки будут стоять в школьном дневнике, чат класса тоже, скорее всего, активно поделится информацией.
Ну а о хорошем, интересном ребенок, скорее всего, все-таки расскажет сам.
Может быть и такое, что вопрос: «Как в школе?» уже сразу воспринимается ребенком как нападение. Это может быть связано с его предыдущим опытом общения со взрослыми, ему кажется, что сейчас он ответит и столкнется с осуждением: «Ну вот ты опять» или безразличием: «А, ну ладно».
Поэтому взрослому, который его задает, имеет смысл подумать, что он на самом деле хочет услышать в ответ? А что по-настоящему его интересует сейчас? Выучил ли ребенок что-то новое? Были ли конфликты? Как он себя чувствует? В каком настроении пришел?
Вопрос: «Как дела?» все-таки предполагает, что человек будет говорить о чем-то важном для него. Поэтому можно попробовать вопросы, касающегося состояния самого ребенка.
Вы также можете получить бесплатную консультацию специалистов фонда «Измени одну жизнь»
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПСИХОЛОГА
Например: «Что было интересного сегодня в школе?», «Что тебе запомнилось больше всего?», «Было ли что-то новое для тебя в сегодняшнем дне?»
Ответы на них могут быть самые неожиданные. Например, ребенок будет рассказывать не о новых выученных формулах и правилах (как хотелось бы взрослым), а о том, какая пицца была в буфете или о новых играх на телефоне друга.
Тут взрослым важно сохранить доброжелательность и продолжать разговор – о том, что действительно важно ребенку.
А когда же говорить об учебе? Этот разговор лучше отложить. Пусть ребенок сначала «перезагрузится» — пообедает, поиграет, посмотрит мультики. Разговор о том, что нужно выучить, приготовить к завтрашнему дню и вообще о том, что было сложно, лучше проводить тогда, когда ребенок чувствует себя в безопасности, когда у него есть силы оценивать происходящее.
В противном случае это может привести к агрессии в адрес школы, одноклассников, родителей, которые пристают опять с болезненным и на самого себя.
Разговор о сложном лучше строить в поддерживающем ключе: «Нам кажется, что есть некоторые трудности. Мы хотим тебе помочь. Как тебе кажется, что помогло бы тебе?», «Произошла неприятная ситуация, давай вместе придумаем, как ее исправить» и т.п.
Задача родителя – показать ребенку, что трудности возможно преодолеть. Но иногда это достаточно долгий и поступательный путь. И начинается он с создания принимающей и безопасной атмосферы дома – ценности этого вложения в воспитание ребенка невозможно переоценить.
Помогите приемным детям получить помощь в обучении
Для ребенка, который пережил потерю близких, жил в детдоме, а теперь привыкает к новой семье, школа часто становится непростым испытанием. Чтобы справиться с программой и не стать объектом насмешек для одноклассников и учителей, ему необходима помощь.
Мы запустили новый проект «Помощь репетиторов приемным детям», чтобы школьные годы не превращались для детей и их родителей в бесконечные испытания.
Благодаря онлайн-формату, дети смогут получать бесплатную помощь опытных репетиторов, независимо от места проживания. И уже скоро смогут почувствовать себя увереннее в школе.
Поделившись этой страницей с друзьями, вы тоже поможете детям!
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.