Важно знать, что ты не один со своими трудностями, а есть с кем их обсудить
«Учиться в Школе приемных родителей нужно всем», — говорит Светлана Качмар, психолог и логопед-дефектолог из Москвы, мама двух приемных детей. Когда у нее появился первый ребенок, она поняла, что все знания, полученные в институте, рассыпались «в пух и прах». Сейчас она опытный родитель и преподает в старейшей в Москве ШПР «К новой семье».
Желание взять приемных детей возникло у нас с мужем в связи с тем, что не получались свои кровные дети, к тому же приемные дети были у моих родственников. Поэтому мы решили, зачем мучиться и тратить деньги на лечение, когда можно взять готовенького – их и так много. По поводу генетики особенных страхов не было, потому что я в институте получила знания, которые не позволяли этого бояться. Но были другие страхи: что мы не потянем, что не будем знать, что делать с ребенком, когда мало опыта, что будем уставать.
Потом, правда, выяснилось, что уставать приходится еще сильнее, чем я могла представить.
Детей я взяла с разницей в год. Сначала у меня дома появился Артем, которому тогда был год и 9 месяцев. Потом мы взяли Катю, которой был год и пять месяцев. Можно сказать, что дети у нас погодки. Основным «двигателем» в процессе усыновления был мой муж, потому что я долго раскачиваюсь перед принятием решения, а он очень быстро все решает.
Непростая адаптация
Каких-то серьезных диагнозов у Темы не было заявлено, но сюрпризы начались, когда он появился у нас дома. Выяснилось, что он не умеет жевать, была проблема со строением челюсти (она была недоразвита и очень чувствительна). У него был запущенный рахит. У него пухленькое лицо, но когда я его раздела первый раз, то просто уронила от ужаса.
…Мне казалось, что ребенок как приз: он придет домой и наступит радость. Но она очень долго не наступала. Адаптация была жесткой и длилась примерно полгода.
Моя адаптация была не менее жесткой, все мои профессиональные знания о детях рассыпались в пух и прах. В какой-то момент я просто потеряла веру в то, что мы сможем это преодолеть. Мне казалось, что все всегда будет плохо. Это сейчас я рассказываю это с улыбкой…
Тема — ребенок, который много пережил. Он долгое время не хотел принимать от меня ни помощи, ни каких-то благ. Я просто ощущала себя дурочкой, потому что ходила за ним, предлагая ему: «Возьми все, что у меня есть», а он закрывался, потому что ждал от меня только гадостей. Было трудно поверить в то, что когда-то он оттает. Но когда это произошло, он оказался очень душевным и эмоциональным мальчиком.
Конечно, с Артемом адаптация была тяжелее, а с Катей мы привыкли жить вместе уже через месяц. Зато у Темы адаптация к Кате была очень долгой.
Он не ожидал такого от родителей, плакал, просил, чтобы она ушла, побаивался ее. Потом он постепенно, месяца через два-три, он научился с ней взаимодействовать и тогда очень продвинулся в развитии, так как одно дело – жить одному, другое дело – конкурировать в детской среде.
Артистичный мальчик и суровая барышня
Сейчас Теме уже 8 лет, он учится во 2 классе. Это артистичный, гуманитарный мальчик. Когда возникает какой-то конфликт, он умеет всех обаять и разрядить атмосферу. Я его прочу в журналисты. Летом мы ездили в питомник, на цирковую базу, смотреть морских львов. Там Артем полностью взял инициативу в свои руки, пошел брать у всех интервью, записывая на камеру.
Катя совсем другая, 1 сентября она пойдет в школу. Она барышня естественно-научного склада, любит докапываться до сути, мало чего боится и поражает нас логикой. Катя суровая, но при этом совершенно мамина дочка.
Трудности, связанные с усыновлением, отваливаются достаточно быстро. Поскольку дети растут и я все время вижу какое-то развитие, то трудности воспринимаю как нечто само собой разумеющееся. Силы мы черпаем друг в друге.
Мое образование помогало мне взаимодействовать больше с Катей, потому что она развивалась понятным мне образом. С Темой – скорее, нет, потому что мне хотелось его притянуть к какой-то норме, которой он не соответствовал.
Он как будто всем своим видом показывал: «У меня свой путь, дайте мне просто отогреться после дома ребенка».
Зачем нужна Школа приемных родителей
Я не успела поучиться в ШПР, хотя считаю, что учиться там нужно всем. А сейчас получилось так, что я в ней уже преподаю. Главным образом, это нужно затем, что на базе ШПР создается коллектив единомышленников. Важно чувствовать, что ты не один, наедине со своими трудностями, а есть люди, у которых похожие проблемы и с которыми можно их обсудить. Это крайне необходимо, потому что если психолог не видел детей, вышедших из специального детского учреждения, он просто не понимает, что с ними происходит. И даже не хочется таким людям рассказывать о своих специфических трудностях, потому что они просто могут покрутить пальцем у виска и спросить, зачем вы себе такую проблему нашли.
Если вы думаете о том, чтобы взять приемных детей, советую отодвинуть эмоции и оценить ресурсы, прежде всего моральные, внутрисемейные: потянут ли отношения между супругами появление нового существа. Обязательно надо наращивать круг общения, потому что закрытая семья очень сложно переживает адаптацию.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Марина
Согласна, что школа приемных родителей нужна обязательно. Когда посещали занятия, казалось, что адаптация — это не про нас. Что мы-то точно готовы. Наивные были, да.
Меня «колбасило» примерно с год, от люблю-нимагу, до неприятия и отчаяния. Ева тоже привыкала к нам достаточно долго для своего возраста (мы взяли ее в 9 мес.). Как я понимаю сейчас, видя ее в естественном состоянии — после больницы и дома ребенка она замкнулась. В первые месяцы дома при любом стрессе — уходила в себя, много и подолгу самоукачивалась, происходил откат в развитии. Только в декабре прошлого года (это даже больше года с момента удочерения) я в полной мере ощутила, что «есть контакт», что она доверилась нам на все 100%.
И это такое счастье :)
Nadezhda Appolat
Светлана, то есть в год и девять ребенок был уже «закрыт»? Мы с мужем еще пока дискутируем по поводу предполагаемого возраста. Надеюсь на свою интуицию и опыт с родными и близкими детьми. В принципе к любому варианту адаптации уже кажется готова. Спасибо за статью! Чужой опыт важен.
Наталья
по поводу того. что в «год и 9 мес. уже закрыт». мы взяли малыша трёх с половиной лет, на контакт пошёл почти сразу, так называемого периода адаптации мы не ощутили. очень ласковый, замечательный малыш,хоть и с характером! всё индивидуально и не всегда зависит от возраста. Данечка с нами уже год! обычный ребёнок, со своими капризками,но это нормально
Светлана Качмар
Надежда, наш мальчик был сильно травмирован нахождением в «сиротской системе». Конечно, далеко не все дети нежного возраста так трудно адаптируются в семье, некоторым везёт — их нервная система не успевает «перегреться». Однако, если найти подход к ребёнку, то многие трудности поведения можно преодолеть.
Светлана Грайхе
Светлана, спасибо за статью! Очень интересный опыт! Мы сейчас тоже в периоде адаптации, но вроде все проходит гладко. Наш двухгодовасик все время хочет быть на руках, поэтому устаем в основном физически:) А морально — он наша самая большая радость, вместе с первым кровным четырехлеткой:)
Светлана Качмар
Светлана! Я всегда радуюсь, если родителям не достаётся трудностей адаптации. Так тоже бывает. И это здорово! :)
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.