«Наша жизнь с двумя приемными мальчиками-погодками завертелась»
«У нас без проблем как-то, все гладко прошло», — говорит Оксана Кассем, приемная мама двоих мальчиков-погодок, об их появлении в своей семье. Сейчас трудности, с которыми пришлось столкнуться, – нежелание перемен со стороны собственной дочери, проволочки с оформлением ребят в органах опеки – забыты. А приемная семья Кассем-Серга живет очень активной жизнью.
«На предложение об усыновлении муж отреагировал спокойно». Все фото — из семейного архива.
Завести совместных детей
У Оксаны Кассем и ее супруга Андрея Серга до встречи друг с другом было по одной дочери от предыдущих браков. Когда Оксана и Андрей поженились, то девочки-подростки стали жить вместе с ними. Обе дочки были со сложными характерами, дома нередко происходили баталии по разным пустячным вопросам.
«Так как у нас с мужем нет общих детей, вопрос о них постоянно возникал. Помня сложности с воспитанием дочек, девочек я больше не хотела. Поэтому как-то раз я спросила мужа, как он смотрит на то, чтобы взять мальчика из детского дома», — вспоминает Оксана.
На идею об усыновлении ее натолкнула телепередача, посвященная историям детей из домов ребенка. «Когда я смотрела ее, у меня проснулась жалость к детям без родителей. Я понимала, что они такие же, как семейные, только намного несчастнее. И я всегда плакала, когда смотрела эту программу», — признается приемная мама.
На предложение об усыновлении муж отреагировал спокойно. Он сказал, что не против, только есть два «но». Он готов принять в семью мальчика без серьезных проблем со здоровьем. Ему, абсолютно здоровому человеку, тяжело будет жить с таким ребенком, которому он не сможет помочь выздороветь. Задуматься об усыновлении он предлагал тогда, когда выйдет на пенсию после службы в армии. Тогда можно будет не скитаться по гарнизонам, а купить собственное жилье, чтобы осесть уже основательно с усыновленным ребенком.
В 2008 году муж Оксаны закончил служить в армии. Но до 2013 года семья сначала покупала квартиру, потом делала в ней ремонт. В очередной раз утром на кухне Оксана и Андрей смотрели телевизор. Когда увидели ролик о детях-сиротах, Оксана спросила мужа: «Ну что, ты так и будешь оттягивать? Смотри, вон какого хорошего малыша показывают».
Андрей неожиданно предложил принять не одного, а двух мальчиков. Он думал, что для одного ребенка они с женой будут чужими незнакомыми людьми. И в их доме мальчик будет чувствовать себя неуютно, станет плакать. А вот если взять двоих братьев, то им вдвоем будет веселее и не так одиноко в чужой семье.
«Я возразила, что это большой труд – надо гулять с двумя детьми, водить их в садик и на какие-то занятия. Муж сказал, что будет во всем помогать мне. Забегая вперед, скажу, что обещание свое он сдержал. Сегодня все, что касается воспитания мальчиков, лежит на нем: он приучает их к спорту, катается с ними на сноуборде, водит в школу и секции», — рассказывает Оксана.
Поиск «своих» сыновей
За предложение мужа Оксана тогда уцепилась и начала узнавать, что требуется для усыновления. В 2013 году, по ее словам, было не так много интернет-ресурсов с необходимой информацией. На сайте усынови.ру она узнала, что надо пойти в отделение опеки и написать заявление о том, что они с мужем ходят взять детей. Там им выдали список необходимых документов и направление в Школу приемных родителей.
«Временами было трудно, и я спрашивала себя: «А буду ли я мальчикам хорошей мамой? А правильно ли я сейчас поступаю?»
В Интернете супруги познакомились с другими парами, которые уже прошли весь этот путь и жили с приемными детьми. Они посоветовали начинать поиск детей только тогда, когда на руках у Оксаны и Андрея будут все документы. Иначе могли возникнуть ситуации, когда нашлись дети, но из-за отсутствия комплекта документов их заберет другая семья.
Несмотря на советы приемных семей, Оксана стала искать мальчиков, будучи еще слушательницей ШПР. Поиск этот был сродни работе – она изучала сайты органов опеки разных регионов каждый вечер. А по утрам звонила в эти учреждения и интересовалась подробностями о приглянувшихся детях.
Так как взять планировали двух мальчиков, искали двойняшек. Но их, как правило, «разбирали» очень быстро. В какой-то момент Оксана отчаялась найти детей самостоятельно. И на одном из форумов для приемных родителей она попросила помощи в поиске.
Оксане ответила женщина из Магнитогорска, она рассказала о только что появившихся в базе близнецах. Связавшись с местными органами опеки, Оксана узнала, что пока никто из усыновителей не интересовался этими детьми. У нее с мужем со дня на день должен был оказаться на руках полный комплект документов. Супруги купили билеты в Магнитогорск. В это же время дочь Оксаны отказалась подписать согласие на появление в их семье приемных детей. Она считала, что из-за них мама будет любить ее меньше. Но в результате долгих переговоров девушка все же согласилась.
Через день, когда Оксана собрала все необходимые документы, она вновь связалась с местными органами опеки. Оказалось, что близнецов забрала семья из Тюмени. «Я просто разрыдалась в трубку, когда услышала это. Так долго искала детей, все документы на руках, а мальчиков нет. Я плакала и говорила, что никогда не найду «своих» детей», — рассказывает Оксана.
Оксане предложили взять братьев-погодок.
Собеседница из отдела опеки в ответ на эту отчаянную речь предложила Оксане взять братьев-погодок. Младшему тогда было 1 год и 10 месяцев, а старшему – чуть больше 3 лет. Они оба находились в доме ребенка почти 2 года. От младшего – Никиты – кровная мама отказалась сразу, как родила, а старшего – Данила — органы опеки изъяли из квартиры ее сожителя, когда женщина еще была в роддоме.
С тех пор, как дети появились в доме ребенка, ими, по словам представителей органов опеки Магнитогорска, никто из родственников не интересовался. Зная, что Оксана уже купила билеты, сотрудники органов опеки пообещали не показывать этих братьев никому из возможных усыновителей до ее приезда.
«Мы с мужем посмотрели фотографии детей. Андрею понравился старший мальчик – блондин, а мне, наоборот, больше приглянулся младший. У него была такая беззубая улыбка, он улыбался неизвестности, которая ждала его впереди», — рассказывает Оксана.
Первая встреча и первое расставание
В Магнитогорске Оксана была 11 июля 2013 года. Когда ей привели Никиту и Данила, они оказались не такими, как на фотографиях в анкете. На снимках дети казались крупнее и взрослее. При виде незнакомой женщины Никита начал плакать. Стоило Оксане заговорить с ним, как он принимался рыдать. А Данил в это же самое время пытался привлечь ее внимание: он нажимал на кнопку музыкальной игрушки, которая была у него в руках, и та громко трещала. В это время его брат начинал плакать еще сильнее, а Оксана заводила разговор с Данилом.
Андрей быстро нашел общий язык с ребятами.
После первой встречи она подписала соглашение на усыновление, поговорив перед этим с мужем. Он спросил: «Ну, екнуло у тебя сердце, когда ты их увидела?». Ничего не екнуло, честно рассказывает Оксана, но стало ужасно жалко оставлять братьев из страха, что же с ними будет дальше.
Главврач дома ребенка заявила, что забрать «своих» сыновей в подмосковный Воскресенск Оксана сможет только через 2 месяца – сейчас все сотрудники в отпуске. Но разрешила в ближайшие дни походить на прогулки в дом ребенка, чтобы поближе познакомиться с мальчиками. Оксана приходила и играла со своими будущими сыновьями. Они охотно проводили с ней время. Когда ей надо было возвращаться домой, старший – Данил словно почувствовал долгую разлуку. Мальчик сильно плакал и не хотел отпускать Оксану.
«Он обнял меня ногами за талию и говорил: «Мама, не отдавай меня домой». Домом дети называли детский дом. Его слезы жгли меня, я чувствовала себя предателем», — добавляет Оксана.
Приезд в семью
Вернувшись в Воскресенск, Оксана стала спрашивать у юристов, законно ли ей отказали в немедленной выдачи детей, и заставляют ждать этой процедуры 2 месяца? Оказалось, что в соответствии с законом срок ожидания не должен составлять больше 30 дней.
Вооружившись этим знанием, Оксана позвонила в Магниторский отдел опеки и рассказала об установленных сроках. Там ей ответили, что все знают, но ничего поделать не могут – все ответственные лица находятся в отпусках. Тогда Оксана написала обращение к уполномоченному по правам человека в Челябинской области.
«Мне помогали другие приемные мамы, которые тоже проходили период адаптации, но уже успели получить от кого-то хороший совет».
Через неделю она вновь позвонила в Магнитогорск и уже по голосу инспектора поняла, что теперь к ней относятся иначе. Инспектор спросила, когда Оксана сможет приехать, чтобы забрать мальчиков. Она из-за работы могла сделать это не раньше 11 августа. В опеке ее заверили, что оформят все необходимые документы и отдадут детей в тот же день. Так и получилось – чиновники не обманули.
Данил сразу же узнал Оксану, когда она приехала забирать его с братом. В московском аэропорту троицу встретил Андрей. Никита жутко испугался при виде приемного папы. В его окружении никогда не было мужчин, поэтому он вцепился в Оксану и начинал плакать, даже когда Андрей просто смотрел в его сторону.
Процесс адаптации
Так получилось, что в первый месяц жизни мальчиков в приемной семье с ними находилась только Оксана. Андрея отправили в рабочую командировку в Башкирию. В этот месяц Оксане, по ее словам, было довольно тяжело. Она уволилась с работы, чтобы все время находиться с сыновьями.
Первое время приемная мама старалась соблюдать тот распорядок дня, к которому дети привыкли в доме ребенка. Из-за разницы во времени мальчики продолжали просыпаться по своему прежнему графику – примерно в 5.30 по Москве.
«Они лежали в соседней комнате и тихонько переговаривались на своем детском языке. Я мечтала, чтобы они еще полежали так тихо и дали мне поспать. Я постоянно не высыпалась в то время», — вспоминает Оксана.
Первое время приемная мама уходила гулять с детьми в тихие места.
Ее приемные дети привыкли к тому, что в доме ребенка их умывали после пробуждения, одевали, сажали за стол и ставили перед ними тарелки с горячей кашей. То, что в семье до появления завтрака проходит больше времени, сначала им не нравилось. Иногда они плакали по этому поводу, падали на пол и стучали ногами.
Неожиданностью для приемной мамы оказалось и то, как Данил и Никита вели себя на детской площадке. Они приходили, вставали и смотрели, как играют другие ребятишки – бегают, прыгают, кричат, смеются, скатываются с горки, отбирают друг у друга игрушки. Сами при этом ничего не делали. Оксана предполагает, что в доме ребенка во время прогулки им не разрешали бегать и прыгать. Поэтому мальчики и не знали, как себя можно вести. Чтобы не травмировать их, первое время мама уходила гулять с ними в тихие места в микрорайоне, где они вдвоем играли в песочнице.
Удивлением оказался тот факт, что Никита в возрасте двух лет плохо ходил. «Было понятно, что им никто специально не занимался. Когда научился ходить, тогда и пошел. Он проходил небольшое расстояние, а потом просто садился на асфальт и отказывался дальше двигаться», — рассказывает Оксана.
Чтобы приучить малыша к ходьбе, она купила ему музыкальную игрушку. Та издавала звуки, когда ее за ручку катили по дорожке или полу. С этой игрушкой приемная мама и дети ходили по своему кварталу весь август.
В течение месяца Оксану с сыновьями навещали друзья семьи. Даже то, что они на час могли разгрузить ее, играя с мальчиками, было большой помощью. С сентября вся семья воссоединилась. Вернувшийся из командировки Андрей быстро нашел общий язык с ребятами. Но на то, чтобы почувствовать их своими детьми в полной мере, у супругов ушел примерно год.
«Наверное, у нас, взрослых, весь этот год шла медленная адаптация. Временами было трудно, и я спрашивала себя: «А буду ли я мальчикам хорошей мамой? А правильно ли я сейчас поступаю?» Нас очень поддерживали другие приемные мамы. Они говорили, что и у них были те же самые переживания, и что это пройдет», — говорит Оксана.
Несколько раз она хотела обратиться за помощью к психологам из Школы приемных родителей. Например, когда не знала, что делать с привычкой младшего сына сосать палец. Но ни разу психолог не отреагировала на ее письма и звонки.
«Мне помогали другие приемные мамы, которые тоже проходили период адаптации, но уже успели получить от кого-то хороший совет. Я им очень благодарна. Еще мне помогали слова Наташи Тупиковой (мама приемных детей со сложными диагнозами – Ред.) о том, что мои мальчики не просились ко мне в семью, я сама их выбрала. А значит, должна сама искать выход из сложных ситуаций», — признается Оксана.
«Мои любимые мальчики»
С появлением сыновей у пары Оксаны и Андрея изменился порядок жизни. У них всегда активные выходные – ездят с мальчиками в театры, на рыбалку, ходят за грибами. Даже купили дачный участок, чтобы дети бывали на свежем воздухе. Каждый отпуск Оксана с Андреем, Данилом и Никитой уезжают в новые места, где много ходят и любуются природой. Мальчикам такие пешие путешествия очень нравятся.
Сегодня всем членам семьи не верится, что когда-то Никиты и Данила у них не было.
«Наша жизнь с их появлением завертелась. Когда дочери стали большими, мы уже только докучали им своими вопросами «А куда ты пошла?» или «А уроки ты сделала?». Доходило до того, что мы начинали по вечерам смотреть разные сериалы. А сейчас у нас так много занятий с детьми».
Дочь Оксаны часто навещает родителей, каждый раз старается привозить своим младшим братьям какие-то подарки. Ребят она называет «мои любимые мальчики». И сегодня всем членам семьи не верится, что когда-то Никиты и Данила у них не было.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал