«История нашей семьи может показаться  слишком «шоколадно-мармеладной», но именно так и есть», — говорит многодетная мама Светлана Шашина в интервью корреспонденту фонда «Измени одну жизнь». Они с мужем воспитали трех старших детей и взяли в семью двух девочек. Им, окруженным дома любовью и заботой, оказалось непросто учиться в школе. На домашнем обучении девочки раскрыли свои способности и уже выбрали будущие профессии. 

«Мы с мужем обсуждали тему приемного родительства еще в молодости. Однажды появилась возможность взять мальчика из детдома. Но мне на тот момент было 18 лет, мужу — 20, мы жили у родителей, и такой вариант представлялся нереалистичным. Тем не менее, мысль о приемстве у нас была», — рассказывает Светлана Шашина.

Сейчас Светлана – многодетная мама. На двоих с мужем у них трое кровных детей: Даша (24 года), Влад, (20 лет), Сергей (18), и двое удочеренных: Надя (11 лет) и Юля (8 )лет.

10 лет назад супруги взяли в семью Надю. На тот момент ей был всего год. Когда девочка стала подрастать, Светлана с мужем задумались о втором ребенке, поскольку их кровные дети старше, и Наде в 4-5-летнем возрасте было бы одиноко.

Знакомство с Надей в детском доме.

«Мотивация была не только из-за Нади, мы хотели помочь еще  хотя бы одному ребенку», — говорит приемная мама. Сначала супруги собрали документы на второго малыша, а уже потом стали искать девочку. И сразу нашли Юлю – даже не выбирая.

«Нынешним родителям искать детей гораздо удобнее. Можно смотреть видеоанкеты, такие ролики о детях снимает, к примеру, фонд «Измени одну жизнь», — говорит Светлана. —  А 10 лет назад органы опеки легко давали разрешение на усыновление, другое дело, что искать детей было сложнее. Более того, даже 4 года назад система была устроена иначе, чем сейчас.

Мы не выбирали детей: первой увидели Надю и взяли. Аналогично было и с Юлей. И оба ребенка просто нереальные, очень умные, послушные, добрые. Я уже говорила накануне интервью, что наша история может показаться неправдоподобной. Но она, действительно, такая».

Надя ходит в художественную школу и рисует, очень любит читать.

Реакция детей и родственников на появление приемных детей в семье Шашиных была разнообразной. Старшие дети — Даша, Влад и Сергей все были очень рады новым сестренкам.

«Папа мужа и брат очень обрадовались. Моя мама и мой брат сначала сильно переживали , что у меня и так много забот, а с появлением очередного ребенка будет еще тяжелее. Но когда познакомились с детьми, быстро полюбили их по-настоящему. Родители нам очень помогают», — рассказывает Светлана.

От обеих девочек – Нади и Юли — их кровные мамы отказались. Про отцов ничего неизвестно… Нет данных и о других родственниках.  «Мы сразу удочерили девочек, — говорит многодетная мама. — Есть тайна удочерения, но они знают, что мы не являемся их биологическими родителями. Юлю мы взяли в 4-летнем возрасте, она помнит папу маму. Так что тайна удочерения заключается в неразглашении данных.  Узнав, что для Юли мы приходимся не кровными мамой и папой, Надя спросила и про себя. Забегая вперед, скажу, что нами была придумана такая сказка: «В домике жили маленькие дети, которые мечтали о родителях, мы этих деток взяли домой. Даша, Влад и Сережа были у меня в животике, а вас я взяла в этом самом домике».  Надя немножко огорчилась, но приняла эту информацию. Мы же не делаем монстров из биологических родителей. В жизни бывают разные ситуации, которые девочки должны понимать. Сейчас Надя и Юля не спрашивают о биологических родственниках, но это, скорее всего, в силу возраста. Если же девочки захотят что-то узнать, то после 18 лет мы обязательно им в этом поможем».

Юля  в детском доме.

Встреча с кровными родственниками детей не всегда несет радость, считает Светлана: «Надо понимать, что дети приходят в систему из неблагополучных семей. Я видела неоднозначные примеры, и убеждена — тайна усыновления необходима. В силу социального, психологического уровня родственников. Но факт усыновления ребенок, думаю, должен знать. Речь больше идет о закрытом характере информации».

Обе девочки в семье Шашиных — на заочном обучении.  Одно время они ходили в частную школу. Но девочки не поспевали за программой.

«У Нади — проблемы со зрением и слухом, — говорит Светлана. — В какой-то момент мы с супругом решили перевести дочек на домашнее обучение. Они учатся в определенном ритме. Мы минимизировали негативные факторы, которые могли быть в обычной школе».

Надя ходит в художественную школу и рисует, очень любит читать, изучает животных.  А вот Юля занимается художественной гимнастикой. Обе девочки изучают усиленно английский язык. Юля мечтает стать стилистом, а Надя — ветеринаром.

Юля мечтает о карьере стилиста.

«Когда совсем маленький ребенок появляется в семье, то есть время привыкнуть к нему, к его поведению, и что-то скорректировать в таком возрасте легче, — уверена Светлана. — У нас уже была всеми обожаемая младшая Надя, а Юля появилась у нас уже со своим характером, с какими-то воспоминаниями, с душевными травмами и даже со своим запахом».

Девочка во всем старалась угодить родителям, делала все «слишком правильно», боялась что-то попросить, жутко переживала из-за того, что делала что-то ни так…  А Светлана с мужем, как оказалось, не ожидали такого поведения.

«И заправленная без напоминания по-солдатски постель четырехлетнего ребенка, и идеально расставленные игрушки нас немного пугали. Мы думали, что скоро ей надоест быть хорошей, и она покажет себя настоящую. Но оказалось, что это и есть наша настоящая Юля. Конечно, сейчас она — самый обычный ребенок, знает, что мы ее будем любить всегда. Скажу по секрету, она —  самый лучший помощник в нашем доме».

Светлана говорит, что Надя с Юлей – это подарок от Бога: «У нас талантливые старшие дети: Даша училась и работает в США, средний играет в футбол, младший профессионально занимается водным поло и играет за сборную Москвы. Но именно Надя с Юлей принесли в семью какую-то ласку что ли, они умеют быть благодарными. Мы с мужем пересмотрели свою жизнь, ошибки, которые допускали со старшими детьми. Сейчас Надя с Юлей вступают в подростковый возраст, и это уже другой этап развития».

Многодетная мама говорит, что ее работа предполагает помощь мужу. Больше времени Светлана проводит с детьми, поскольку обе младшие девочки занимаются на дому: «Вся жизнь вращается вокруг Нади и Юли. Обычный распорядок дня: в 9 утра начинаем учиться (с положенными переменами), в 14.00 — обед, далее начинаются дополнительные занятия».

Шашины — члены общественного совета по приемным семьям Троицкого и Новомосковского Административных Округов. К ним часто обращаются за консультациями кандидаты в приемные родители и семьи, переживающие адаптацию.

«Не все могут и должны брать приемных подростков, — считает Светлана. — Кому-то вообще не стоит идти по пути приемного родительства. Также не все родители справляются с особыми детьми. Однако, по нашему опыту, 90% диагнозов, поставленных детям во время их жизни в интернате, не подтверждаются. При этом нужно быть готовым к тому, что одни диагнозы не подтвердятся, а другие, наоборот, будут обнаружены».

Все фото — из семейного архива Шашиных.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Ольга А.

    Безумно красивые девочки и безумно похожи друг на друга! Ни за что бы не подумала что они не сестры! Ямочка на подбородке у обеих-один в один! Видно,что девочки светлые и чистые. Счастья и мира Вашей семье!

    30 ноября 2018