Как вернуть приемного ребенка в биологическую семью? Можно ли быть готовым к такой ситуации? Надо ли после возврата поддерживать связь с детьми и с их семьей? Или же лучше постараться забыть обо всем, «отойти в сторону»? Психолог фонда «Измени одну жизнь», многодетная приемная мама Галия Бубнова делится собственным опытом

«Как вы могли?!» «У вас нет сердца!» «Вы никогда не любили своих приемных детей!» «Вы не родители!» «Вы предали детей!» Каких только упреков мы не услышали в свой адрес от приемных родителей после того, как поделились историей возврата двоих детей в их биологическую семью. Да, и на первый взгляд кажется, что авторы таких комментариев правы.

История брата и сестры в нашей семье началась, когда им было 3 и 2 года соответственно. Именно в таком «малышовом» возрасте мы их приняли к себе. У нас эти дети прожили 7,5 лет. И после такого длительного периода мы помогли их биологической маме восстановиться в правах и вернули ей сына и дочь.

Большую часть своей жизни ребята были нашими детьми, а мы были их родителями. Но, понимая важность сохранения родственных связей, мы поддерживали отношения с их старшим братом и их бабушкой, мы спокойно говорили о их маме. Мы приняли ребят с их историей и понимали, что та часть жизни, которая была у них до нас, не менее важна, чем жизнь в нашей семье.

Где лучшее место для ребенка?

На мой взгляд, лучшее место для ребенка — рядом с биологической мамой, если только, конечно, она не несет опасности для его жизни. Да, немало приемных родителей не согласны с этой позицией, но это связано в большинстве случаев с ситуацией «латентного усыновления», когда, принимая детей под опеку, приемные родители как бы забывают о том, что это дитя передано именно под опеку, оно имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и этот статус подтверждает тот факт, что у ребенка есть законные представители, но нет родителей.

Сама идея приемной семьи в том, что, живя в ней, ребенок может сохранить родственные связи, знать свою историю, получать информацию о своих биологических родителях. Таким образом, не разрывается связь ребенка с его родом. И приемная семья — это форма семейного устройства, которая подразумевает и возможность возврата ребенка в его биологическую семью.

Важно помнить, что на такое возвращение имеет право каждый ребенок, в случае, когда возвращение в его интересах.  Исключение здесь только одно — когда ребенок усыновлен.

Когда билогические родители хотят вернуть себе детей

Но сегодня в теме возврата ребенка в биологическую семью практически нет нормативного регулирования.

При возникновении темы опеки все отлажено с точки зрения законодательства и практики – ребенок остался без попечения родителей, т.е., с его родителями что-то произошло, и возникает необходимость устроить ребенка в семью. Процесс проходит официально и четко. После принятия решения о возможности и необходимости семейного устройства ребенка уполномоченный орган подбирает ему семью из числа кандидатов и выносит распоряжение или постановление о том, что ребенку назначен опекун, и опекун становится законным представителем этого ребенка.

Однако может случиться так (и происходит это очень редко), что в какой-то момент появляются биологические родители (это может быть мама, которая находилась в местах лишения свободы и освободилась, это могут быть родители, которые смогли преодолеть свою зависимость, или возникнут другие ситуации). Биологические отец и мать заявляют о желании вернуть ребенка в свою семью (если не были ограничены или лишены родительских прав) или заявляют о желании восстановиться в родительских правах.

И в этот момент возникает закономерный вопрос: «Что делать?» Логично, если уполномоченный орган наделил опекуна правом законного представителя, назначив его опекуном, то именно уполномоченный орган и должен и отменить опеку.

Значит, биологические родители должны обратиться в органы опеки и попечительства и заявить о своем желании вернуть ребенка, т.к. они теперь в состоянии сами растить его. И они в своем праве, в Семейном кодексе Российской Федерации есть такое право у родителей – требовать возврата ребенка от любых лиц, самостоятельно его воспитывать, содержать и так далее.

Но дальше только одни вопросы – нигде в законодательстве (ни в Семейном кодексе, ни в подзаконных актах) этот обратный процесс возврата ребенка кровным родителям не урегулирован.

Сложности возврата ребенка в билогическую семью


Процесс передачи ребенка под опеку прозрачен и четко описан. Собрали документы, вынесли распоряжение, передали ребенка в семью. Обратный же процесс не описан ни в одном законодательном акте, и это вызывает определенные сложности.

С одной стороны, сложности у биологических родителей. Они должны доказать, что могут воспитывать ребенка, но в этом случае нет четких требований, что еще кроме заявления о возврате ребенка должны предоставить биологические родители в органы опеки и попечительства.

С другой стороны, для приемных родителей это так же непонятная ситуация. Они опекуны, законные представители ребенка. Они даже могут быть готовы передать ребенка биологическим родителям, но, волнуясь за ребенка, им хочется понимать, куда, в какие условия они его возвращают? Будет ли ему там безопасно? Не случится ли так, что в скором времени ребенка опять отберут у этих биологических родителей? В общем, много иных вопросов и сомнений.

Нормативного урегулирования у нас нет. И каждый регион, даже каждый орган опеки и попечительства может решать этот вопрос на свое усмотрение. Ситуация ярко прослеживается с теми биологическими родителями, которые выходят из мест лишения свободы, когда ребенка могут в принудительном порядке передать им, освободив опекунов от исполнения обязанностей, не проверив должным образом, где и как будет жить ребенок, сможет ли биологическая мама обеспечить ему безопасное существование, будет ли этой семье на что жить, что есть и т. д.

Но даже в том случае, если органы опеки и попечительства добросовестно сработали в интересах ребенка, проверили, как живут его биологические родители, выяснили условия проживания этой семьи с ребенком, на основании полученной информации решили, что его можно возвратить биологическим родителям, возникают трудности.

Если ребенку больше 10 лет, то надо выяснить его мнение по вопросу возврата к биологическим родителям. Вынесли распоряжение об освобождении опекунов – нет пошагового регламента передачи ребенка из одной семьи в другую, потому что единственное, что у нас есть, это закон об исполнительном производстве, где написано, что если судебные приставы-исполнители исполняют какое-то требование по обеспечению общения либо по возврату ребенка, то обязательно судебный пристав должен действовать совместно с представителем органа опеки. При необходимости должен быть детский психолог или еще какой-то специалист. И это единственная норма, которая на сегодня есть в законодательстве.

Но такой процесс не в интересах ребенка.  Вот это единственная норма во всем российском законодательстве вообще, которая есть.

Несмотря на более понятный и четкий процесс восстановления в родительских правах, т.к. семья опекуна является стороной процесса, и она в курсе происходящего процесса, это также неопределенный процесс, и также отсутствует регламент передачи ребенка из семьи опекуна по решению суда.

Кому требуется мягкий подход 

В интересах ребенка нужен мягкий, не травмирующий подход, который включает в себя работу специалистов с ребенком, работу с семьей опекуна, с биологическими родителями. Эта работа должна быть направлена на адаптацию к сложившейся ситуации, к привыканию ребенка к «старой семье», знакомству биологического родителя с ребенком, что очень важно.

Постепенность и осторожность в этом процессе позволит сделать переход ребенка из семьи опекуна в семью биологического родителя менее травматичным. Передача должна быть осуществлена только по согласованию со специалистами и только в тот момент, когда это будет безопасно и не травматично для ребенка.

На мой взгляд, есть базовые моменты для осуществления безопасной передачи ребенка в биологическую семью. Основное – понимание, что принесет ребенку возврат, будет ли он в интересах ребенка или навредит, на сколько семья готова к возврату ребенка, предсказуемо ли поведение семьи в дальнейшем, достаточно ли ресурсов у семьи.

Важно работать отдельно с биологической мамой для прояснения ее мотивации, для создания родительского ресурса и восполнения утраченных родительских компетенций.

Важно работать с семьей опекуна, особенно если в семье есть еще приемные дети, для них это тоже может быть травматичным опытом, когда при кажущейся стабильности кто-то вдруг уходит из семьи.

Процесс должен быть плавным и поступательным, с возможными откатами, если этого требует ситуация с ребенком. Здесь спешить нельзя. В таких случаях может отлично сработать служба сопровождения приемной семьи, потому что специалисты знают приемную семью, знают детей, и у ребят сложились безопасные доверительные отношения со специалистами.

Наш опыт 

В нашем случае процесс был длительным – около четырех месяцев. Биологическая мама доказала всем, что она готова вернуть себе детей, сможет заботиться о них и обеспечить им безопасность. Мама была на стороне детей, поэтому она также работала с психологами.

Мы вместе выполняли рекомендации специалистов, каждый новый шаг обсуждался и принималось решение о дальнейшем продвижении. Благодаря этому передача была плавной и не травматичной.

Первое время мы постоянно общались с детьми, поддерживали их и радовались за них. Мама также была в постоянном контакте с нами, и мы поддерживали ее, отвечали на все вопросы и что-то подсказывали. Даже когда планировался переезд семьи в другой город, мама советовалась со мной. Мы никогда не высказывали ей обвинений, думаю, что мы не судьи, чтобы ее осуждать. Она проделала большой путь к своим детям и, видя ее стремление, мы поддержали ее в процессе восстановления.

К сожалению, случаи, когда родители восстанавливаются и могут заботиться о своих детях, очень редки, но в этом их ценность. У нас не выстроена система помощи таким родителям, а многим можно было помочь, поддержать их, и они могли бы быть хорошими папами и мамами для своих детей.

На мой взгляд, именно приемные родители с опытом и пониманием того, что лучше для детей, могли бы стать для некоторых биологических родителей спасительным кругом, просто поверив в них и научив их жить по-другому.

Конечно, это немного утопия, непопулярное мнение среди приемных родителей, и меня за него осуждают. Но если есть возможность биологической семье воссоединиться, то нам надо в этом помочь.

В нашей истории с момента передачи детей их биологической маме прошло уже четыре года. Мы общаемся с этой семьей, поздравляем друг друга с праздниками, дети перезваниваются и встречаются. Мы радуемся успехам детей, радуемся за всю семью, радуемся, что все у них хорошо, потому что знаем, что без нас этого бы не случилось.

А биологическая мама знает, что мы всегда на стороне детей.

На фото — семья Галии.

Фото — из семейного архива Бубновых.

Дизайн — Наталья Лунькова.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

15 комментариев
  • Елена Игнатовская

    «На мой взгляд, именно приемные родители с опытом и пониманием того, что лучше для детей, могли бы стать для некоторых биологических родителей спасительным кругом». Именно так и есть! Я в восторге от Вас, Галия! Участвовала в тест-драйве и очень многое от Вас новое почерпнула, прогрессивный взгляд на приемство и воспитание детей в целом мне очень импонирует.
    Примерно так и делаю, но дети не напрямую передаются в биологическую семью, мама пока не понимает как и не в состоянии восстановиться в родительских правах, а ездят в гости, общаются, видятся с мамой каждый месяц, старшие девочки (им15 и 16) остаются с ночёвками. Тоже своеобразное воссоединение

    8 ноября 2025
    • Маргарита

      Минуточку. Мать лишена прав, не может восстановиться, а вы детей оставляете с ней на ночевку? А вы уверены в неприкосновенности девочек там?
      Мать-то свою жизнь наладить не может, за себя не может быть ответственной, а вы ей туда двух девочек-подростков. Здесь непринято это писать, но, повторюсь, много неискренности, и многие приемные родители настораживают.
      И зачем спасать био родителей? Синдром спасателя — это не есть гуд.

      9 ноября 2025
      • Юлия

        Маргарита, полностью согласна с вами.
        Как в принципе можно подпустить такую «мать» к девочкам, тем более оставить там ночевать?! Это даже не безответственность, это настоящий синдром спасателя.
        Вся эта чушь с «корнями и родом» пиарится многими психологами, но простой здравый смысл подсказывает: гнилые корни отсекают. А наркологи едины в мнении: бывших зависимых не бывает, сорвать может в любой момент, личность зависимых деформируется необратимо.

        9 ноября 2025
        • Елена Игнатовская

          Юлия, повторюсь, что ситуации бывают разные и судить об ответственности или безответственности приемного родителя, позволяющего детям бывать в гостях у биородителей и поддерживать общение, не зная всех подробностей, по меньшей мере неправильно. «Наша» мама не зависимый, а просто очень наивный и инфантильный человек, который старается, по мере своих физических и интеллектуальных возможностей, дать детям то, что может. Любит их беззаветно, понимает, что полностью обеспечить детям развитие и воспитание сама не в состоянии. При этом держит хозяйство, всегда есть молоко и мясо, огород, на котором выращивает овощи. Дети с ней вместе там копаются с удовольствием, помогают и это их, именно их стихия, им там хорошо, они там дома, в безопасностии в комфортной, в их понимании атмосфере.
          Спорить бесполезно нам с Вами, сколько людей, столько и мнений и ни одно из них не единственно истинное

          9 ноября 2025
      • Елена Игнатовская

        Синдром спасателя не диагностирован, Маргарит, здесь дело совсем в другом — желании детей видеть мать, с которой они прожили до 9 и 10 лет соответственно, и которая очень их любила и продолжает любить, но не в состоянии обеспечить материально. Мама имеет проблемы с интеллектом, а именно — лёгкой степени умственную осталость, потому процесс восстановления в родительских правах для нее практически невозможен, если только кто-то за нее не соберёт все документы и не оформит. Я этого делать не собираюсь, но и препятствовать общению детей, искренне желающих этого, с биоматерью не стала.
        По поводу ночёвок девочек, это неопасно, никогда бы не оставила, если бы не была уверена. Конечно, может случиться всякое, как и в любой другой семье, но именно мать никакой опасности для детей не представляет и это уже проверено годами общения с ней. Если есть возможность таким образом помочь детям быть счастливыми, почему не сделать этого?

        9 ноября 2025
  • Маргарита

    Почему-то в теме приемства много неискренности, непроработанных личных травм. И принято называть вещи не своими именами, о многом умалчивать и т.п.
    Я соглашусь с оратором, который написал, что взяли детей в 2,5 года и дети прожили 8 лет и вдруг «вернули безболезненно». Они же не помнят родную мать, для них мать — только та, что приемная.
    Да и в целом изначально брать детей, которые никогда не станут самостоятельными членами общества, еще и по много…

    28 октября 2025
    • Елена Игнатовская

      В целом, если этих детей не брать, то у них шанса стать самостоятельными нет вообще никакого, а в семье он есть, пусть и невысокий, но есть.
      По поводу возвращения детей биородителям, пока не могу однозначно сказать, смогла бы я отдать или нет. Смотря кого, наверно, малышей, которых я взяла в 1 и 3 года не смогла, не хотела бы, вернее. А вот старших девчонок, которые общаются с мамой безболезненно бы ей вернула. Ситуации всегда разные, не все однозначно.

      9 ноября 2025
  • Николай

    Конечно случаи в жизни бывают разные. История возврата описана очень коротко. Не ясно почему детей забрали у биологической мамы и т.д. Не верю только одному: детей забрали в возраст 2 и 3 года, они были в новой семье 7,5 лет и «процесс возврата прошёл безболезненно». Простите меня, но это похоже на какую-то вымышленную историю, информационный вброс. И всё происходило под чутким руководством органов опеки. Тоже очень сомнительно. У нас трое приёмных детей, есть свой кровный (хотя в голове у меня нет такого разделения). В органах опеки много хороших людей, но все они работают, как говорится, по учебнику. И часто эта литература зарубежная, а у нас другой менталитет. Ни у одного из этих специалистов нет собственных приемных детей. И многие из этих специалистов в школе приёмных родителей говорили, что сами они никогда бы не взяли детей из детского дома. Так что помощь и советы я лично от органов опеки очень сильно фильтрую. Больше помогало общение с такими же приемными родителями, но со стажем. Ни в коем случае не хочу никого обидеть. Если эта история действительно имела место и закончилась счастливым концом и абсолютно все остались довольны — я только рад. Но реальность штука суровая, жизнь покажет.
    По поводу усыновления. Мы тоже не усыновляли, только из-за того, что дети получат хоть какое-то жильё. В наше время каждому из троих купить отдельную квартиру очень проблематично. Если люди без труда это могут сделать, опять же безумно рад за них (без иронии и сарказма).
    На эту тему можно бесконечно разговаривать, спорить. Все случаи индивидуальные. Если в обсуждении участвуют люди, у которых не было приемных детей, мне кажется это как-то не правильно. Вы сначала окунитесь во всё это, а потом ваше мнение может очень сильно измениться, уж поверьте на слово. Всему добра.

    28 октября 2025
    • Елена Игнатовская

      Полностью с Вами согласна, понять что-то можно только тогда, когда сам пройдешь подобное. Даже тем, у кого есть приемные дети, но не было таких ситуаций, понять их сложно

      9 ноября 2025
  • Ирина

    Только на этом сайте уже было две истории, о возврате детей кровным матерям. И речь шла о тех,к сожалению, редких и уникальных случаях, когда сами матери не бездействовали. Также , в этих историях опекуны рассказывали, что их поддержка родных матерей детей сыграла очень важную роль. Автор правильно сказал — нужно совершенствовать систему в этих случаях, прорабатывать механизмы, прописывать всё на законодательном уровне и всегда действовать в интересах ребенка.

    25 октября 2025
  • Юлия

    Понимаю вашу позицию, но ни с какой стороны поддержать не могу. Те, кто вас осуждал, может и эмоционально выражались, но были правы.
    Большинство приемных родителей не усыновляют по единственной причине: не хотят лишать детей поддержки государства. Их за это осудить никак нельзя. Мы и кровных детей далеко не всегда можем жильем обеспечить, а пособия, если честно относиться к своим обязанностям, не покрывают и половины расходов. Но хоть что-то.
    Что касается корней и истории, то да простится мне, справедлива поговорка «черного кобеля не отмоешь добела». Да, у детей своя биография, всегда очень тяжелая, их предали самые родные люди. Задача приемных родителей помочь принять, научиться жить с этой частью своего прошлого.
    Как специалист могу утверждать, что бывших зависимых не бывает, есть зависимые, находящиеся в ремиссии. И даже в ремиссии там огромное количество психологических проблем, характер деформируется безнадёжно. Отдельная тема — отсидевшие родители, там всё еще хуже.
    Что может послужить причиной срыва, никто и никогда просчитать не сможет. Если дети сами этого хотят — то возможно общение, если дети под опекой или усыновлены в сознательном возрасте. Но возврат? Это примерно как курить на пороховой бочке: есть вариант, что не рванёт, но скорей всего рванёт.
    И в чём я точно убеждена, как приемная мама со стажем 20 лет: любому ребёнку лучше всего в той семье, где ему безопасно, предсказуемо, его любят, заботятся, принимают со всеми его бедами и проблемами, и это — навсегда, а не до совершеннолетия. А вот что вообще не имеет значения — так это степень кровного родства.

    22 октября 2025
    • Таира

      Мы тоже помогали вернуть 2 детей в кровную семью, и руководствовались тем, что это законное право биологического родителя воспитывать своего ребёнка. Мы убедились, что детям будет безопасно, их родители даже купили дом и обустроили его для детей. Сделали все возможное на том этапе, чтобы детям было куда вернуться в комфорт и заботу.
      Считаю, что поступили с женой правильно. Долгое время поддерживали общение с био родителями. С детьми все хорошо, растут и развиваются. И счастливы. И родители счастливы, что они со своими детьми.

      Мы не судьи, не нам решать. Как у ребёнка есть право на счастье, так и у его родителей есть право воспитывать своего ребёнка.
      Если у приемного родителя есть желание со всех сторон защитить ребёнка, то его усыновляют. А все отговорки насчет квартир и содержания — пыль. Ведь если так сильно любишь и принял ребенка всецело, боясь его потерять, никакие пособия и поддержка не остановят в желании усыновить или удочерить.

      27 октября 2025
      • Юлия

        Уважаемый Роберт, мне неизвестен уровень доходов вашей семьи.
        У нас с мужем 2 кровных детей и 3 приемных, кровные сёстры. Дети с непростыми диагнозами, спасибо био. Изымали и возвращали несколько раз.
        Возможно, для вас лечить очень сложных детей, учить и взрослым детям купить 3 квартиры и пыть, могу лишь порадоваться за вас.
        Но большинство детей, находящихся под опекой, так и остались бы в системе, если б не поддержка государства. Подростки — с вероятностью 100 %, т к большинство приемных родителей берут подростков, чтобы помочь им социализироваться, и как правило эти дети хотят жить отдельно.
        В моей этической системе разговоры о том, что если ребёнок любим и дорог — то усыновляйте, по меньшей мере непорядочность.

        27 октября 2025
        • Таира

          Фраза о том, что раз любите — усыновляйте, не была адресована конкретно Вам, ни в коем случае, Вашей истории не знаю. Это не более чем обобщенно. Вы написали комментарий, в котором осуждаете решение этой приемной семьи вернуть детей био, что не могло оставить меня в стороне, так как я также детей возвращал и меня задело Ваше мнение. Мы в интернете, что поделать, обсуждать, задевать, реагировать есть норма. У меня под опекой трое тяжелых детей, инвалиды, квартиры никакие им не светят. Пока 1 кровный, даст бог, скоро будет пополнение кровных детей. В моем восприятия мира, входя в приемство, необходимо что-то иметь за плечами, чтобы не зависеть от пособий. Исключая ситуации, когда ты берешь под опеку детей близких людей, там все иначе. Быть может, у Вас именно такая ситуация, поэтому, повторюсь, я возмущен лишь Вашим мнением о неправильности возврата детей. Вы также пишете, что у Вас две тяжелые девочки. Но если они настолько тяжелые, значит не пройдут комиссию по самостоятельному проживанию, и, следовательно, также квартир не получат. И надеюсь, что останутся с Вами навсегда, а не в ПНИ. Значит и Вы брали детей заранее зная, что Вам не нужно опираться всецело на помощь государства, а расчитывать на свои силы. Но тогда мне не совсем ясно, почему мое мнение, что квартиры и выплаты — пыль, Вам не близко.

          27 октября 2025
          • Юлия

            Роберт, спасибо за понимание)
            У нас по детям ситуация такая: диагнозы сложные, всё завязано на ФАС, который не лечится. Мы очень стараемся, чтобы девочки смогли получить специальность и работать. У старшей в 15 лет манифестировала психиатрия, оказалось это наследственное заболевание. Лечим, стараемся максимально скомпенсировать. Очень надеемся, что у младших все ограничится неврологией и сдвг. У младшей ещё очень серьёзные проблемы со слухом, последствия нелеченных отитов. Вот с этим боремся.
            Пусть у ваших детей все будет максимально хорошо 🙏

            27 октября 2025