У Ольги и Дмитрия Корсунских из Саратова четверо детей. Сначала родители приняли в семью сразу двоих сестер и брата. А вскоре родился Миша. Ему сейчас один год

Ольга рассказала, как они с мужем стали сначала многодетными приемными родителями подростков, а потом – мамой и папой долгожданного малыша.

Семья Корсунских.

— Давайте знакомиться!

— Давайте! У нас трое приемных детей, они кровные сестры и брат: Иоланда — 18 лет, Александра — 17 лет, Алексей — 15. А еще у нас есть младший ребенок, кровный Миша, ему 1 год.

— Как вы с мужем пришли в приемное родительство?

— Мы всегда хотели принять в семью сироту, но только после того, как родим своих детей. Но, видимо, у Бога свои планы. Все попытки родить заканчивались неудачей. Спустя примерно 9 лет мы решили пройти Школу приемных родителей.

—  Были ли у вас страхи, что не справитесь? Отговаривали ли вас в ШПР, родные, друзья?

— Все знания о воспитании приемных детей базировались на той информации, которую получаем из СМИ. У нас не было знакомых с таким опытом. И надо отметить, что мы не спешили в этом вопросе. Конечно, сомнения в том, справимся ли мы или нет, у нас были. Сначала мы хотели, как полагается бездетной паре, принять малыша, но потом сошлись на том, что надо начинать не с малыша, а с подростка. У нас уже был опыт общения и совместного времяпрепровождения с крестниками, племянниками. С таким видением мы пришли в ШПР.

С родственниками своими идеями не делились, хотели сами в себе сначала разобраться. Спасибо ШПР, там нам рассказали много интересного и в то же время страшного. Очень интересно было узнать, каково это — принять в семью подростка, а также о том, с какими трудностями сталкивались приемные родители, как реагировали, что делали, и что стоит за словами «с приемными детьми сложно». Конечно, мы не так себе представляли приемное родительство. В нашей голове было все гораздо проще, легче.

После прохождения ШПР мы укрепились в своем желании принять подростка в семью, но только если он нам очень сильно понравится. Поскольку к детям просто так не пускают, я начала изучать базу данных детей-сирот. Особенно были интересны видеоанкеты.

Помимо видеоанкет наблюдала за семьями, в которые пришли дети подростки, проходила обучение на различных платформах, изучала информацию. Так прошло более четырех лет.

Все трое обрадовались появлению младшего брата.

— Помните, когда увидели видеоанкету ребят?

— В один прекрасный момент нам попалась только что опубликованная видеоанкета, созданная фондом «Измени одну жизнь», по которой мы с первого просмотра поняли, что это наши дети. Смущало только количество детей. Их было трое!

Родные между собой Иоланда, Александра, Алексей проживали в интернате на тот момент уже пятый год. Их родители лишены родительских прав, у ребят есть кровные родственники.

На каникулы все трое ездили к бабушке. В приемную семью не спешили. Детям было 14, 13, 11 лет на момент нашего с ними знакомства.

— Какую роль сыграл видеоролик, что он изменил?

— В нашем случае видеоанкета сыграла главную роль. Я просматривала обычные анкеты и фото в базе длительное время, но по информации, указанной в анкете, сложно понять, что из себя представляет ребенок.

Раньше я занималась подбором персонала в организации. Только после просмотра резюме приглашала на собеседование. Но с детьми — это не с кандидатами на работу, просто так на встречу не попадешь. Значит, надо искать другие источники. Рассматривала еще для себя вариант наставничества над подростком, параллельно изучая видеоанкеты.

Кадр из видеоанкеты.

И когда попалось то самое видео с нашими детьми, пройдя по ссылке на их анкеты, я поняла, что все эти анкеты я уже видела, причем не один раз, но они меня не зацепили…

А в этом ролике детей было сразу трое! Мы без родительского опыта, я вообще единственный ребенок в семье… Дадут ли нам разрешение органы опеки сразу на троих?

Продолжила бороздить по просторам видеоанкет, с надеждой найти историю про одного или двоих детей. Истории находились, но видела я не того ребенка, о котором идет речь, а на заднем плане бегающую по спортивному залу в ярко-зеленой футболке Сашу, останавливала видео и находила рядом Лешу, Иоланду…

Из огромного количества видеоанкет мне попадались видео ребятишек из того же интерната. Выбор был сделан, оставалось оформить документы, получить направление и отправиться на знакомство с детьми. Я готова была к любому повороту событий.

— Дети тоже мечтали о семье, как и вы?

— Нам и регоператор, и сотрудники интерната многократно говорили, что дети не хотят в семью, общаются с кровными родственниками. Мне было очень важно увидеться с ребятами и поддерживать с ними связь любым способом, если, конечно, дети этого захотят. Но мнение всех троих поменялось в тот момент, когда мы с ними встретились!

В семье дети почувствовали и свободу, и заботу о себе.

Хочется сказать спасибо фонду «Измени одну жизнь» за созданный видеоролик про наших детей. Вам удалось передать нужную информацию, чтобы мы смогли сделать свой выбор и изменить жизнь троим подросткам и большой семье взрослых.

Ваша работа важна кандидатам в опекуны или усыновители. Ваша работа важна и малышам, и подросткам, и детям с особенностями развития.

— Спасибо! А как прошла первая встреча с ребятами, что запомнилось?

— После того, как мы посмотрели видеоанкету, до встречи с детьми прошло примерно полгода. Мы это время активно работали, съездили в другой город отдохнуть, переболели коронавирусом. Особенно долго и тяжело болел мой муж.

И после восстановления здоровья мужа мы принялись оформлять все документы для встречи с детьми. Все время мысли о ребятах не покидали нас. Хотелось как можно скорее с ними увидеться.

Как ранее сказала, мне было безразлично, в каком именно формате мы будем общаться: поедут ли они к нам, или мы будем просто поддерживать связь по телефону, если они не захотят ехать к нам в семью. Но точно знала, что я не могу просто так спокойно жить дальше, не увидевшись с ребятами.

До встречи с ними мы прошли множество проверок и расспросов со стороны сотрудников системы. Ведь очень сомнительно: зачем семье, которая долго живет без детей, нужны именно подростки, а не малыши?

Для нас с мужем эти ситуации были как очередные ступени, на которых мы могли остановиться и еще раз подумать: действительно ли нам нужно приемное родительство, не пожалеем ли мы в дальнейшем?

Надо отметить, что все сотрудники системы, которые с особым пристрастием нас допрашивали, проверяли на стрессоустойчивость, после того как заканчивали проверку, всегда приходили на помощь, если она требовалась, поддерживали нас. Они действовали в интересах детей и точно хотели, чтобы дети оказались в хорошей заботливой семье с ресурсными родителями.

Дети в приемную семью не хотели, так как общались с кровными родственниками и ездили на каникулы к бабушке, и нам эту фразу повторяли много-много раз разные сотрудники. Зачем нам тратить время и тревожить детей, если они не хотят в другую семью кроме родной? Но мы были решительно настроены и поехали на к ребятам за 230 км для простого знакомства.

Когда мы приехали и пообщались, оказалось, что дети уже в этот день готовы и хотят поехать к нам на гостевой режим, но не готовы уже мы. Нам надо было время, чтобы закончить срочную работу и освободить время от запланированных дел для общения.

В момент первой встречи мы знакомились, рассказывали о себе, обговорили правила. Сложнее всего, как мне показалось, было Иоланде. Она старшая сестра. К решению поехать в нашу семью подошла ответственно и взвешенно. У детей ведь тоже есть страхи.

Через неделю мы, как и договаривались, вернулись за ребятами и забрали их на гостевой режим.

— Когда вы осознали, что вы – мама этих троих ребят, а они – ваши дети? И как происходило понимание того, что вы теперь многодетная семья?

— Еще по видео я поняла, что все трое детей мои-мои. Сложно описать словами те чувства, которые возникли внутри. Это как любовь с первого взгляда!


Если говорить про быт, то, конечно, жизнь поменялась очень сильно. Мы меньше могли уделять времени работе, больше проводили дома с детьми. Переход в «режим родителя» произошел сам собой, гармонично. Как будто так и должно быть. Только иногда мы с мужем вдвоем, сидя на кухне после отбоя, молча переглядывались, улыбались и дивились. Вроде бы вот жили вдвоем, а теперь родители сразу троих подростков!

Больше всех появлению тройни в семье удивлялись родственники и друзья Корсунских.

Куда интереснее было, когда мы знакомили родственников и друзей с детьми. Вот это были реакции!

До приезда детей в семью мы никому не говорили о своем намерении. Наши родители и близкие родственники приняли детей радушно и сразу. Теперь они любимые бабули, дедули.

А вот некоторые друзья сочли, что мы их разыгрываем, ну такого не бывает! Точнее, бывает, но в фильмах. А тут мы! Сейчас уже все привыкли и знают, но сначала было забавно наблюдать за реакцией.

Дети к нам обращались на «вы» и звали нас «тетя Оля» и «дядя Дима» первые года два, но в обществе нас представляли как «маму» и «папу» с первых дней, так детям было комфортно. Сейчас мы «мама» и «папа».

— Как ребята общаются между собой, они дружные?

— Ребята очень дружные, всегда хорошо общаются между собой, заботятся друг о друге, переживают, помогают. Конечно, не всегда все бывает гладко, иногда возникают между ними конфликты, но решаются достаточно быстро и легко.

— Расскажите о детях, какие они у вас? Какие у них интересы, способности?

Все дети спортивные, активные, любознательные. Иоланда стремится в коллективе к лидерству, не сидит без дела, в свободное время увлекается готовкой, выпечкой.

Саша улыбчивая, коммуникабельная, добрая, всегда готова прийти на помощь людям, животным, нравится рисовать и танцевать.

Дети дружные, Иоланда — старшая, чувствует ответственность за младших.

Леша общительный, добрый, отзывчивый, не останется в стороне, если увидит несправедливость, заступается за слабых. Ему нравится играть в настольные игры с семьей, смотреть фильмы.

Сейчас Иоланда заканчивает 3-й курс колледжа и уже начала работать по специальности. Очень вкусно готовит. Работает поваром в ресторане. Обучается на «поварское и кондитерское дело». Участвует в городских спортивных студенческих соревнованиях по настольному теннису. Занималась в модельном агентстве.

Александра заканчивает одиннадцатый класс в школе. Планирует поступать в педагогический институт на учителя физической культуры. Активно участвует в различных мероприятиях в школе, получила золотой значок ГТО.

Алексей заканчивает 9-й класс в кадетском корпусе. Увлекается спортивным ориентированием, футболом, баскетболом. Планирует поступать в колледж на юриспруденцию.

— Была ли у вас адаптация, как она проходила? Кто помогал вам в трудные моменты адаптации?

— Адаптация, конечно же, была. Временами было очень трудно не только нам, но и детям. До прихода детей в нашу семью мы с мужем жили вдвоем, много работали. С приходом одновременно троих детей пришлось перестраивать свой график, вводить правила, самим их придерживаться и контролировать исполнения со стороны детей.

Дети хоть и с опытом проживания в семье, но пришли к нам после пяти лет нахождения в интернате. Учреждение хорошее, с заботливым персоналом, но отпечаток свой оставило, конечно.

Также было сложно с тем, что дети приехали из небольшого населенного пункта в достаточно большой город с активным движением.

На протяжении всего времени мы не закрывались в своей скорлупе, обращались за помощью или советом, когда была в этом потребность и нам помогали. Помогали все. Мы состоим в Саратовском сообществе приемных семей «Всегда рядом», в «Ассоциации приемных семей Саратовской области».

Дети посещали подростковый клуб и принимали участие в различных мероприятиях для подростков, я ходила на ресурсные встречи, занятия.

Нам помогали бабушки, дедушка, дяди, тети, сотрудники опеки, воспитатели из интерната, учителя в школе, тренеры на секции. Всем большое спасибо за помощь!

Все трое спортивные, активные, любознательные.

Ну и, конечно же, ничего не получилось без взаимной любви и принятия. Хоть дети не кровные, но точно рожденные сердцем.

Я посещала прямые эфиры, изучала статьи, читала блоги фонда «Измени одну жизнь». Хочу отметить, что до встречи с детьми я проходила курс «Тест-драйв приемного родительства», он мне помог в дальнейшем при взаимодействии с детьми. Очень нравятся прямые эфиры с Джессикой Франтовой, психологом фонда.

Каждый воспитывающий приемного ребенка рано или поздно приходит к пониманию того, что нужен психолог. И отлично, если есть возможность посетить психолога, знающего особенности детей-сирот и к тому же еще бесплатно. Это огромная поддержка и ресурс для всей семьи.

— Расскажите о том, когда родился Миша, как дети приняли эту новость?

О своей беременности я узнала случайно. И для нас это было неожиданно! Поскольку имелся печальный опыт, детям сразу говорить не стали. Ребята узнали, когда у меня был срок три месяца, были удивлены и несколько шокированы, но в целом позитивно настроены.

Беременность пролетела мгновенно, в суете подростковых дел я ее, можно сказать, почти не заметила. Миша родился раньше срока и в тот день, когда я должна была ехать забирать Лешу на каникулы из соседней области за 350 км от дома. Хорошо, что не успели выехать из дома.

Роды были сложными, после родов пришлось еще некоторое время полежать в роддоме. Как всегда, именно в этот момент навалилось много важных срочных дел по дому и работе, с которыми муж и дети справились без моего участия на пять. Они молодцы!

В очередной раз семья сплотилась в непростое время, и мы все вместе преодолели свалившиеся на нас трудности.

— Не было ли ревности, помогают ли дети вам с Мишей?

Появление Миши было долгожданным для всей нашей семьи, и дети здесь не исключение. Видимо, ребятишки просто очень любят малышей. С первых дней после выписки нас с Мишей из роддома девчата всегда были рядом и помогали с уходом за новорожденным. Бывают моменты, где мне приходится учиться у девчат, так как у них больше опыта взаимодействия с малышами.

Леша дома бывал редко, только на каникулах и тоже активно включался в роль няни. У детей взаимная любовь. Миша любит старших сестер и брата, а они его.

Нас многие спрашивают про ревность между детьми. Мы как родители ревности не замечаем. Мы не разделяем детей. Единственное, чем отличается Миша, так это возрастом. Он очень маленький и требует больше внимания. Старшие это понимают. Между детьми большая разница в возрасте и, соответственно, разные интересы. Не приходится делить игрушки.

К тому же мы по-прежнему уделяем внимание старшим, беседуем, строим планы. А навык ухода за малышом подросткам пригодится, когда те создадут свои семьи.

—  Почему дети не должны жить в детских домах?

— Дети должны жить в семье, в ней они получают любовь, заботу, ласку, внимание родителей.

В семье у детей есть возможность выбора.

В семье дети учатся ставить цели, планировать свою жизнь, нести ответственность.

В семье дети получают знания и навыки ведения домашнего хозяйства, готовки, уборки, закупки продуктов, оплаты услуг.

В детских домах есть персонал, который создает комфортные условия для проживания детей, но, к сожалению, не учит детей всему тому, что дает семья. Мои дети проживали в хорошем интернате, были любимчиками у воспитателей, проживали в семье до интерната, но… В теории знали все, пока дело не касалось практики.

К примеру, на просьбу принести грязные вещи в стирку, приносили весь свой гардероб и сваливали в кучу. Черные носки могли стираться со светлыми кухонными полотенцами. Либо дети выражали недовольство тем, что сдали в стирку вещь три дня назад (отнесли вещь в ванную комнату и сложили в корзину), а ее им еще не отдали обратно.

Были проблемы с переходом проезжей части. Путались в транспорте и уезжали совершенно в другую часть города. Могли на торжественное мероприятие надеть самую потрепанную одежду, а новую, хорошую — на дачу или в огород. Одежду не берегли. Если надоели кроссовки, то могли их испортить и требовать новые. Но это все бытовые проблемы, в семье они решались достаточно легко. А вот куда сложнее, когда у детей нет привязанности, нет надежного взрослого, к которому можно обратиться с любой проблемой, нет семьи.

Дети в семье получают навык ведения быта, понимают ценность денег, учатся беречь вещи, заботиться о себе, учатся ладить не только с членами семьи, но и взаимодействовать с обществом, учатся делать выбор, строить реалистичные планы и нести ответственность. Все это сложная подготовка к большой интересной взрослой жизни.

Даже лучший интернат или детский дом с самыми заботливыми воспитателями заканчивается в 18 лет, а дальше что? Кто будет организовывать быт этих детей? Кто будет организовывать их досуг?

Фото — из семейного архива Корсунских.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!