Любовь Леденцова: «С ребенком справиться можно, самое трудное – общаться с системой»
В семье Любови и Юрия Леденцовых из Майкопа двое приемных девочек: Юля 11 лет и 7-летняя африканка Света. Отказав ряду региональных СМИ, Любовь согласилась дать эксклюзивное интервью фонду «Измени одну жизнь». «Я не готова делиться подробностями своей жизни с людьми, которых это интересует из праздного любопытства, но всегда готова помочь тем, кто знаком с этой темой не понаслышке», — говорит она.
Решение взять приемных детей возникло в семье Леденцовых само собой, когда их собственной дочери Маше было 13 лет. В майкопской опеке их встретили не очень дружелюбно и дали список документов, которые надо было собрать. Общение с опекой было очень трудным и до первой встречи с ребенком прошло больше года.
По словам Любови, единственный детдом в Майкопе – коррекционный, и у него есть свои особенности. Там либо родительские дети, которых отдать нельзя, либо дети с очень тяжелыми диагнозами или сильным отставанием в развитии. «Но я понимала, что не смогла бы научить необходимым для учебы и жизни вещам ребенка, у которого сильно нарушен интеллект», — признается Любовь.
Сначала Леденцовы стали общаться с одной девочкой, у которой была сестра. Сотрудники опеки, видимо, надеялись, что супруги возьмут обеих девочек, но те не были в тот момент готовы на такой шаг. «В результате этих девочек все же разделили: та, с которой мы общались, пошла в интернат 8-го вида, а другую взяли в семью, там она живет и неплохо учится», — рассказывает Любовь.
«А что смотреть. Мы же не на базаре»
Однако потом получилось так, что Леденцовым удалось взять ребенка из другого города. «Нам дали направление, мы очень быстро поехали туда. Привели девочку, ей 5 лет, выглядит на 3. Пообщались мы с ней минут 15. Спрашивают: «Ну что, еще будете смотреть?» А мы и говорим: «А что смотреть? Мы же не на базаре», — с улыбкой передает разговор Леденцова.
Согласие взять Юлю было подписано сразу, но к тому моменту уже устарели собранные документы, и пришлось некоторые из них переделывать. Пока все это решалось, Любовь с дочкой Машей постоянно ездили в этот город, в детдом, чтобы общаться с девочкой. Не прошло и месяца, как они забрали Юлю домой. Это было 2 марта 2007 года.
Адаптация у Юли была тяжелой, на это накладывалось и то, что взяли ее в жесточайшем дерматите, с аллергией на все подряд. «Вначале она была очень напуганная. Видя это, когда она пришла в наш дом, мы ей ничего не навязывали, а просто знакомили ее со всем: с ее кроваткой, столиком, игрушками. После того, как мы Юлю взяли, месяца не прошло, как она перестала разговаривать. Мы начали возить ее в тот детдом, откуда взяли, на консультации. Потом появилась республиканская служба сопровождения, они нам очень помогли», — рассказывает Любовь.
Но благодаря любви и заботе приемных родителей за эти пять лет Юля пришла в норму, сейчас она учится без единой четверки. На Новый год девочка ездила в Москву на Кремлевскую елку. Однако установившееся равновесие разрушилось, когда в семье появилась еще одна приемная девочка…
«Как с белым, так и с черным»
…Африканку Свету Юрий и Любовь взяли под опеку, когда ей было 6,5 лет. Они познакомились с ней в детском санатории в 2009 году. В опеке сказали, что это родительский студенческий ребенок и что не отдадут. Как выяснилось, мама Светы, африканка, училась в Адыгее, родила девочку от своего соотечественника и решила оставить ее там.
Когда Любовь в первый раз показала фото Светы на мобильном дочери и мужу, Маша удивленно спросила ее: «Мама как ты будешь с черным ребенком?» На что она ответила: «Как с белым, так и с черным…»
Любовь рассказывает об их первой встрече так: «Света производила впечатление очень умненькой девочки. Мы представились как Люба и Юра, хотя по возрасту годились ей в дедушки-бабушки. Но мы понимали, что от имен потом легче будет перейти к «маме» и «папе». «Как мне вас называть?» — спросила она. «Как хочешь», — ответили мы. «Ну, тогда я буду называть вас мамой и папой!» — воскликнула Света».
Войдя в дом Леденцовых, Света адаптировалась очень быстро, а вот Юля дезадаптировалась, снова начались истерики. Хотя девочки очень дружны между собой и отпор обидчикам во дворе дают сообща.
По словам Любови, она не ощущает никакой разницы в менталитете между двумя девочками. «Какой может быть менталитет? Она же тут выросла! Пошла она в школу в первый класс и рассказывает: «Вот у нас Тамерлан адыгеец, Сусанна адыгейка… Меня спрашивают: а ты кто? А я говорю: русская!». Но темперамент у нее, конечно, горячий. Если Юля у нас тихая, задумчивая, много читает, то Света бегает, очень шумная», — говорит Любовь. Обе девочки оформлены под опекой, так как Любовь не хочет их лишать тех прав, которые этот статус им дает.
Конечно же, Леденцовым пришлось столкнуться с проблемами из-за необычной внешности Светы. Первое время на улице и во дворе было много удивленных взглядов и недоуменных вопросов. Старшие родственники, услышав о таком пополнении, были в шоке, даже советовали отдать Свету обратно. Но после первого же знакомства пришли в восторг от ее непосредственности, дружелюбия и веселого нрава девочки. У бабушки Света стала любимой внучкой. «Откровенное хамство тоже бывало, похоже, в нашем обществе без него не обойтись… Во дворе и в школе некоторые дети пытались обижать Свету именно из-за цвета кожи…, но эти ситуации мы старались решать быстро и решительно», — добавляет Любовь.
«Не ждите от ребенка благодарности только за то, что взяли»
Делясь своим опытом по воспитанию приемных детей, она признается: «Я знала, что будет трудно. Но что будет так трудно, я не предполагала. Но даже в самые тяжелые моменты мы ни разу не пожалели, что взяли детей. Меня всегда поддерживает мой муж, он мой единомышленник».
Когда Леденцовой приходится выступать на занятиях в местной Школе приемных родителей, она говорит: «С ребенком худо-бедно справиться можно. Он, кроме проблем, приносит и радости. Но самое тяжелое – это общаться с системой. В здоровье, в эмоциональном состоянии наших детей есть особенности, которые нельзя игнорировать. Тем людям, от которых зависит возможность подлечить, оздоровить ребенка, в эту тему проще не вникать и помощи от них ждать не приходится.
Любовь уверена, если человек хочет усыновить ребенка, нужно понимать, что приемный ребенок – это трудный ребенок и не по одному параметру. «Не нужно думать, что только за то что ты его возьмешь, ребенок будет счастлив и благодарен. Надо помнить, что то внимание, которое он недополучил в своей предыдущей жизни, он вытребует у тебя если не качественно, то количественно и даже в виде окриков и шлепков».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
фатима
А где можно усановить 6 месячного ребенка? И какие документы нужны
Фанни
Это странно но на сайте «Измени одну жизнь» нет чернокожих детей, а ведь их, наверно, очень много в детских домах. В одной из передач показывали директора детского дома, она рассказывала, что темнокожие дети — изгои среди детей и их редко усыновляют.
Но как же усыновить, если о них нет никакой информации.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.