Правительство внесло в Госдуму законопроект, который расширит круг лиц, имеющих право быть усыновителями. Если документ будет принят, взять ребенка на воспитание смогут россияне с судимостью за преступления небольшой или средней тяжести.
Напомним, что сегодня усыновителями или опекунами не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Конституционный суд в начале 2014 года посчитал, что ограничение прав на усыновление ребенка противоречит Конституции. Интересно, что поводом послужила жалоба россиянина Сергея Аникиева. СМИ писали, что в 2009 году в его отношении было возбуждено уголовное дело о причинении вреда здоровью средней тяжести, которое позже было прекращено в связи с примирением сторон. Спустя три года суд не позволил ему на основании действующего законодательства усыновить собственного ребенка.
Вот какие мнения экспертов на этот счет нам удалось получить:
Глава БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская:
«В этой ситуации необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против». Если человек совершил преступление, не связанное с покушением на жизнь, здоровье ( к примеру, экономическое преступление), то он вправе претендовать на приемное родительство. Но надо понять и то, что запрет на усыновление для лиц, имеющих судимость, появился не просто так. Можно ли доверить воспитание ребенка мошеннику, авантюристу?
В прошлом году Госдума внесла поправки в закон и разрешила усыновление детей людям, больным ВИЧ. Было много споров, но в итоге сошлись на том, что человек с ВИЧ может воспитывать ребенка. Болезнь не помешает ему в этом. Мы же не запрещаем усыновление для тех, кто болен диабетом. Имея медикаментозную поддержку человек может вести нормальную жизнь.
А вот снятие запрета для людей с судимостью — вопрос неоднозначный. Я бы не торопилась с принятием поправок».
Глава воронежской общественной организации «Русские люди» Константин Квасов:
«Сам факт судимости не должен являться стопроцентным табу для потенциального усыновителя. Неслучайно в народе существует поговорка «от сумы и тюрьмы не зарекайся». Другой момент: личностный. У человека не может быть судимости, при этом он проявляет неадекватное поведение по отношению к детям. Сколько в стране происходит латентных преступлений, поступков, связанных с семейным насилием? Так что сам факт судимости не говорит о потенциальной агрессии человека или наличии каких-то отклонений».
Руководитель программы «К новой семье» Алексей Рудов:
«Сейчас прежнее упущение исправляют и правильно делают. Оценка кандидата на усыновление должна производиться не по отдельным фактам, а по совокупности с реальными, а не мнимыми интересами ребенка. Принятие в семью ребенка — многоступенчатый процесс: кандидата проверяют органы опеки по месту его жительства и по месту нахождения ребенка. Усыновление не возникает автоматически после сбора справок, после изучения семьи усыновителя и выдачи заключения, усыновление рассматривает суд, и он же принимает окончательное решение. И, разумеется, суд может и отказать будущему усыновителю, если сочтет это необходимым в интересах ребенка».
А как думаете вы – имеет ли право быть усыновителем человек с закрытой судимостью?
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Татьяна
Мой муж имеет погашенную судимость. Мы вместе уже шесть лет, а знаю я его с начальной школы: честный, порядочный человек, очень заботливый и внимательный. Что до судимости, то время было такое, начало 90-х, тогда ребята с «афганским» синдромом многие «сбились с пути», разбирались «по понятиям», сначала били, потом думали. Да и статья у него даже близко не соответствует тому, за что его судили. У меня взрослая дочь от первого брака. У мужа своих детей нет и быть не может. Хотели бы усыновить ребенка. Имеем возможность и материально, и жильем обеспечены. Я психолог с 25-летним стажем, работаю в гос. учреждении. Муж пока занимается воспитанием собак, возится со щенками: есть большая потребность отдавать кому-то свое тепло и заботу. Для нас ограничение на усыновление в связи с судимостью мужа — самое жестокое и несправедливое наказание.
Елена
У меня судимость ст.116 ч.1. Мы с мужем вот уже шесть лет являемся приемной семьей двум сестренкам. Старшая уже учится на втором курсе педколледжа на воспитателя, пошла по моим стопам. Я работаю в садике воспитателем, муж — на госслужбе. Живем в своем благоустроенном доме площадью 214 кв.м. Все для и во имя детей. Но как только мы заикнулись что хотим, имеем возможность быть еще для других детей приемными родителями -получили устный отказ. Ждите когда закон примут, вступит в силу. Органы опеки всегда подстраховываются,и не хотят потерять работу…а судимость…если вернуть время назад я бы поступила так же…но это не характеризует меня как то с плохой стороны. Скорее несовершенство судебной системы. И девченок мы хороших и добрых воспитали:)
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.