Как перестать бояться новой школы и подготовить к ней ребенка — советы психолога
Тревога из-за перехода ребeнка в новую школу возникает, даже если в старой всe было хорошо. А если уж там было что-то не так, то тем более. Но любые риски можно оценить заранее и подготовить своего школьника ко всем возможным неожиданностям. Психолог Катерина Демина дает советы: как перестать бояться новой школы и младшим школьникам, и старшеклассникам.
Начальная школа
Каждый год я получаю массу писем с вопросами «Как подготовить ребенка к переходу в новую школу». Понятно, что ребенок часто даже не подозревает, какое испытание его ждет. Все эти переживания, прежде всего, — чувства взрослых.
«Расспрашивайте своего школьника в форме открытых вопросов: «Как зовут твоего соседа по парте? Во что играли на физкультуре?» Фото — i.obozrevatel.ua.
За самых маленьких тревожнее всего. Не обидят ли его «старенькие» ученики? Сможет ли он найти общий язык с соседом по парте? Хорошая ли попалась учительница? Как понять, сделали ли мы роковую ошибку или удачный выбор?
Сперва смотрите на то, каким ребенок приходит из школы. Усталый, но довольный? Злой как черт, рюкзак летит в угол, кидается на диван с плачем «Чтоб она провалилась, эта школа!»? Возбужденно тараторит, перечисляя имена новых друзей и занятия? Кажется, что отрицательный — только второй вариант. На самом деле ни один из них не показывает реальную картину.
Читайте также: Психолог Катерина Демина: «Ребенок не успевает в школе: в чем причина?»
Возбуждение и довольство может смениться скукой, остервенелое неприятие — крепкой дружбой на много лет.
Первые дни вообще непоказательны. Для полноты картины лучше подождать с выводами хотя бы месяц. Понаблюдать, зайти в школу во время урока физкультуры на улице, сразу после уроков посмотреть, как и с кем ваш ребенок вываливается из здания. Даже такой простой показатель, как время вашего ожидания возле раздевалки, может дать много информации. Не просто копается, а завис с друзьями? Или его оставили после занятий в наказание? Или он там делает стенгазету и вообще потерял счет времени?
Не торопитесь с выводами. И расспрашивайте своего школьника в форме открытых вопросов: «Как зовут твоего соседа по парте? Во что играли на физкультуре? Хочешь пригласить кого-нибудь погулять с нами в воскресенье?». Если девочки (скорее всего) сами завалят вас подробностями, то мальчики могут долго отвечать «нормально», прежде чем внутри у них сформируется какое-то определение происходящему. Итак, что может пугать и напрягать.
Злая учительница. Тут все в руках родителей. Если ребенок раньше в школу бежал вприпрыжку, а теперь каждое утро начинает искать повод прогулять — ищите причину. Поговорите с другими родителями класса, обращайте внимание на слова вроде «сильный педагог», «держит класс», «зато у нее высокий рейтинг».
Обычно за этими эвфемизмами стоит образ довольно неприятной, властной и недоброй женщины, которая позволяет себе унижать и оскорблять детей, орать на них, наказывать и запугивать. Из этой ситуации компромиссного выхода нет, надо менять класс. Даже если вы сходите к завучу, поговорите с самой учительницей, призовёте к диалогу — она не умеет по-другому, дело не в вашем ребенке. Это выгорание и профдеформация. Забирайте ребенка.
Более сильный класс. Возможно, ваш ребенок будет не успевать за остальными. Возможно, вам придется приложить какие-то экстра-усилия, чтобы помочь ему «оседлать волну». Некоторое время контролировать домашние задания, может, попросить кого-то из одноклассников объяснить правила оформления (заодно и отношения наладите), почитать что-то дополнительное по предметам. Но вы же ради этого — сильного класса — и затевали переход?
Моя младшая дочь, например, потребовала переход сама. Вот прямо пришла к завучу в старой школе и заявила: «Мне скучно». «Твои проблемы», — сказала завуч и дала ей итоговый тест за третий класс. Лизка написала его за 20 минут, пришла снова. Ей дали тест за четвертый класс. Она его написала за полчаса. Тут уже завуч стала звонить мне и сообщать, что у меня проблемы. Ну что, перевели ее в школу через дорогу, ребенок сразу скатился на четверки с двойками по поведению. Зато не скучно.
Травят одноклассники. Тут два варианта: если ситуация с травлей повторяется в каждом новом коллективе — срочно бегом к психологу, выяснять, что за беда такая. Если до сих пор ребенок прекрасно находил общий язык со всеми, а тут вдруг вам сообщают из школы, что он нелюдимый, неконтактный, не умеет дружить — есть повод сходить и понаблюдать, что происходит.
Подробно расспросите ребенка, постарайтесь найти «наблюдателя» — маму из родительского комитета или школьного психолога, или просто симпатичную одноклассницу, которая умеет смотреть и рассказывать. Это тот самый случай, когда сначала надо собрать информацию, а потом действовать.
Средняя школа
В средней школе на первый план выходят отношения с одноклассниками. И все тревоги связаны в основном с этим. Найду ли я себе новых друзей? Смогут ли они заменить старых?
Читайте также: Чему не учат в школе: родители рассказали о качестве обучения приемных детей
Во-первых, объясните ребенку, что для вхождения в любые новые отношения надо сначала завершить старые. «Завершить» — не означает порвать или прекратить, нет. Твоя подруга с пеленок навсегда останется твоей подругой. Но если ты будешь всю свою любовь вкладывать в переписку с ней, ты не сможешь прижиться здесь. То же самое относится к любым переменам в жизни.
«В средней школе на первый план выходят отношения с одноклассниками». Фото — tengrinews.kz.
Осознать, что определенный этап закончен и пройден — очень важно. И самим тоже отнестись с пониманием к тому, что первое время подросток будет рваться назад, организовывать встречи, постоянно звонить и переписываться с друзьями, оставшимися на прежнем месте. Это должно пройти, дайте ему время.
Во-вторых, параллельно расставанию идет процесс знакомства с новым миром. И тут вам в помощь воспоминания и осознавания раннего возраста вашего ребенка: мы все реагируем на новое своим особым образом. Увидеть этот повторяющийся рисунок легко, если приглядеться. Как ваш малыш пробовал новую еду? Любил ли он гулять по одному и тому же маршруту или требовал каждый день другую площадку? Носит ли он один и тот же свитер, пока тот не истлеет, или переодевается по пять раз на дню?
Все эти вещи демонстрируют вам способность его нервной системы к адаптации. То, как мы приспосабливаемс
Подготовьте ему поле для действий. Сходите в школу заранее, выясните неписаные и негласные школьные правила, познакомьтесь с одноклассниками. Купите именно тот рюкзак, который он выберет сам, это важно.
Объясняйте и обсуждайте возможные варианты развития событий. Если вы разбираетесь в групповой динамике — расскажите сыну о том, по каким законам происходит принятие человека в сообщество. Или расскажите хотя бы, как сами это все проходили. Только это должна быть история успеха, а не история о том, «как меня сначала избили, потом окунули головой в унитаз, а потом-то, конечно, все подружились».
Маленькие подарочки на каждый школьный день, просто для поднятия настроения. Объятия и поцелуи в утроенном количестве. Только не переусердствуйте
Аплодировать успеху. В зависимости от того, насколько высока была тревога у вас и у ребенка, вы можете отмечать его победу и достижения: познакомился с симпатичным одноклассником и взял его телефон — безусловно, победа для замкнутого тихони. А для гиперактивного «я-друг-всем-вок
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.