В Тамбовском доме ребенка происходят настоящие чудеса. В чем причина? В доброте людей и в энергичности директора. Об этом — в материале корреспондента фонда «Измени одну жизнь» Натальи Волковой.
Галина Каштанова в В Тамбовском доме ребенка. Фото — дом-ребенка-тамбов.рф
Бабушка на миллион: «Другого варианта у меня не было»
Галина Николаевна Каштанова не очень любит общаться с прессой: «Не хочу, чтобы подумали, что я какая-то принцесса, что как-то выделяю себя». Но она все равно общается — потому что это полезно для ее «внуков» из Тамбовского областного специализированного дома ребенка. Их у нее, ни много ни мало, сейчас около 50 человек.
Галина Николаевна стала «бабушкой» для них, сама того не ожидая, еще в 2014 году. Тогда она пришла к директору дома ребенка и сказала: «У меня есть миллион. Что можно на эти деньги купить для детей полезного? Давайте составим список!».
…В молодости Галина Каштанова, родившаяся и выросшая в Тамбове, работала бухгалтером, растила сына одна и выступала в самодеятельности — пела. Все это было в Туркмении, в городе Сейди, который в советское время назывался Нефтезаводском. Но в 1991 году ей, как и многим другим русским людям после распада Советского Союза, пришлось уехать в Россию. Она снова поселилась в Тамбове, где получила в наследство однокомнатную квартиру.
Сын Галины Николаевны вырос, женился. У пары появился ребенок — мальчик Женя. Но счастья в новой семье не было. Родители Жени любили выпить. Закончилось все трагично — сын Галины Николаевны умер, а его супруга просто отказалась от 8-летнего Жени. Его забрала бабушка.
— Было мне непросто, но иначе я не могла — как же парень один останется? — говорит Галина Николаевна.
Однако Жене все-таки пришлось пожить в детском доме: здоровье его бабушки ухудшилось в один момент, ее увезли в больницу, она долго лечилась, — мальчика забрали органы опеки. И потом уже Галине Николаевне внука не отдали — здоровье не позволяло стать его опекуном.
— Но директор детского дома, где внук оказался, отнесся к нашей ситуации с пониманием, — рассказывает Галина Каштанова. — Он часто отпускал Женю домой.
В конце концов, Галина Николаевна устроила Женю в кадетский корпус, после его окончания он поступил в мореходку в Санкт-Петербурге. «Я поняла, что больше не могу жить одна и решила перейти в дом ветеранов — там хотя бы помогут, если упадешь внезапно».
А как быть с квартирой? Пришлось продавать. А куда деньги? Доверить их для хранения Галина Николаевна никому не решилась — вместо этого придумала отдать их детям.
— Я долго не думала, другого варианта у меня не было. Конечно, меня директор дома ребенка отговорить пыталась. Но я настояла на своем. Нам, пожилым, и так хорошо живется, нам уже не много надо — а там дети, им нужна помощь, забота, — отвечает Галина Каштанова на вопрос о том, почему именно дому ребенка она решила отдать деньги за продажу квартиры, а не, к примеру, дому ветеранов, в котором поселилась.
«Дети уходят жить в семьи»
На миллион Галины Николаевны в Тамбовский дом ребенка купили автомобиль, мебель, памперсы.
— Я не ожидала, что в доме ребенка со мной продолжат общаться, честно говоря, — говорит Галина Николаевна.
Галина Головлева, директор дома ребенка (в нижнем ряду в центре) с коллегами. Фото — дом-ребенка-тамбов.рф
Баба Галя здесь — дорогой гость. Она приезжает на праздники, общается с детьми. Рассказывает, какое это счастье — держать на руках крохотного малыша, а потом узнавать, что он нашел свой дом.
— Люблю детей, сердце радуется, когда на них смотришь. В доме ребенка о них очень хорошо заботятся. Кого-то одного выделить не могу, потому что дети быстро меняются, уходят жить в семьи — и это тоже счастье.
Когда Галина Каштанова отдала свои деньги детям, администрация дома ребенка попросила ее сняться в видеосюжете для телевидения.
— Я сначала хотела отказаться — не люблю внимания к себе. Но мне объяснили: это для детей нужно. Увидят зрители сюжет — и захотят взять ребенка!
Расчет оправдался — с легкой щедрой руки Галины Николаевны Каштановой в Тамбовском доме ребенка не переводятся желающие усыновить малыша. Очередь даже образовалась — детей забирают не только тамбовчане, но и жители Москвы, Санкт-Петербурга.
Совсем недавно в дом ребенка было 120 детей — теперь 50. Только за этот год в семьи ушло 25 малышей. В том числе — возвращаются дети и к кровным родителям.
Об этом нам рассказала Галина Степановна Головлева, директор дома ребенка. У стационарного телефона застать ее сложно — она постоянно в движении, в работе. Хотя где работа, а где нет в ее жизни — уже не разберешь.
Например, общение с бабой Галей ни в каких должностных инструкциях не прописано, но оно частое, подробное, человеческое. Ее не только в гости в дом ребенка приглашают, но и сами к ней ездят, стараются помогать. Недавно Галина Степановна выхлопотала для нее операцию на глазах — теперь бабушка 50 внуков может читать, до этого почти ничего не видела из-за катаракты.
Креативный директор и Дед Мороз
Директор Головлева на своем посту в доме ребенка уже пять лет. Но когда ее позвали сюда на должность руководителя, она колебалась:
— Боялась, что не справлюсь. Но решилась все-таки. До этого 25 лет работала в сфере соцзащиты, сталкивалась с проблемами, которые есть и у наших малышей.
Тамбовский дом ребенка, где живут дети от рождения до 4 лет, — специализированный, находится в ведомстве Управления здравоохранения Тамбовской области. 30% детей здесь — с инвалидностью. Тут выхаживают 600-граммовых младенцев, стараются поправить здоровье ребят — отправляют на высокотехнологичные операции по квотам, бывает, что и инвалидность снимают.
Эта открытка — заявка помогла получить средства на завершение ремонта дома ребенка. Фото — дом-ребенка-тамбов.рф
В 2015 году дому были выделены деньги на ремонт — типовое здание 1980-х годов постройки пришло в негодность, текла крыша, в углах поселились плесень и грибок. Все это надо было срочно устранять. 15 млн дал областной бюджет, еще 15 млн прислал резервный фонд президента. На эти средства утеплили фасад, перекрыли крышу, отремонтировали коридоры. Однако в плачевном состоянии оставались другие помещения дома ребенка. Нужны были еще средства! Где взять?
— Мы решили снова подать заявку в президентский резервный фонд, — говорит Галина Степановна, — но нам отказали. Повторно одному и тому же учреждению деньги не дают.
Галина Головлева не опустила руки. Она решила отправить еще одну просьбу. Но не простую — а в виде новогодней открытки Деду Морозу. Открытка произвела фурор в аппарате полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе, куда была адресована. Говорят, ее передавали из рук в руки, отдавая должное нестандартному подходу директору Тамбовского дома ребенка.
Ремонт идет полным ходом. Фото — дом-ребенка-тамбов.рф
— Ну, я — женщина креативная, — смеясь, говорит Галина Степановна. — Понимаю, почему так удивились, обычно же всякие бумаги, документы к ним приходят, а тут — открытка.
Детям — самое лучшее. И мультяшных героев
21 июня 2017 года президент России Владимир Путин подписал распоряжение о выделении дополнительных средств на завершение капитального ремонта Тамбовского областного специализированного дома ребенка — 20 миллионов рублей, точнее — 19 999 900 руб.
— Ремонт идет полным ходом, закончим в декабре, — говорит Галина Степановна. — Заказываем все самое лучшее, например, отделку со зверятами, с мультяшными героями, ярких цветов. Приезжайте в гости! Будет очень хорошо — я уверена!
Не каждый может взять ребенка в семью, но помочь может каждый
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал