Дмитрий Хазиев
Дмитрий Хазиев 14 ноября 2016

Испытание воспитанием: приемный папа уходит из семьи

0
1750
1

Ирина с мужем усыновили двойняшек. Казалось, что теперь, после долгих лет ожидания ребенка, семья стала полной. Однако супруг не рассчитал свои силы и ушел, а Ирина осталась с близнецами одна. О том, что не всем удается пройти испытание воспитанием, и как сделать правильный выбор – в материале фонда «Измени одну жизнь».

Рисунок — Юлия Замжицкая.

Ирина работает учителем в московской школе. Одна воспитывает двойняшек Олю и Руслана, которым скоро исполнится по два с половиной года. Два года назад вместе с супругом они решили взять приемного ребенка.

«Муж загорелся идеей взять ребенка»

«Идея взять приемного ребенка исходила от меня, — рассказывает Ирина. —  Супруг не просто поддержал, а загорелся этой идеей. Дело в том, что от первого брака у него был ребенок, с которым не сложились отношения. Они до сих не общаются. Но муж говорил, что чувствует потребность в воспитании детей».

Ирина с мужем записались в школу приемных родителей, а вскоре пришли в дом малютки, где увидели 5-месячных двойняшек Руслана и Олю. За пару месяцев собрали документы. И когда Оле с Русланом исполнилось по 7 месяцев, супруги взяли их к себе.

«Дети чувствовали предательство кровной матери»

«Главврач дома малютки мне говорила, что у Руслана сильное отставание в развитии, — вспоминает Ирина. — По этой причине, якобы, несколько супружеских пар отказались от усыновления мальчика. На самом деле, он от рождения был слабеньким. Когда рождаются двойняшки, кто-то один обычно слабее. Спустя почти два года я могу сказать, что Руслан нормально развивается, растет. Хотя иммунитет у него немного слабоват».

Первое время супругам сложно было подобрать тот самый «заветный ключик» и к сыну, и к дочери. Ирина вспоминает, что в тот момент Оля и Руслан находились в какой-то прострации. Они слабо реагировали на внешний мир, даже друг на друга, не говоря уже о родителях. У детей все время были сжаты кулачки.

«На подсознательном уровне они чувствовали предательство кровной матери, — говорит  Ирина. — Психологи объясняют, что даже у малышей, которых оставила мать, в подсознании закрадывается ощущение того, что их предали. Они лежат в роддоме – маленькие и беспомощные. Рядом нет близкого человека. И эти события вполне могут отложиться в их памяти».

Родственные чувства помогли развитию

С каждым днем отношения с детьми становились теплее. Руслан первым начал играть, двигаться. Оля, наблюдая за братом, тоже постепенно стала более активной. «У Оли, в отличие от Руслана, привязанность сформирована не до конца. Если по Руслану было видно, что он скучает по мне, то реакция Оли была более сдержанной, — рассказывает приемная мама. — Объятия, ласковые слова первое время она воспринимала напряженно. Сейчас дочка стала более ласковой».

В семье между детьми начали проявляться родственные чувства. Они научились вместе играть, помогать друг другу. Если Оля плачет, Ирина просит Руслана  успокоить сестренку. Бывает, что ребята сначала поссорятся, а потом плачут, обнимаются, мирятся. «Мне кажется, — признается Ирина, — что рождение родственных чувств между ними дало сильный импульс к развитию».

«Муж переоценил собственные силы»

Пока дети познавали мир, нарастало напряжение со стороны мужа. Ирина стала замечать это чаще и чаще. «Мы вместе заканчивали курсы приемных родителей, — говорит она. — Нам рассказывали про воспитание детей, про спокойную атмосферу в доме. Изначально намерения у всех кандидатов в хорошие. Однако не каждому по силам воспитать приемного ребенка».

В теории все выглядит идеально. На практике же проблемы стали возникать одна за другой. Муж говорил Ирине, что хочет посвятить себя воспитанию детей, но, видимо, переоценил собственные силы.

Первое время все шло хорошо. Муж Ирины ушел с работы, желая проводить с ребятишками все время. Родители вместе занимались с Олей и Русланом: гуляли, меняли подгузники, водили к врачам. Первое время им нужен был медицинский присмотр: у детей обнаружили дерматит, а еще у них был плохой аппетит. Поэтому обращаться за помощью к врачам приходилось достаточно часто.

«Со временем муж становился более раздражительным, — рассказывает Ирина. — Особенно это проявлялось ближе к вечеру. Он мог сказать детям что-то резкое. Когда Оле и Руслану исполнился год, они стали более активными. И мужу стало еще тяжелее с ними». Всем понятно, что годовалый ребенок очень активный. Нужен ежеминутный контроль.

«Когда детей двое, то и контроль нужен двойной, — говорит приемная мама. —  Не каждая женщина способна выдержать, что уж говорить про мужчин». Она рассказывает, как обращалась за помощью к семейным психологам, пыталась уговорить супруга пойти вместе с ней. Однако он не захотел идти к психологу, и в какой-то момент времени они решили пожить отдельно. В итоге, после 10 лет брака супруги расстались.

Помощь пришла от родителей Ирины

В тот момент Ирину сильно поддержали родители.  «Мы не обсуждали с мужем вопрос — как дальше воспитывать детей, — говорит она. — Меня поддержали родители. Кроме того, нам помогает няня. Это необходимо, поскольку два раза в неделю я хожу на работу. Без помощи няни родителям достаточно сложно управиться с двумя маленькими детьми. Еще нам помогают советы психологов, их сопровождение. Воспитание – тонкая вещь. Нужно ребенку дать понять, что он поступил неправильно. При этом наказание не должно превратиться в оскорбление. Дети чувствуют, когда их оскорбляют и унижают. Во всем потакать, безусловно, не стоит».

С самого начали Ирина вместе с мужем оформили опеку над детьми. Однако сейчас применая мама задумывается над усыновлением Оли и Руслана. Вопрос тайны усыновления тоже беспокоит Ирину.

«В школе приемных родителей нам с мужем советовали не затягивать с раскрытием тайны усыновления, — рассуждает она. — Думаю, что лучше всего рассказать правду в дошкольном возрасте. Потом ребенку сложнее будет осознать тот факт, что его воспитывали не кровные родители. Поэтому к раскрытию тайны усыновления нужно подходить очень осторожно. Если же Оля с Русланом в будущем захотят найти свою кровную маму и увидеть ее, то я препятствовать этому не стану».

Родственники двойняшек отказались от них

Специально информацию о кровных родителях Ирина не собирала. В доме ребенка ей сообщили лишь то, что мать Оли и Руслана приехала в Москву на заработки из Курганской области, что у нее есть взрослая дочь. В Москве женщина родила двойняшек, оставила их в роддоме, обещала через два месяца забрать, но потом перестала выходить на связь.

«Сотрудники дома ребенка нашли каким-то образом телефон дочери (старшей сестры Руслана и Оли) и их бабушки. Позвонили. Бабушка и старшая сестра отказались взять детишек к себе. Бабушка сослалась на то, что уже в возрасте, и просто не справится с ними. А сестра малышей, наоборот, сказала, что слишком молода и не готова к их воспитанию. В итоге, Руслан и Оля остались в Москве».

Сейчас Ирина воспитывает ребят и продолжает поддерживать отношения с бывшим супругом.  «Он несколько раз в неделю приходит, навещает детей, — говорит она. — Мы вместе гуляем, ходим в магазин. Он стал спокойнее. Видимо, отношения на расстоянии ему больше подходят. Не могу сказать, что дети сильно скучают по папе. Наверное, они просто не успели сильно привыкнуть к нему».

Экспертные мнения

Катерина Демина, психолог:

http://www.katryndemina.ru/sites/default/files/styles/my_photo/public/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%BC%D0%B0%D0%BB.jpg?itok=xNJko-dO

«Многие семьи рассчитывают на то, что дети, что называется, «склеят брак». Большинство разводов приходится именно на первый год после рождения ребенка. Далеко не все мужчины готовы к воспитанию двоих маленьких детей одновременно, тем более приемных. У женщин есть гормональная подпитка.

Что можно посоветовать в такой ситуации? Во-первых, обратиться за помощью к семейному психологу. Во-вторых, подключить резервы. Какие именно резервы? Окружить семью близкими людьми, которые смогут помочь. Но важно для себя определить проблему: недосып, физическая слабость, отсутствие свободного времени. Близкие люди смогут взять на себя часть повседневных забот и тем самым немного разгрузить родителей».

Таисия Лотарева, педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»:

Лотарева

«Очевидно, что обращаться за профессиональной психологической помощью нужно на ранней стадии кризиса. Но если же развод неизбежен, то родители могут минимизировать его последствия для ребенка.

Развод двух взрослых не должен травмировать детей. Родители могут жить раздельно, при этом продолжать заботиться о детях, достигая соглашений по вопросам порядка общения с ними и друг с другом. Зачастую такой путь является единственно верным, поскольку конфликты истощают всех членов семьи, в том числе и детей.  Развод – это иногда возможность взять паузу, что не всегда означает прекращение отношений».

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Елена

    Очень странное решение для мужчины уйти с работы и посвятитт себя воспитанию детей. Тем более, что есть помогающие бабушки. Женщина устроена по-другому, она способна переносить рутину сидения дома, даже если ей это не нравится. А мужчина зря так резко сменил ориентиры. Не мудрое решение…

    24 ноября 2016