Эксперты рассказали, почему ювенальная юстиция в России будет карательной
Что такое ювенальная юстиция, о которой так много говорят в последнее время, какие следствия и риски нас ожидают, в случае появления этого института в России. В этих непростых вопросах, специально для фонда «Измени одну жизнь» разбирались: доцент Института практической психологии и психоанализа Лидия Тихонович и кандидат психологических наук Андрей Сучилин.
Ювенальную юстицию теперь критикуют не только консерваторы, но и либералы. Иллюстрация b177.ru
Немного истории
Первоначально ювенальная юстиция (лат. juvenālis — юношеский; лат. jūstitia — правосудие) трактовалась как правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. Она, как считается, берет свое начало в 70-х годов XIX века, когда граждане американского города Бостона Кук и Аугустус начали предлагать судьям не применять к несовершеннолетним, способным встать на путь исправления, наказания, а передавать их под присмотр органов попечительского надзора.
В июле 1899 года в Чикаго был учрежден первый детский суд. Затем идея ювенальной юстиции получила развитие в Великобритании, где в 1908 году была принята серия законов о детях и молодежи. Во Франции первый ювенальный суд был учрежден в 1914 году на основе опыта США, а первый ювенальный суд в России действовал с января 1910 до 1918 года, но после революции ювенальные идеи были надолго забыты.
Принято считать, что к настоящему времени в мире сложилось несколько моделей ювенальной юстиции: англо-американская, континентальная и скандинавская.
Что в России
В России ювенальная юстиция понимается ближе всего к скандинавской модели, поэтому ее сторониики говорят в первую очередь о вопросах «защиты прав ребенка» вообще и, в кризисных семьях, – особенно. Российская версия «ювенальной юстиции» предполагает не просто введение специальных судов, а именно создание целой «ювенальной системы», позволяющей государству курировать жизнь несовершеннолетних. При этом парадоксальным образом собственно ювенальные суды, то есть – суды рассматривающие правонарушения несовершеннолетних в соответствии с иными нормами, нежели «суды для взрослых» — так и не были созданы как система.
Например, на круглом столе «Об опыте работы и основных направлениях взаимодействия Общественных Советов при территориальных органах ФСИН России с администрациями исправительных учреждений», который состоялся в Ростове-на-Дону в 2007 году отмечалось: «Комитет ООН по правам ребенка высказал замечания по последнему (2006 год) Докладу РФ об исполнении Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, было указано, что до сих пор на национальном уровне в России не создано специализированное правосудие по делам несовершеннолетних, не выстроена работа по реабилитации, ресоциализации, по оказанию помощи несовершеннолетним правонарушителям в возвращении к нормальной жизни в обществе».
А ведь Комитет ООН по правам детей предлагает странам принять закон о ювенальной юстиции прежде всего с целью либерализации наказания для несовершеннолетних, а не для того, чтобы ограничивать права родителей в семье.
Карательная юстиция?
Понятие «ювенальная юстиция» и ее практика встретили у нас серьезное сопротивление и рассматриваются многими родителями и экспертами чуть ли не как синоним «карательной психиатрии» для родителей. Вокруг ювенальной юстиции возникает множество различных слухов и разговоров. Отношение к ней стало совсем отрицательным, когда были предприняты первые попытки «защиты прав детей» от политически неблагонадежных родителей в форме их изъятия из семей, причем — часто под очевидно абсурдными и надуманными предлогами.
Например, стали известны попытки отнять детей у независимой журналистки Галины Дмитриевой в Тольятти, у активистки «Другой России» Ольги Жуковой в Петербурге. Так же пострадала Виктория Луганская, участница протестных акций в Москве. Лидер защитников химкинского леса Евгения Чирикова рассказывала журналистам о попытках изъять из семьи детей у нее и у другой экологической активистки, Аллы Чернышевой.
А вот история женщины, которая вообще никакой политической активностью не занималась, но попала под каток ювенальной юстиции. К сожалению, подобных случаев достаточно много.
Поначалу ювенальная юстиция вызывала отторжение, в основном, у консервативно настроенных граждан, у религиозных фундаменталистов и блюстителей традиций, но сейчас уже многие вполне либеральные родители и эксперты также настроены против ее введения.
Интересны результаты интернет голосования, представленные на сайте Ньюсленд: «за» — 42 голоса, а «против» — суммарно 484.
Против ювенальной юстиции проводилось уже несколько массовых акций. Одна из последних: многотысячный митинг, который состоялся 22 сентября этого года в столице. Организаторы акции — движение «Суть времени» и Ассоциация родительских комитетов и сообществ. Более 3,5 тысяч человек прошли по центральным улицам Москвы с лозунгами «Нет Ювенальной Юстиции!», «Защитим своих детей!»
На митинге были собраны 135 тысяч подписей под письмом президенту Владимиру Путину с просьбой отказаться от введения в стране норм ювенальной юстиции. Аналогичные акции прошли примерно в то же время в Казани, Томске, Братске, других городах России.
Против введения ювенальной юстиции официально высказалась и православная Церковь. На обращения верующих об опасности введения системы ювенальной юстиции по благословению Святейшего Патриарха Кирилла ответил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Русская Православная Церковь разделяет озабоченность людей, которые опасаются создания фактически неподконтрольного другим органам власти и обществу института с обширными полномочиями и возможностью безапелляционного вмешательства во внутренние дела любой семьи, имеющей детей. В результате доведения церковной позиции по данному вопросу до представителей власти, действий и выступлений общественности, активной и бескомпромиссной позиции, занятой православными верующими, а также последователями других традиционных религий, перспектива утверждения в РФ полномасштабной системы ювенальной юстиции в настоящее время представляется неактуальной».
Быть или не быть?
Но, судя по всему, ювенальная юстиция в России все же будет. Вероятно, так же, как и в истории с принятием группы законов о коммерциализации бюджетной сферы, всю юридическую базу для нее будут готовить медленно и постепенно, осторожно и незаметно.
Фактически прошло почти три года с принятия рамочного закона о платных услугах бюджетных организаций (школ, институтов, больниц и т.п.) до объявленного в январе 2013 года вступления в действие «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утвержденных 8 октября Дмитрием Медведевым.
Похоже, что примерно такой срок отведут и созданию правовой базы для ювенальной юстиции. Причем, не кажется вероятным, что ее позитивная – и основная часть – будет подготовлена первой. «Ювенальных судов», за небольшими региональными исключениями, пока не видно и не слышно, а та ее часть, которая занимается «защитой прав и интересов детей» развивается быстро и активно.
Уже принят закон о социальном патронате, реально предоставляющий возможность для различных злоупотребление, вызывающий особенные опасения у противников ювенальной юстиции.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Александр
С «нашим» правительством все возражения народа -до фонаря.
Сделают то, что задумали, как и все предыдущие «улучшения.»
Андрей
Это ужас
Евгения
Россияне мы должны защитить своих детей от этого кошмара. Сохранить свои семьи свою веру свою Родину.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.