Дом счастья Минзагиры Ставской
У Минзагиры Ставской — восемь детей. Кровная дочь Даша, старшая. И еще семеро приемных, которых Минзагира считает тоже кровными. «Так ведь они все через мое сердце, душу прошли, они мне родные», — объясняет она. После того, как умер ее муж (2 года назад), Минзагира воспитывает детей одна. Все истории, происходящие в ее большой семье, описывает в блоге http://minzagira.livejournal.com/, который назвала «Дом счастья».
Даша и Саша
В прошлом я — комсомольский работник, работала в леспромхозе, очень активная, контактная. Всегда стою за правду, лезу куда мне не надо (смеется). У меня долго не было детей. В 34 года я родила девочку, мы назвали ее Даша. Называю ее «самоделкина», потому что кровные для меня все мои дети, и приемные тоже.
Сейчас Даше 25 лет. А когда она окончила школу и собиралась поступать в университет, мы с мужем решили взять приемного ребенка. Муж тогда занимал должность замдиректора интерната «Лесная Дача». Он как социальный работник знал, что надо делать, куда ехать.
Муж сам все организовал, нашел мальчика. Сказал, чтобы я поехала, познакомилась с ним. Помню, как меня привели в приюте в игровую комнату с сухим бассейном. Зашел маленький, худенький мальчик. Ему было 4,5 года. Он плохо разговаривал. Спросил меня: «Тебя мама зовут? Ты меня сейчас заберешь или мне надо подождать в группе?». Психолог мне объяснила, что я не обязана его брать. Но я уже ни о чем другом и не думала. Конечно, я заберу его сейчас же. Тем более муж оформил все необходимые документы.
С тех пор он жил с нами, но у нас была однокомнатная квартира. Какие-то люди стали писать письма в разные инстанции, что у нас в однушке живет слишком много людей, что ребенку не хватает спального места. Сначала мы купили двухярусную кровать. А потом просто поменяли квартиру из «Лесной Дачи» — это неподалеку от Томска и переехали в Томскую область, Шегарский район село Мельниково. Сейчас здесь и живем.
О своем прошлом Саша ничего не рассказывал. Однажды увидел по телевизору как кто-то жестоко обращался с детьми и сказал: «Они тоже ночью выгнали меня из дома и сказали: «Пошел … отсюда,» — и я ушел». Так выгнали его из дома родители. Он жил в будке с собакой. А потом его отдали в приют.
Даша и Саша жили дружно. Старшая сестра учила его всему, особенно ему нравилось, что она объясняет ему, как пользоваться компьютером. Потом малыш стал просить «щеночка», я думала ему хочется собаку. Но когда он добавил «или «шешстренку» — я поняла, что скоро мы возьмем еще и девочку.
Света
Мы узнали, что в районной больнице после очередного отказа оказалась 6-летняя Света. В 4 года ее взяли из детдома в семью, но люди не справились и вернули ее обратно. Мы с мужем пошли познакомиться со Светой. К нашим гостинцам она не притронулась, разговаривать не стала.
Потом нам позвонили и сказали, что она хочет жить у нас. Оказывается, когда мы ушли, она сказала, что ей понравились тетя и дядя (это мы), потому что у дяди не было ремня на брюках. Предыдущие родители били ее ремнем. Она боялась…
Когда мы ее взяли, я ей сразу сказала, и повторяла потом постоянно: «Света, что бы ни случилось, помни, что мы тебя никому больше не отдадим, ты наша дочка». Света была трудным ребенком. Если она заходила в ванную, то топила соседей. Если шла в туалет — начинался пожар. Она отдирала обои, все время дралась с другими детьми — во дворе, в школе.
Во втором классе Света попала в класс к хорошему педагогу. Учительница многое терпела, старалась помочь нашей девочке. И постепенно у Светы развилась память, она стала хорошо учиться, поутихла, перестала обижать детей.
Неожиданно для Саши она стала старшей сестрой. Строго следила за его внешним видом, поправляла ему брюки, завязывала шнурки. Когда он не хотел есть — кормила его из ложечки. А энергии у нее было через край. Если она утром выбегала на улицу, то вечером, набегавшись, забегала домой. Наблюдая за ней, я понимала, что она не останавливается, бежит и бежит.
Об этом я рассказала тренеру — лыжнику. Он посмотрел на Свету и сказал, что она еще маленькая. Но я — упрямая. Уговорила его взять Свету в свою группу. С этого момента в мою жизнь пришел покой. Никто не выговаривал мне, что моя дочь одним пинком вынесла дверь в туалете или облила мальчика с ног до головы водой. Она увлеклась лыжами. С тех пор я помогаю, контролирую, стимулирую лыжные гонки (смеется).
Сейчас Свете 13 лет, она тренируется, в школе — староста класса, у нее только две тройки – по русскому и математике. Света всегда станет на защиту слабого, в этом она похожа на меня. Теперь поручение в семье я могу дать только ей.
Женя
В нашем городе проходила акция «Автобус», нам с мужем предложили поучаствовать. Акция заключалась в том, что группа родителей, которые хотели взять себе деток в семью, ездили по детдомам и смотрели малышей. Мой муж Виктор тоже поехал.
Мы хотели взять ребенка 6-8 лет, но сотрудники детдомов показывали возрастных детей – всем было больше 12. Они очень старались понравиться: танцевали, пели, читали стихи. В одном из детских домов воспитатели сказали моему мужу, что один мальчик хочет с ним поговорить.
Эту встречу Женя, наш приемный сын, описывал так: «Я понимал, что мне надо сейчас найти себе родителей — сейчас или никогда. Я сказал папе, мол, возьмите меня, я вас никогда не подведу. Я чувствовал, что больше никому это уже второй раз не скажу, просто захлебнусь слезами». Но больше говорить не пришлось. Виктор сразу же согласился стать папой.
Женю все любят – он такой лучистый мальчишка, которого можно назвать одним словом «добро». Помню, как он восхищался всем, что было у нас дома. Откроет холодильник и говорит: «Мама, почему он закрыт, ведь это же так прекрасно, он всегда должен был открыт!» Арбуз в детдоме давали редко. И как-то мы купили арбуз, я открыла его, Женя просто упал лицом в этот арбуз и грыз его зубами, даже ложку брать не хотел. Так он насладился им.
В школе учился на тройки, но никто его за это не ругал. Все его любили. После школы решил идти в армию. Но мой муж сильно заболел, я попросила Женю не уходить, поддержать меня. Он так и сделал. Ушел через год.
В армии всех новобранцев спрашивали, к кому родители приедут на присягу? Всех спросили, кроме Жени. Он подошел к командиру и уточнил, почему у него не узнали? Ведь приедут и мама, и сестры. А командир, когда узнал, что у Жени — большая семья, сказал, что парень себя просто спас. Оказывается, в военкомате написали, что Женя — сирота. Таких ребят первыми направляют в горячие точки.
Алексей (большой)
Четвертый ребенок — Леша (большой), так я его зову, пришел к нам сам, когда ему было почти 16 лет. Он жил с родной бабушкой и младшим братом недалеко от нас. Мать у него умерла. Он пришел и попросился жить с нами. Парень высокий — 1,92 м. Женя не мог его поначалу принять: «Мама, ты сказала, что ребенка возьмешь, но это же не ребенок!». Жене я объясняла, что всем хочется жить с мамой. Вскоре они подружились.
В этом году 28 февраля Алексею исполнилось 18 лет. Когда он пришел к нам, у него была очень занижена самооценка. Я его убеждала, что он очень красивый, отвела его в модельное агентство. Я платила, он туда ездил. И вскоре с психикой все стало хорошо. Он расправил плечи, понял, что привлекательный, высокий.
Но хоть он и взрослый, его надо постоянно гладить, жалеть. Такой характер у парня. Сейчас ему дают квартиру от государства. Но в нашем райцентре сделали страшную, как я считаю, ошибку: построили отдельный дом для сирот. Получается, что после интернатов они снова встретятся все в одном доме, в квартирах, которые получат от социальной службы.
Разве это социализация? Этот дом у нас в селе уже прозвали «сиротским». Ничего хорошего там не будет. Многие из выпускников — ребята с криминальным прошлым. А есть такие, которые легко идут на поводу. И вместо того, чтобы учиться и работать, пойдут по плохой дороге. Я очень этого боюсь. Как изменить это положение, не знаю. Кому об этом рассказать? До каких чиновников дойти, чтобы такого не делали?
Коля и Леша
Когда мой муж Виктор умер, мне некуда было себя деть. И я взяла еще двоих детей — Колю и Лешу, оба из из коррекционной школы. (Они родные братья. Сейчас Леше 13 лет, Коле — 10.). Лешу сразу перевели из коррекционной в обычную школу. Ему очень сложно, но он старается. Хочет быть поваром. А Коле 10 лет, он остался в коррекционной, учится там хорошо. Но поведение оставляет желать лучшего.
В реабилитационный центр они попали из семьи. Их мама пьет и о детях не заботилась. Дети их приняли, но Леше сложно потому, что он очень ранимый, обидчивый. Слезы всегда рядом. Коля же наоборот — держался дерзко, заносчиво. Он говорил, что у него есть дядька, который придет и нам даст. Мы делали вид, что боимся.
Лида
Лиду я взяла в том детдоме, где воспитывался Женя. Ей 11 лет. Учится в 5 классе, оценки хорошие, знания не очень…Красивая, приятная. Ужасно контактная. Любит внимание, всегда сама ставит себя в центр. У нее была семья, которая от нее отказалась, были еще две семьи, а моя семья — четвертая. В моей семье преимущественно живут такие дети: если проще, то не единожды отказные — и Света, и Леша большой, и Лида.
Летом она поехала отдыхать в детский лагерь. Вскоре заболела. Диагноз поставили страшный: менингит. Лекарства дорогие, покупаю, хотя денег, кончено же, не хватает. Стараюсь уберечь ее от простуды (она ведь не привитая) , но она сама меня не поддерживает. Желание узнать все и сразу перетягивает, и она то ходит в школе без шапки, то на переменах катается с горки. В общем, обычный ребенок.
О своем опыте
У меня получается быть хорошей матерью. Да, я строгая, принципиальная.. никогда я детьми не сюсюкаюсь, всегда обращаюсь на равных… Я вырастила хороших детей. Они любят друг друга, хотя пришли из разных семей. Мне нравится растить детей, но не всегда это приветствуется…Какой то поддержки ждать не приходится: государство не вспоминает, органы не поддерживают вот и приходится рассчитывать только на свои силы, а их уже мало. Держишься на собственном энтузиазме. Материально очень тяжело.
Мой опыт воспитания детей никому не нужен. Хотя я могла бы делиться им в школе приемных родителей. Но меня никто туда не зовет. Почему нет общения между теми, кто уже воспитывает приемных детей и теми, кто только задумывается взять ребенка, теми, кто только что стал приемной мамой или папой. Я часто сижу на сайтах и даю советы, консультирую, пишу, участвую в обсуждениях.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
людмила к
Дай бог вам здоровья на долгие годы, мира и счастья вашему дому!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.