Мы можем проанализировать, какие события вызывают ту или иную реакцию у ребенка, когда он становится «маленьким», а когда «слишком большим»

«Ведет себя так, как будто он тут хозяин, а ему всего 6 лет! Я в его возрасте таких слов не знала и такие мысли даже не приходили», «Иногда смотрю ей в глаза и понимаю — на меня смотрит взрослый, все видавший человек. Страшно, ведь ей всего три года», «Не понимаю, вроде бы уже подросток, сколько раз все проговаривали, а все равно, как в первый раз — без мамы никуда, пока не напомню, ничего не делается, сколько можно уже» — вот такие запросы получают специалисты нашей службы поддержки приемных семей.

И все эти наблюдения объединяет одна идея – поведение ребенка не соответствует его паспортному возрасту.

В какие-то моменты взрослым кажется, что все идет как обычно, а в другие — они как будто видят перед собой или очень взрослого, видавшего жизнь человека, или, наоборот, совсем маленького ребенка.

Вместе с психологом фонда «Измени одну жизнь» Джессикой Франтовой попробуем разобраться, что же происходит.

Дело в том, что когда человек взрослеет, он последовательно проходит через несколько стадий развития (про это рассказывают в ШПР, когда говорят о возрастной психологии).

Каждая стадия важна. Она создает базу, фундамент для последующей. Например, если перинатальный период и роды проходили спокойно и гармонично, младенец будет менее тревожный.

Если в кризисе трех лет ребенок получал поддержку родителей, ему помогали учиться выбирать и справляться с эмоциями, ему будет легко и комфортно выбирать и на протяжении всей своей следующей жизни.

Если в младенчестве ребенок был окружен теплом и заботой, он с интересом и любопытством стремиться познавать окружающий мир и в год, и в 12, и даже в более старшем возрасте. Если в школе было интересно учиться, и родители поддерживали в этом, достигать успеха и изучать будет интересно и дальше.

Это лишь несколько примеров, но главная мысль такая – важен каждый возраст. Каждый возраст имеет свои задачи, и то, как они будут пройдены, накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.

Как он будет воспринимать этот мир, захочет ли его исследовать или будет с ним бороться? Будет ли доверять другим людям или будет закрываться?

На многие вопросы ответы мы можем найти в первых годах жизни человека.

Когда мы говорим о ребенке, имеющим опыт сиротства, с большой долей вероятности мы можем утверждать, что в его детстве многие важные моменты были упущены. Если ребенку требуется новая семья, значит, что-то случилось с его кровной семьей.

Скорее всего, такой ребенок имеет опыт пренебрежения нуждами, опыт насилия, а среда, в которой он рос, сильно отличалась от той, в которой растет обычный ребенок. Какие-то важные навыки у него просто не могли развиться, а вместо них развивались другие – те, которые помогали ребенку выживать и справляться с трудностями.

Это означает, что физически ребенок может выглядеть на свой паспортный возраст (хотя и это не всегда бывает так), но эмоционально быть младше – например, не уметь контролировать свои эмоции.

Интеллектуально ребенок тоже может отставать, а вот, например, социально — дать 100 очков вперед даже взрослому, особенно если это касается навыков выживания.

Поэтому и рождается такой термин «диспропорция», когда в разных сферах развитие разное. Где-то оно опережает возрастную норму, где-то соответствует ей, а где-то отстает.


Чем тяжелее травма, которую получил ребенок, чем в более раннем возрасте она произошла – тем больше таких диспропорций мы у него обнаружим.

Это связано с тем, что организму приходилось справляться с трудной ситуацией и тратить на это силы и ресурс, который в обычной ситуации был бы потрачен на рост и развитие.

Чем новая семья может помочь ребенку?

Для начала надо признать, что его развитие шло по своим законам, и ребенок действительно будет отличаться от детей, которые росли в более благоприятных условиях. За один день, неделю и даже за один год это изменить невозможно, но возможно понять, что именно происходит, и дать ребенку то, что было упущено.

Для этого важно узнать (это можно сделать, изучая документы, просто наблюдая за ребенком), в каком возрасте случились травмирующие события. Если ребенок говорит детским голосом, специально коверкает слова, делает другие действия «как маленький» — он показывает тот самый возраст, в котором он остался.

Взрослые могут начать общаться с ребенком именно на этот возраст, давая то, чего не было – безусловное принятие, поддержку, безопасность. Можно укачивать ребенка, помогать ему одеваться, кормить с ложечки.

Иногда взрослые совершают ошибку – пытаются наоборот, вернуть ребенка в его паспортный возраст: «ты уже большой», «сколько можно». Но психика работает по своим законам и, если были упущены важные моменты, она будет стараться их «восполнить».

Поэтому важное правило: прежде чем идти вперед, надо оглянуться назад. Додать все, что было упущено в предыдущие возрастные периоды.

Специалисты часто используют метафору дома. Первые годы жизни ребенка – фундамент. Если там были сложности, фундамент хрупкий и ненадежный. Все, что будет на нем возводиться, рано или поздно провалится.

Так же и происходит с навыками более поздних возрастов. Например, ребенка можно научить читать и писать. Но, если травматический опыт не проработан, в школе ему все равно будет тяжело сосредоточиться, он будет тратить много сил на попытки справиться с тревогой, страхом оценки, и на учебу этих сил не останется.

А что делать, когда ребенок кажется «слишком взрослым»? Это другая часть диспропорции. У детей, имеющих тяжелый травматический опыт, действительно, есть такая особенность – вести себя по-взрослому, когда речь идет о ситуациях угрозы их жизни и безопасности.

Кроме того, они могут быть осведомлены о тех сторонах жизни, с которыми еще не сталкивались их сверстники. Речь идет, в первую очередь, о криминальном опыте, опыте сексуальной жизни, злоупотреблении алкоголем и запрещенными веществами.

Важно понимать, что это только часть опыта ребенка. Об этом опыте можно разговаривать, подсвечивать причинно-следственные связи, говорить о чувствах и причинах поступков, задаваться вопросом об их целесообразности и о последствиях.

Сожалеть о том, что с ребенком произошли ситуации, которые заставили его делать то, что не должен делать маленький ребенок: защищать себя и близких, искать еду и одежду, выживать в сложных условиях.

Так же помогает ответ вопрос: «А на сколько лет ребенок выглядит СЕЙЧАС?» Так мы уходим от обобщений и замечаем, что в разные моменты ребенок разный, а дальше мы можем проанализировать, какие события вызывают ту или иную реакцию, когда он становится «маленьким», а когда «слишком большим».

Замечаем изменения, в том числе и те, которые происходят с ребенком, когда он уже прожил некоторое время в новой семье, видим, сколько всего изменилось.

Со временем станет заметно, что возрастной разрыв становится меньше и все ближе к той цифре, которая написана в паспорте.

Но на полное прохождение этого пути потребуется несколько лет.

Дизайн — Юлия Добровольская.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!