Мало кто из специалистов по семейному устройству детей, потерявших родителей, не слышал о «неполным статусе» или ребенке «без статуса». Таких ребят якобы нельзя устраивать в семью. Или можно, но позже, а если все же устроить, то «придется возвращать»

Это один из самых живучих мифов, и его опасность в том, что он может сломать человеческую судьбу. Разбираемся в теме с юристом фонда «Измени одну жизнь» Натальей Карагодиной.

Закон не знает понятия «статус» применительно к праву ребенка на устройство в семью

Это означает, что под пресловутым «статусом» — полным или неполным — понимают, что угодно.

Приведу случаи из практики:

  1. Ребенок живет в социально-реабилитационном центре или больнице, родители не забирают его, но органы опеки не торопятся признавать его лишившимся попечения — «вдруг вернутся».
  2. Ребенка изъяли из семьи и подали иск о лишении родителей прав, но в семью не устраивают — «вдруг суд не лишит».
  3. Ребенок в детском доме, мать лишена прав, подано заявление об установлении отцовства — «вдруг заберет».
  4. Родитель открыто заявляет, что участвовать в воспитании не намерен, но органы опеки оформляют опеку по его заявлению — «какое пособие, что вы хотите — ребенок без статуса!».
  5. Мать не лишена родительских прав, хотя не интересуется ребенком, и органы опеки утверждают, что «передать нельзя — нет статуса».
  6. Одинокая мать дала согласие на усыновление, но опека требует сначала лишить ее родительских прав, чтобы «был статус».

Что из этого знакомо?

Почему это ошибка, и откуда все пошло

В большинстве случаев под «неполным статусом» понимают, что родители ребенка не лишены родительских прав. Но это глубочайшее заблуждение. Дети устраиваются в семью не тогда, когда родителей лишили прав, а когда они лишились родительского попечения.

Что значит лишиться попечения родителей?

Это не только смерть родителей или прочерк в свидетельстве о рождении. Попечение утрачивается, когда родители лишены или ограничены в правах, признаны недееспособными или безвестно отсутствующими или длительно отсутствуют, больны, не забирают его из учреждения или больницы, создают угрозу жизни и здоровью ребенка своими действиями или бездействием.

Не кормят, не лечат, злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут асоциальный образ жизни, а также когда препятствуют нормальному воспитанию детей и так далее. Перечень этот не исчерпывающий. Тут главное, что ребенок остался без ежедневной заботы, защиты и представительства.

Важно — не нуждаются в семейном устройстве дети, временно помещенные в детские учреждения на основании трехстороннего соглашения между родителями (усыновителями, опекунами, попечителями), органами опеки и учреждением на период, когда законные представители по уважительным причинам не могут осуществлять свои обязанности по воспитанию детей или для получения социальных, медицинских и иных услуг. (Подробнее — ниже, в главе — Дети в учреждениях по «заявлению родителей»)

Кто и как выявляет детей, утративших попечение родителей

Как только стало известно, что ребенок фактически остался без заботы родителей, органы опеки обязаны обследовать его условия жизни и определить, утратил ли он попечение. Если утратил, значит, ребенок должен быть устроен в семью в течение одного месяца.

Почему в такой короткий срок? Ребенок нуждается в заботе постоянно. Каждый день и каждый час. Если родители этого не делают, обязанность по защите прав ребенка ложится на органы опеки, а затем на опекуна. Поскольку закон исходит из преимущества семейного устройства перед помещением в учреждение, то и срок устройства в семью разумно минимален. И именно поэтому так часто применяется именно опека, так как позволяет принять решение о помещении в семью быстро.

Чтобы дети, оставшись без родителей, как можно быстрее попадали в семью, минуя детские учреждения, законодатель даже предусмотрел предварительную опеку. Она устанавливается со стороны лица, которое еще не имеет заключения о возможности быть опекуном, и дает ему возможность успел пройти школу приемных родителей и оформить необходимые для постоянной опеки документы.

Опека как форма защиты

Опека — прежде всего мера защиты прав ребенка, включая имущественные. Опекун заботится о ребенке, обязан воспитывать его, но не становится родителем юридически. Биологические родители при этом сохраняют возможность восстановиться в правах, если изменятся обстоятельства, вернуть ребенка к себе на воспитание. Опека — часто временная, переходная форма к усыновлению.

Усыновление и согласие родителей

При усыновлении ключевым моментом является согласие родителей. И оно не требуется, если родитель лишен прав, но не только в этом случае, а также если признан недееспособным или безвестно отсутствующим. И также оно не нужно, если родитель более шести месяцев по причинам, признанными судом неуважительными не проживает с ребенком и уклоняется от его воспитания и содержания.

Как видим, и тут далеко не все вопросы решаются за счет лишения родителей прав.

Почему органы опеки ссылаются на неполный «статус»

На деле многие сотрудники не хотят брать на себя ответственность. Им проще дождаться решения суда о лишении родителей прав, чем принять самостоятельное решение.

Иногда в основе такого поведения — искреннее желание «дать родителям шанс». Иногда — страх ошибок и отсутствие альтернативы детским домам, когда ребенка можно было бы поместить в профессиональную приемную семью, пока родители смогут решить свои проблемы, если способны к этому.

Но правовые проблемы не должны решаться за счет ребенка.

Закон категоричен: ребенок должен воспитываться в семье, а не в детском доме.

А что на практике

Родители, дети которых уже переданы под опеку, крайне редко пытаются их вернуть. Даже если заявляют об этом — дальше слов дело обычно не идет. Более того, Верховный Суд РФ разъяснил:

«Преимущественное право родителя на воспитание детей не означает, что обращение родителя в орган опеки с заявлением о прекращении опеки должно во всяком случае повлечь освобождение опекуна от обязанностей».

Главное — интересы ребенка


Психологи называют привязанность жизненной потребностью. Ребенку нужен значимый взрослый — не завтра, а сейчас. Поэтому любые заблуждения относительно «статуса» не могут становиться преградой для семейного устройства.

Закон говорит о правовой определенности: положение ребенка должно быть ясным и однозначным в каждый момент времени. И, если он не живет с кровными родителями, и/или они не заботятся о нем — значит, ребенок должен жить в замещающей семье.

И еще одно правило: при противоречии интересов ребенка и родителей приоритет всегда за интересами ребенка. Все законодательство о семейном устройстве построено на том, что детям нужна семья. А любое поведение — родителей или органов опеки, — которое этому мешает, не может считаться действием в интересах ребенка, и, значит, является незаконным.

Нет никакого полного или неполного статуса, а есть конкретный ребенок в конкретной жизненной ситуации со своими потребностями и правами, главное из которых — жить в семье.

Дети в учреждениях по «заявлению родителей»

Давайте подробнее разберемся в этом вопросе.Иногда родители не могут постоянно проживать вместе с детьми — например, работают вахтовым методом, находятся в длительной командировке, живут далеко от школы или нуждаются в особых условиях для ребенка. В таких случаях государство предлагает социальные услуги по присмотру и уходу за детьми — от круглосуточных детских садов до круглогодичных интернатов.

Бывает и так, что трудная ситуация в семье — сгорел дом, нет работы. И тогда родителям (опекунам, попечителям) предлагается временно поместить ребенка в учреждение. При этом, согласно закону, такое пребывание не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка[1], а ребенок не считается утратившим родительское попечение. Однако обязательными условиями являются временный характер пребывания и наличие уважительных причин для помещения.

На практике же под видом «работы с семьей» органы опеки нередко понуждают неблагополучных матерей подписывать заявления о помещении ребёнка в детский дом. По истечении срока пребывания им предлагают подписать такое заявление снова, нередко неоднократно.

Посмотрим, откуда это пошло. В 1995 году было утверждено Положение об учреждении для детей-сирот[2], в котором допускалось временное принятие дети одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.

На практике же эта норма позволяла любой одинокой матери поместить ребенка в детский дом фактически бессрочно, так как жизненные обстоятельства не менялись, а заявления просто переписывались каждый год.

Детские дома принимали таких детей порой даже без уведомления органов опеки, и они жили там годами. Это считалось разновидностью социальной услуги. Так появилась проблемная категория так называемых «родительских» детей — формально имеющих родителей, но фактически лишенных семьи и не подлежащих передаче в замещающие семьи.

С 2014 года действует новое Положение о детском учреждении[3], и теперь помещение ребенка в него в детское учреждение возможно только на основании трехстороннего соглашения между учреждением, органом опеки родителем (усыновителем, опекуном).

Примерная форма соглашения утверждена приказом Министерством образования РФ[4]. По соглашению законные представители обязаны участвовать в воспитании ребенка, а органы опеки — оказывать им социальные, психологические и иные услуги.

Тем не менее, закон по-прежнему допускал помещение ребенка при «невозможности исполнения родительских обязанностей», а сама форма трехстороннего соглашения не устанавливала четких сроков, указывая, что пребывание длится «как правило, не более одного года».

Формулировка «как правило» открывала возможности для злоупотреблений.

Кроме того, заключение такого соглашения обязывает родителей участвовать в жизни ребенка и обеспечивать его содержание, включая уплату алиментов. На практике эти обязанности часто не выполняются, однако органы опеки не расторгают соглашения по суду, хотя имеют на это право.

Последствия такого положения вещей особенно тяжело отражаются на детях, родители которых фактически уклоняются от воспитания под предлогом «временного помещения».

Еще хуже ситуация для новорожденных, которые с первых дней жизни оказываются в системе государственного надзора, хотя могли бы быть устроены в семью.

Поэтому в 2022 году в действующее Положение о детском учреждении внесены изменения и теперь основанием для помещения могут быть только уважительные причины. Отметим, что тут нет прорыва — фактически Положение приводится в соответствии с Семейным кодексом РФ.

Правовым ориентиром того, что считать уважительными причинами  здесь был и остается подпункт 2 пункта 3 ст. 14 ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно ему дети, имеющие родителей или законных представителей, могут быть помещены в организации для детей-сирот на срок, как правило, не более одного года, если их семьи пострадали от стихийных бедствий, либо если они являются детьми одиноких родителей, безработных, беженцев или вынужденных переселенцев. При этом само по себе одинокое родительство сегодня справедливо не считается уважительной причиной.

На основе этих норм Минпросвещения подготовило рекомендации (пока не опубликованные), где уточнен перечень уважительных причин временного помещения ребенка.

Особо отмечено, что право родителей на временное устройство ребенка на полное государственное обеспечение — это крайняя мера, применяемая только тогда, когда помочь семье иным способом невозможно. При этом срок пребывания должен быть сокращён до трех месяцев.

Надеемся, что рекомендации Минпросвещения вскоре обретут статус нормативного правового акта. Однако и существующих правовых норм уже достаточно, чтобы ограничить помещение детей по заявлению родителей как по срокам, так и по основаниям.

Проблема, скорее, заключается в инерции мышления сотрудников органов опеки и отсутствии должного контроля за их решениями.

В то же время нельзя забывать, что не во всех случаях временное помещение ребенка в учреждение является злоупотреблением. В ряде ситуаций эта социальная услуга действительно служит цели помощи семье — предоставляя время и возможность восстановиться, решить жизненные трудности и вернуть ребенка домой.

[1]  П. 2 ст. 155.1 СК РФ

[2] Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

[3] Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

[4] Приказ Минобразования РФ от 24 июля 2015 года № 753

Фото — freepik.com

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!