Дети из детдомов пойдут в обычные школы: Чего ждать от новой реформы
В четверг, 1 сентября 2016 года российские сироты, живущие в детских учреждениях впервые массово пойдут учиться в обычные школы. В России такого не было никогда прежде. До этого года дети-сироты в основном получали знания в закрытых отдельных школах. Правильный ли это шаг и смогут ли воспитанники детдомов легко влиться в массовую систему образования после долгих лет своеобразного «железного занавеса».
В этом году социальный блок правительства во главе с вице-премьером Ольгой Голодец санкционировал школьную реформу для детей, оставшихся без попечения родителей.
«Это очень важный шаг программы обеспечения в детских домах условий жизни, максимально приближенных к семейным формам воспитания», – рассказала чиновник. Вице-премьер отметила, что все регионы должны быть готовы к тому, чтобы «ребята, которые проживают по тем или иным причинам в детских домах, чувствовали себя максимально социализированными».
Мнение экспертов
Таисия Лотарева, педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»:
В центре семейного устройства «Наш дом» проживают дети с особенностями развития. Так вот, раньше они посещали школу, которая находилась на территории центра (в прошлом школы-интерната). Сейчас они ходят в обычную школу. И я понимаю, что школа – не самый мощный фактор социализации ребенка, по сравнению с приемной семьей. Но если к посещению обычной школы присовокупить еще несколько факторов: посещение кружков, секций, например, то результат может положительным.
В тоже самое время не стоит забывать, что есть категория детей с особенностями развития. Сложно себе представить объединенный класс, где они вместе с остальными детьми. Важен дифференцированный подход. Конечно ребенку важно осознавать, что он не исключен из общества и может посещать обычную школу. Но особенности развития также нужно учитывать.
Александра Марова, директор благотворительного фонда профилактики социального сиротства:
Это не совсем новинка. Часть детей из детских домов уже учатся в обычных школах с обычными детьми. С точки зрения социализации детей это правильно, но чтобы система действительно работала на детей необходим целый комплекс факторов: готовность преподавательского состава к приему и работе с такими детьми. И это не только про детей из учреждений, но и про детей из приемных семей.
Пока в большинстве своем все держится на отношениях между директором школы и директором детского дома — это не решение вопроса на уровне системы.
А учителя требуют от этих детей того, что они в подавляющее большинстве не могут дать: дисциплинированное поведение и хорошая успеваемость. Когда выясняется что ребенок не может быть именно таким, вместо понимания и поиска способов его адаптации через разные формы, где он может быть успешен, начинаются конфликты, держится напряжение внутри коллектива, и, как следствие, у ребенка полностью исчезает желание учиться. Отсюда прогулы, двойки и конфликты со сверстниками. Потом таких трудных детей часто сгоняют в особые классы.
А что происходит когда все проблемные оказываются в одном месте? Вечные драки и формирование полубандитской среды. В конце концов, учителя на все машут рукой, и с нетерпением ждут девятого класса, после которого избавляются от этих детей. Пока все происходит примерно так.
И чтобы это изменить необходима системная работа: с педагогическим коллективом, наличие специализированных дополнительных программ внутри школы по интеграции таких детей в общее образовательные и внеурочное пространство, а главное понимание того, что к этому вопросу пора выработать подход и изменить традиционное видение. Тогда у таких детей будут шансы. И это не только про детей из детских домов.
Отдельный вопрос про школы-интернаты, там и, правда, дети учатся. Но надо хорошенько подумать, прежде чем это ломать. Я бы не стала.
Ирина Гарбузенко, психолог-консультант фонда «Измени одну жизнь»:
Почему ребята из детдомов должны быть отдельно от других? Почему должны ходить в отдельные школы? К чему создается это гетто? Наоборот, эти дети должны ходить в обычные школы, общаться, дружить. Их будут видеть другие взрослые. И таким образом шансы на то, что они смогут уйти в семьи, возрастают.
Россия, наверное, чуть ли не единственная страна в мире, где сирот отделяют от остального общества. И этот шаг со стороны государства — обучение воспитанников детдомов в обычных школах — давно должен быть сделан.
Есть примеры, когда дети ходят по специальному переходу в специальную школу и даже не попадают на улицу. В дневниках у них стоят четверки-пятерки. Пару лет такого обучения, и они никуда не смогут поступить. Они выходят из спецшколы и не знают, как вести себя в обществе, что нужно говорить и делать.
Обучение в обычной школе очень важно с точки зрения социализации. Я не думаю, что они будут как-то скованно себя чувствовать в компании сверстников. Но во многом комфортная атмосфера в классе зависит от учителя, от участия родителей в школьной жизни. Я больше чем уверена, что после прихода в обычную школу детишек быстрее заберут в семьи.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.