Екатерина Серебрякова из Московской области столкнулась с разными оттенками расстройства привязанности у приемных детей и у кровного сына

Кровному сыну Екатерины Майку было 2,8, когда она взяла в семью восьмимесячных двойняшек Лукаса и Ники. Через три дня Екатерина @katriche узнала, что беременна. 

С нами она поделилась интересными выводами и советами, как ей удалось гармонизировать отношения в семье в этой ситуации.

Екатерина с детьми.

— Как вы пришли к идее приемной семьи?

— Как и многое в нашей жизни, это решение идет из детства. Когда я была маленькая, мои родители хотели взять приемных детей.

У меня уже был младший брат, и я сказала им, что если они еще возьмут приемных, то я уйду из дома. Возможно, таким образом я компенсирую принятое тогда решение.

Читать также — 5 шагов к принятию ребенка в семью

Что касается моего мужа, то у него есть приемная сестра, и он всегда хотел большую семью, поэтому с радостью меня поддержал.

— Не страшно было принять сразу двоих детей?

— Когда я просматривала базы, то сначала искала малыша без братьев и сестер. Однако, как я осознала позже, во мне жило неосознанное желание взять в семью двойняшек.

При этом у меня было всего два серьезных ограничения при поиске ребенка: состояние здоровья (я понимала, что очень большие проблемы со здоровьем не потяну) и возраст (малыш должен быть младше моего сына). В остальном, у меня не было особенных пожеланий по цвету глаз или волос и т.п.

В феврале 2020 года я увидела анкету девочки, которая мне понравилась. Выяснилось, что у нее есть брат, и что они двойняшки. Я тут же позвонила региональному оператору Пермского края, где они находились.

Меня отшили, сказав, что у них годовая отчетность, и чтобы я перезвонила позже. К такому повороту я была не готова, так как переживала, что детей могут забрать за то время, пока оператор занимается документами.

Я проявила настойчивость, и в результате мне дали контакты опеки того города, где находились двойняшки. Оказалось, что там очень хорошие и опека, и детский дом, они легко шли на контакт и поддержали нас на пути к приемной семье.

События развивались быстро: в пятницу я связалась с детским домом, в понедельник мы подписали договор аренды дома в Московской области, чтобы иметь достаточно жилплощади, а уже во вторник полетели знакомиться с ребятами.

Читать также — Первая встреча с ребенком

До того, как допустить нас до знакомства, сотрудники дома ребенка общались с нами около полутора часов. Мы узнали все подробности о семье наших будущих детей, об их диагнозах, диагнозах их кровной матери и так далее.

Пока сотрудники детского дома не убедились в серьезности наших намерений, детей нам не показывали. Однако мы сразу сказали, что готовы взять малышей в семью, даже не видя их.

Вообще, для себя я считаю не очень этичным выбирать детей, поэтому я бы не стала знакомиться с малышами, если бы не была уверена в своей готовности их забрать.

— Расскажите о знакомстве с сыном и дочерью.

— Когда мы прилетели в Пермский край, выяснилось, что Ники заболела пневмонией, и ее положили в больницу, поэтому мы смогли познакомиться только с Лукасом.

Первое впечатление было шокирующим. Когда ты берешь на руки домашнего ребенка, он податливый, как пластилин. А тут я держала в руках словно пластиковую куклу с бегающими глазами, сжавшийся комочек энергии.

Ники и Лукас в доме ребенка.

Хотелось взять его и в ту же секунду убежать, вместо того чтобы ждать эти несколько недель, положенных по процессу.

Читать также — 4 главных вопроса о группах здоровья детей-сирот

Через пару недель навещать детей ездил мой муж. Тогда малышку выписали, но теперь в больницу положили мальчика. Супруг рассказывал, что девочка казалась менее травмированной, чем мальчик. Она шла на контакт, улыбалась.

— Когда приемные дети оказались у вас дома, вы узнали, что беременны. Какова была ваша реакция?

— Через три дня после того, как дети оказались у нас дома, я узнала, что беременна. Почему-то я предчувствовала, что именно так и получится, поэтому я с радостью воспринимала все происходящее.

А вот муж испугался, что я предложу либо аборт делать, либо детей сдавать обратно, но я сразу его успокоила.

Несмотря на мой позитивный настрой, одновременно переживать и беременность, и адаптацию приемных малышей было очень тяжело.

При этом у меня на руках был еще и старший сын. Да, у меня есть помощники, но они не могут учесть всего. Также я очень активный человек, и мне сложно отказываться от своей социальной жизни, поэтому спустя 3-4 месяца я ввязалась в очередной проект.

Сейчас я уже не могу сказать, что было сложнее всего, только помню, что эмоционально было непросто. И, что часто бывает в семьях с приемными детьми, в заботе о младших я эмоционально потеряла связь со старшим сыном. У него возникло нарушение привязанности, появилась тревожность.

Это усугублялось тем, что он недоношенный ребенок, родился на 30-й неделе. Я не уверена, что мне удалось компенсировать расстройство привязанности из-за недоношенности после его рождения, а теперь на это наложилось появление приемных детей. Так что Майк в этот период стал более непослушным, эмоционально закрытым.

— Какие поведенческие проблемы Лукаса и Ники проявлялись ярче всего?

— И у Лукаса, и у Ники была проблема депривации. Они провели в детском доме восемь месяцев, а этого достаточно для того, чтобы получить травму брошенности.

У них не было сильных проявлений госпитализма, они не раскачивались, например, в кроватке, но они все время выли, не знали, что делать с игрушками, не умели справляться даже с малейшими трудностями.


Например, ребенок ползет, ему попадается что-то небольшое на пути, а он вместо того, чтобы это переползти, останавливается перед препятствием и хнычет.

Читать также — Адаптация приемного ребенка: четыре возраста и четыре стадии

Когда я укладывала их спать, то обнаружила, что они не привыкли к укачиванию. Я брала их на руки, а они вместо того, чтобы засыпать, смотрели на меня, не понимая, что я с ними делаю.

Поэтому первое время я их клала, и они засыпали сами. Постепенно это прошло, и они привыкли к рукам и к телесному контакту.

— Каким образом рождение младенца повлияло на вашу семью?

— С рождением Мэтта все дети откинулись в развитии назад, поэтому в определенный момент мы должны были начать все с нуля.

Малышу, естественно, требовалось больше всех заботы, поэтому остальные забеспокоились. А у меня первое время вообще не было ресурса, чтобы равномерно распределять внимание между всеми четырьмя детьми.

Когда в семье родился младший ребенок, приемные Майк и Ники перестали расти и набирать вес. 

На первую неделю после появления младенца я отправила старшего к родителям, хотя это не очень педагогично. За эту неделю я немного освоилась со своим новым положением.

Потом Майк вернулся, и я стала работать над тем, чтобы выровнять с ним отношения. Как только мне это удалось, он пошел в сад.

С садиком совсем не было проблем, Майк туда очень хорошо влился. Благодаря этому освободилось больше времени и сил, чтобы начать работать над привязанностью у двойняшек.

Когда родился Мэтт, приемные Майк и Ники перестали расти и набирать вес. Это достаточно распространенное явление. Дети, когда видят, что появляется младенец, считывают эту картинку так, что нужно оставаться маленькими, чтобы тебя сильно любили, и чтобы к тебе было больше внимания.

— Что вы делали для того, чтобы восстановить равновесие?

— Я стараюсь хотя бы несколько раз в неделю индивидуально уделять время каждому ребенку и пару раз в месяц устраивать для каждого индивидуальный день, когда мы вместе делаем то, что нравится ребенку, возможно, куда-то выезжаем.

Например, первое время я сама возила старшего в сад, по дороге мы болтали. Я уделяла ему время перед сном. Когда делаешь это систематически, для ребенка достаточно, чтобы убедиться, что его любят, и он так же важен, как остальные.

С приемными я стала применять технику, которую многие родители считают полным бредом, так как думают, что маленькие дети ничего не понимают.

Я начала проговаривать с ними их проблемы и страхи вслух и говорить каждому: «Мы тебя любим таким, какой ты есть. Тебе не нужно оставаться маленьким, чтобы тебя любили. Не бойся расти. Тебя будут любить всегда».

Важно проговаривать это когда ребенок спокоен, например, перед сном. Я всегда старалась ловить такие моменты. Спою каждому из них песенку и после этого что-то такое проговариваю.

— Как шло формирование привязанности у приемных малышей?

— Еще в детском доме мы заметили, что степень травмированности и расстройства привязанности у малышей разная. Она сильнее у Лукаса, а Ники в этом отношении более благополучна.

Сначала расстройство привязанности у Лукаса проявлялось в том, что, когда немного подрос, бросался любить и обнимать всех вокруг. На улице он мог уйти с кем угодно.

Привязанность важно сформировать, потому что это еще и про послушание. Ребенок слушается только того, кто является для него значимым взрослым.

У меня такой подход к воспитанию, что я не прячу ножи, духовку, лестницу. Но я объясняю детям, что это остро, горячо или опасно, можно упасть.

Бывает, сын лезет на стремянку, ты говоришь ему: «Лукас, нельзя!», а он вообще не реагирует. Было очень тяжело не срываться, когда приходится повторять по 20 раз, а тебя не слушают.

У Лукаса до сих пор проявляются проблемы. Сохраняется агрессия по отношению к другим детям. (Он тот ребенок, который завоевывает внимание, обижая тех, кто сейчас это внимание получает).

Однако спустя полтора года работы ситуация выровнялась, дети привыкли к телесному контакту, стали более послушными, они совсем мои-мои.

Не зря говорят, что для адаптации в семье ребенку нужно в два раза больше времени, чем то, что он провел в детском доме.

— Расскажите, как складывались ваши отношения с нянями?

— Мне пришлось сменить достаточно много нянь. Во многом это было связано с тем, что не все были готовы поддержать мой подход к воспитанию. В результате я пришла к тому, что мне не подходят женщины более старшего возраста.

Привязанность важно сформировать, потому что это еще и про послушание.

Мне была нужна молодая няня, которая бы воспринимала меня не только как маму, но и как детского психолога, которая была бы готова следовать моим правилам воспитания детей.

Если у вас есть няня, я бы советовала мамам, особенно тем, у кого есть приемные дети, следить за конкурирующей привязанностью. Мне это на начальном этапе не удалось, и это стало одной из причин, почему адаптация Лукаса шла так долго. Получилось так, что свою привязанность он начал формировать не ко мне, а к няне.

Как я могла этого избежать? С няней нужно было сразу договориться, что весь телесный контакт, нежности и объятия – на родителях. На няне – прогулки и помощь по бытовым вопросам. Делегируйте няне вещи, которые вам тяжело даются.

Пропишите единые правила поведения и воспитания, потому что когда мама говорит одно, а няня другое, то наступает конфликт.

— Какие правила воспитания приняты в вашей семье?

— Самостоятельность. Дети сами едят, сами несут свои игрушки и их убирают. Сами одеваются. Если кто-то не хочет чего-то делать, значит, он этого не получает. Не хочет есть, значит, идет спать голодным.

Есть игрушки общие, а есть персональные. Всегда надо спрашивать разрешение, чтобы взять личную игрушку.

Мне важно соблюдать это правило, чтобы ребенок понимал, что такое частная собственность. Это было не так-то просто организовать, так как надо было донести смысл этого до няни и до мужа. Особенно по этому поводу мы конфликтовали с бабушкой мужа, которая требовала, чтобы у детей все было общественное.

Мы не используем игрушки, картинки и мультики за едой, и мне важно, чтобы никто этого не делал.

Мы воспитываем уважение друг ко другу. Стараемся уважать чужие границы и прививать это детям.

Фото — из семейного архива Серебряковых.

Дизайн — Юлия Добровольская.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

1 комментарий
  • Эльвира Никифорова

    Этой статье несколько месяцев. Хотелось бы узнать как складываются дела дальше.

    16 апреля 2022