Брать или отбирать: проблемы опекунства в России
Депутаты Госдумы РФ, чиновники от Минобрнауки и представители НКО обсудили в пресс-центре ТАСС ситуацию, сложившуюся в сфере приемного родительства. По мнению чиновников, после изъятия детей из семьи Дель, в Семейный кодекс необходимо внести поправки, а изъятие и лишение родительских прав — крайние меры, к которым нужно прибегать в исключительных случаях. Представители Союза приемных родителей отметили, что из-за массированной атаки СМИ, институт приемной семьи в России оказался фактически дискредитирован.
Приемные родители потребовали уважения к частной жизни их семей. Фото — vz.ua.
«Поддержка семьи и помощь в восстановлении прав — ответственность государства»
Ольга Баталина, член комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству:
«Изъятие детей из семьи нужно рассматривать как крайнюю меру. Это должно быть, в первую очередь, спасением ребенка, жизни и здоровью которого угрожает опасность, а не системой наказания родителей.
Сейчас родителя ограничивают в правах, и он за 6 месяцев должен самостоятельно справиться со своими сложностями. Часто это невозможно без организационной, материальной и психологической поддержки. И это должно быть зоной ответственности государства за то, что в течение этого периода такая помощь родителю оказывается.
Если обстоятельства не устранимы, отобрание ребенка должно проводиться при обязательной фото- и видеофиксации».
«Изъятие должно применяться как крайняя мера»
Ирина Романова, зам. директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ:
«При изъятии мы обязаны в течение семи дней подать документы в суд на лишение родительских прав. При этом Семейный кодекс не подразумевает предоставления времени для работы с семьей и не рассматривает процедуры ограничения прав, мы сразу идем на лишение.
Такая последовательность должна быть изменена. Изъятие должно применяться как крайняя мера. Мы должны определить основания, в каких случаях это происходит. Возможно ли возвращение ребенка, если изменились условия».
«Прячут детей и не пускают службу сопровождения»
Галина Семья, член Координационного совета при президенте России по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы:
«Семья Дель имеет отношение к Санкт-Петербургу и Москве, и органы опеки и попечительства в этих регионах повели себя по-разному: органы опеки Санкт-Петербурга дали распоряжение о внеплановой проверке всех многодетных приемных семей. Москва издала распоряжение о запрете любых внеплановых проверок, при этом вводится распоряжение, что органы опеки приходят на контроль в семью обязательно с представителем Общественного совета приемных семей.
Приемные родители теперь, в свою очередь, прячут детей от специалистов, не пускают домой службу сопровождения, не хотят заключать договоры.
Раньше мы восхищались теми, кто берет детей в семью, а сейчас каждого приемного родителя подозревают, что он делает это ради денег. При том, что средний размер выплат на ребенка составляет около 9 тысяч, а вознаграждение около 10 тысяч руб. на двоих родителей».
«Категории смешались»
Диана Машкова, писатель, руководитель клуба «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра»:
«Есть дети усыновленные, на которых нет пособий, есть безвозмездная опека, есть приемная семья — это самый маленький процент по стране. Когда дело дошло до СМИ, все эти категории смешались воедино. Прошла реклама этакого «бизнеса на детях».
30% россиян были готовы к принятию детей в семьи, а несколько лет назад это были только 2% населения. В учреждениях находятся 80 % подростков и 20 % детей с ОВЗ. В основном россияне ориентированы на малышей с 1-й и 2-й группами здоровья. Не создана ли ложная реклама таким посылом?
В приемных семьях царит страх и депрессивные настроения. Дети стали встречать другое отношение в школах. Им стали намекать: Ну конечно, вас же за деньги воспитывают, чего вы хотите?»
«Подробности частной жизни семьи разглашаться не должны»
Наталья Городиская, президент Союза приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей:
К любой многодетной семье можно придраться. В любой семье в какой-то момент могут возникнуть проблемы со здоровьем, с кровными детьми или просто эмоциональное выгорание. Доверия к ООП у приемных семей, как правило, нет, есть боязнь, что узнают о проблеме и отберут детей. Запрос на службу сопровождения (включая психологическое и юридическое) среди приемных семей очень высок. Если в семье воспитывается более трех детей, есть дети с особенностями развития или подростки, сопровождение должно стать обязательным.
Некоторые СМИ оскорбили более 400 тыс. приемных семей, представив их как исключительно корыстных людей, обогащающихся за счет социальных выплат, не замечая того, что сотни тысяч людей в течение многих лет, берут на себя благородную миссию по воспитанию детей — сирот. И это является главным делом их жизни. Фактически произошла дискредитация института приемной семьи.
В результате много тревожных сигналов из всех регионов России: в больницах, школах, детских садах детей осматривают на наличие синяков (это уже похоже на охоту на ведьм), приемным родителям ставятся в упрек траты сиротских денег.
Подробности частной жизни, как это произошло с семьей Дель, разглашаться не должны. Какие у детей тапки, что они едят, на каких кроватях спят — все это не должно было выливаться в эфир. Если чиновники будут знать, что им за это ничего не будет, что можно прийти в эфир к Соловьеву, и запросто рассказать про тараканов и пустой холодильник, они будут делать это и дальше. А если они будут знать, что за этим последует общественная реакция и уголовная ответственность, то такого не повторится. В Финляндии, например, подписывают документ о неразглашении, и очень хорошо было бы ввести такой документ у нас».
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Ирина Емельянова
Тяжелое чувство от этой статьи и от всей ситуации. Ощущение полного бес предела отдельных чиновников и полной беспомощности, как властей, так и общественных организаций, а так же каждой отдельно взятой семьи.
1. Органы опеки. Имеют практически неограниченную власть при полном отсутствии сколько нибудь значимого контроля со стороны властей. Практически вся эта сфера полностью регулируется конкретными чиновниками в конкретных регионах.
Сколько нужно материалов по нарушению прав семей конкретными чиновниками? Сколько нужно собственного горького оскорблений, не соблюдения законодательства и нарушения моих прав и прав моей приемной дочери?
2. Общественная сторона вопроса. До сих пор огромная часть населения относится к приемным крайне настороженно. Не забывайте, что среди приемных семей подавляющая часть это родственная опека. И у этих семей есть своя специфика, отличная от тех, кто берет детей из других мотивов и соображений. Кровная опека это почти всегда семья в горе, со сложными семейными отношениями. Не секрет, что почти у всех таких детей родители живы и либо колются, спиваются или находятся в тюрьмах. И старшее поколение, не справившись с воспитанием своих детей, берет на себя ответственность за внуков и …. не справляется с их воспитанием, отдает подростков в систему. Если возможна кровная опека, то это лучший выход из ситуации, но таким семьям нужна соответствующая, целенаправленная помощь.
У приемных семей с особыми детками совсем другие проблемы. При этом та же опека разводит руками: «Это медицинские, а не наши проблемы». У многодетных приемных другие. У деревенских семей, третьи, которые отличаются от городских и так далее… Каждая семья уникальна и индивидуальна и каждой нужны свои подходы и общее, понятное всем основание — законодательство. А не как сейчас, что хочу ворочу…..
3. Материальная сторона вопроса. Хорошо, что есть пособие до 3-х лет. Хорошо, что есть материнский капитал. Хорошо, что есть пенсии по инвалидности на детей. Хорошо, что платят за опеку на ребенка и иногда приемным родителям. Но сколько можно одни семьи натравливать на другие? Озвучьте наконец реальные выплаты в регионах. Они не сравнимы с Московскими. И не надо сравнивать. Нужна индивидуальная помощь в каждом отдельном случае. Детские пособия и маткапитал чаще всего пропиваются в родных семьях, а обвиняют в этом приемные.
4. Кампанейщина и эмоциональная сторона вопроса. Воспитание ребенка длительный процесс — 16-20 лет. И результат можно посмотреть только через поколение. А мы судим и делаем выводы здесь и сейчас. Немедленный результат от немедленных действий. Никак, кроме как «охотой на ведьм» все это и не назвать. Бояться все. Боятся приемные, потому что у них нет прав и они полностью зависят от мнения конкретных чиновников. Боятся родные семьи, потому что у них за частую в моменте денег даже на еду не хватает, не говоря уже у плохих жилищных условиях и других проблемах. Боятся чиновники за свои нагретые места и «взятки».
Сделайте хоть что нибудь, чтобы снять напряженность ситуации, а не нагнетать ее.
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.