Адаптация заложена самой природой. Появляется новый человек в вашем мире, и вся система на это появление реагирует. Это обоюдный процесс.
У Алины Макаровой из подмосковных Химок шесть кровных детей: Лела и Ерас, по 28 лет, Изабель, 26, Марк, 19, Лии 17, Доминик — 14 лет, а еще четверо приемных: Леонид, 19 лет, Даня, 13 лет, Максим, 17 лет, Зоя, 2 года. Первым в семью пришел Леонид, с которым Алина почти 7 лет общалась в рамках гостевого режима.
Фото — Антон Карлинер.
Леонид
В момент встречи с Леней я жила с первым мужем. Он был родом из Эфиопии. Мы воспитывали шестерых кровных детей. Параллельно я занималась организацией помощи детдомам в качестве волонтера.
Однажды, занимаясь сбором помощи в своей общественной организации многодетных, на сайте я встретила мальчика, который искал семью, и мне захотелось ему помочь. Мне хотелось как можно скорее забрать Леню к себе, для этого пришлось оформить гостевой режим. Это был самый быстрый путь.
В итоге Леня к нам пришел, и сразу началась адаптация. Муж был против такого сценария и отказался терпеть мальчика даже на гостевом режиме. Через некоторое время я развелась с первым мужем, и потребовалось время, чтобы опека разрешила взять на постоянную основу ребенка. Затем я вышла замуж во второй раз, и наконец Леня дождался своего часа, а мы дождались Леню.
Как мы общались в рамках гостевого режима? Я жила в Химках, Леня – в московском детдоме. В пятницу вечером я забирала мальчика, обратно привозила в воскресенье. Кроме того, ребенка отдавали на майские праздники, осенние каникулы.
Постепенно я привязалась к Лене, начала чувствовать своим ребенком, который учится на пятидневке, а выходные проводит дома. Лене было тяжело на гостевом: два дня он проводит со мной, привыкает, потом снова возвращается в учреждение. И мне было больно видеть все это.
Адаптация
В первые дни Леня осматривался дома. Его очень поразило наличие лифта, телефона, еще каких-то вещей, которых он не видел в интернате. Когда он обжился, то начал диктовать остальным свою волю. Началась борьба за родителей, за мое внимание. Он мог крикнуть: «Я сейчас телевизор брошу на пол и все разворочу». Через некоторое время Леня успокоился.
Спустя год после прихода Лени в семью (уже на постоянной основе) мы со вторым мужем поняли, что есть ресурсы, и выбор пал на Даню. Я нашла его анкету на форуме усыновителей, прочитала описание.
Сомнения в собственных силах
Проблемы с детьми шли по нарастающей. Если с Леней особых проблем не было, то с поступлением последующих детей трудности в адаптации случались. Больше всего проблем мы ощутили с Даней.
Фото — Антон Карлинер.
Даня — отказник с рождения, и то, что он не получил ни грамма родительской любви и ласки, очень отразилось на нем. Как, впрочем, и на всех малышах, у которых не сформировалось базовое доверие к миру, которое могут дать только близкие любящие люди. И помимо главного бича — вранья и воровства, мы столкнулись с огромным недоверием со стороны ребенка.
Это очень тяжелое чувство, которое к тому же мешает нормальным отношениям в семье. К тому, что нас не полюбит с первого раза, не будет благодарным — мы были готовы. К тому, что ребенка столько раз предавали и обманывали, что он уже не будет верить взрослым — нет.
Это страшно даже осознавать, дети из системы с этим живут, иногда очень долго, может быть, всю жизнь. И главные наши с мужем силы были брошены на то, чтобы Даня почувствовал себя «своим среди своих», чтобы научился доверять, верить, чтобы не сомневался в нас, чтобы привык, что теперь он не один, за его спиной — семья. Но к тому времени мы имели за плечами серьезный родительский опыт.
Когда я впервые увидела Леню, то обратила внимание на то, что он очень похож на моего первого мужа и на детей. А чем зацепил Даня сложно сказать. Зацепил и все тут.
Фото — Антон Карлинер.
Мы посещали ресурсные группы, читали Петрановскую, общались с другими приемными семьями. Все это позволило нам преодолеть трудные моменты в адаптации с каждым из детей. Конечно, тревожное ощущение «справимся или нет» имеет место, но главное верить в собственные силы.
Между кровными и приемными отношения в первое время были достаточно непростыми. Кровные воспринимали приемных, как чужаков. Сначала присматривались, затем стали подходить все ближе и ближе, стали задавать вопросы, получить побольше информации. Когда я была волонтером, то также старалась собирать побольше информации о ребенке, которого хотела взять. Потом всю полученную информацию пересказывала дома, своим детям, показывала фотографии ребенка.
Общение с родственниками
Леня общается с биологической матерью, Даня общается тоже со своей мамой. Иногда к Лене приезжает двоюродный брат и рассказывает новости про маму. Она, кстати, несколько раз навещала его в интернате. И когда Леня пришел в семью несколько раз ездил к ней. И сейчас поддерживает отношения, его мама замужем, работает.
Как пережить адаптацию
Вы должны знать «врага» в лицо, а именно понимать, чего можно ожидать от ребенка в период адаптации. В данное время я учусь на психологическом факультете и могу сказать, что преодолеть адаптационный период помогает осознание собственной ответственности перед ребенком. Нужно постараться задать себе определенный фарватер и не сбиваться с этого пути. В этом случае Вам легче будет преодолеть психологические трудности. И помните, что адаптация рано или поздно закончиться. Это не вечный процесс.
Принятие ребенка
Адаптация заложена самой природой. Появляется новый человек в вашем мире, и вся система на это появление реагирует. Это обоюдный процесс. Дети сидели и ждали, когда я приеду и заберу. Сами не просились в семью.
Фото — Антон Карлинер.
Бывает, что в критических ситуациях может промелькнуть мысль: «Как же мне спокойно жилось без этого ребенка». Но эти мысли надо гнать прочь, хотя иногда эти мысли посещают. Но потом проблемы уходят, жизнь налаживается.
Совет будущим родителям
Наличие ШПР – это огромное преимущество для кандидатов. 10 лет назад этого не было, и родители буквально по частицам собирали информацию, учились. Теперь многое стало чуть проще. Вы можете получить консультацию психолога. Однако поведение ребенка – это вершина айсберга, а вот корни, истоки поведения -вещь очень глубокая, и Вы должны понимать, откуда что берется. Хорошая ШПР этому тоже учит.
В Школе человек реально оценивает свои возможности. Иногда осознание того, что Вы не справитесь более ценно, чем взять ребенка и вернуть обратно. Помимо усыновления, опеки есть система наставничества. Вы можете приложить свои усилия в этом направлении.
Фото — Антон Карлинер.
Главные качества приемного родителя
Понимание, принятие, помощь ребенку. Эти три «П» главные.
Когда ты принимаешь понимаешь и помогаешь ребенку, то все получится.
Фото — Антон Карлинер и из семейного архива семьи Макаровых.
Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!
Подписка на комментарии
Ответить на комментарий
Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.