«Каждый раз, когда мне приходится заниматься пиаром ребенка в соцсетях, отзывается много людей, впервые задумавшихся об усыновлении, - рассказывает психолог фонда «Измени одну жизнь» Елена Мачинская. – Они спрашивают, куда приехать, чтобы забрать детей?» Казалось бы, с таким откликом желающих стать приемными родителями, малышей и подростков в детских домах уже давно не должно остаться.

Однако среди тысяч людей, поддавшихся эмоциональному порыву, только один или два человека, действительно, дойдут до опеки. Удивительно, но факт – примерно половину сочувствующих испугает необходимость учиться в Школе приемных родителей (ШПР). И для этого они используют отговорки.

Мы собрали 5 наиболее частых отговорок кандидатов в приемные родители от учебы в ШПР.  

Отговорка №1.

«У нас нет времени, мы работаем».

Стремление сделать доброе дело – прекрасно. Но, как и любое дело, подготовка к приемству требует ресурсов, в том числе, времени.

Ребенок, переживший тяжелые психологические травмы, имеющий депривацию (лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные), задержку развития, связанную с тяжелым стрессом и отсутствием адекватной заботы, нуждается в родителях, любви, внимании.

Часто на реабилитацию таких детей, даже самых «здоровых» (а именно таких обычно ищут кандидаты), уходят годы. Некоторые приемные родители рассчитывают, что возьмут малыша из детдома, будут водить его в детсад, а сами будут работать. И жизнь их практически не изменится. Опустив моральную сторону вопроса, когда ребенок из одного казенного учреждения (детдом) попадает в другое (детсад), стоит отметить, что это плохой план и еще по одной важной причине.

Практика показывает, что многие приемные дети не могут адаптироваться в саду. Детский сад будет всегда ассоциироваться у них с детским домом, с их прошлым. Малышам  может казаться, что их снова бросают, они подсознательно будут бояться, что за ними больше не придут.

И тогда ребенок — осознанно или подсознательно — начинает делать все, чтобы хоть как-то изменить ситуацию: болеть, закатывать истерики, не слушаться воспитателей, обижать других детей. Какая уж тут работа, если вам ежедневно будет звонить воспитатель с просьбой «срочно забрать вашего ребенка домой»?

Приемный ребенок это тоже работа. 24 часа в сутки. Это 168 часов в неделю. Это 720 часов в месяц и примерно 8 760 часов в год. Без отпусков, больничных и отгулов. Курс ШПР занимает от 30 до 80 часов.  Плюс-минус немного, в зависимости от региона. В среднем всего около 50 часов! 50 часов подготовки против 8 760 часов в год круглосуточной жизни рядом с травмированным ребенком!

Если у вас нет возможности «выкроить» в своем графике время на  эти 50 часов занятий, как вы найдете время на реабилитацию будущего ребенка? А если вы захотите взять в семью сразу двоих детей?

Знания, полученные на курсе, помогут не только понять, действительно ли кандидаты готовы стать приемными родителями и посвятить себя ребенку, но и справиться с трудностями, если «шоу пойдет не так».

Отговорка №2.

«А можно «договориться» — купить документ?»

Свидетельство Школы приемных родителей — обязательный документ для всех кандидатов в приемные родители. Без этого документа, действительно, никак. Конечно, можно найти лазейки, и как-то обойтись без ШПР.

Наверное, можно с кем-то и «договориться», дать взятку или попросту купить документ. Но тут есть сложности, ведь все документы могут проверить. Поводы могут быть разные, однозначно одно: если какая-либо проверка выявит, что документ был выдан фиктивно или вовсе является подделкой, то кто угодно — сотрудник опеки или даже ваша соседка — могут обратиться в суд о признании вашего заключения, а, следовательно, и усыновления или факта установления опеки недействительным.

В этом случае приемный ребенок из-за, казалось бы, такой формальности, как документ об окончании Школы приемных родителей, может снова оказаться в детском доме, а его родители – на скамье подсудимых. К сожалению, прецеденты были.

Отговорка №3.

«Зачем нам ШПР? У нас большой опыт».


Дело в том, что в ШПР не учат воспитывать детей. Если бы этому учили, курс мог бы занять несколько месяцев. Основная цель ШПР – рассказать о том, чем дети-сироты отличаются от своих «домашних» сверстников, как будет проходить адаптация, какой след накладывает на психическое состояние ребенка опыт насилия или жестокого обращения, потеря матери и любое перемещение из привычной обстановки в другое место, в том числе, и к новым родителям. Рассматриваются подробно вопросы травмы, влияния ее последствий на здоровье ребенка.

Опытный тренер ШПР не начитывает лекции о том, как надо пеленать и кормить ребенка, он дает ощутить кандидатам в приемные родители, что может чувствовать ребенок, изъятый из семьи и помещенный к приемным родителям.

Для многих становится откровением, что дети никогда не ощущают благодарности за то, что «их переместили в нормальную семью». Скорее, наоборот, в их детском представлении взрослые – крайне ненадежные существа, поэтому им не стоит доверять. И слушаться их не стоит.

Взрослые все равно могут в любой момент исчезнуть, ведь такое уже бывало в маленьких детских жизнях… Школа поможет разобраться взрослым в том, как помочь ребенку и при этом не потерять себя.

Отдельный день занятий будет посвящен тому, как общаться с кровными родственниками приемных детей, какие права и обязанности в отношении кровных родных есть у приемной семьи, как правильно выстроить такое общение. Да-да. Даже у круглого сироты могут внезапно найтись родственники, которые выйдут на связь в лучшем случае с родителем, а в худшем – напрямую с ребенком.

Отдельно в ШПР идет «медицинский блок», когда рассматриваются специфические болезни, свойственные детям, оставшимся без попечения родителей, а также юридический блок, когда кандидаты тщательно разбираются во всех формальным вопросах, с которыми им придется сталкиваться до совершеннолетия приемного ребенка.

Как не сложно заметить, даже опыт воспитания 10 родных детей, поступивших в Оксфорд или Гарвард, не поможет узнать, с чем придется столкнуться приемному родителю.

«Дело в том, что вы воспитывали других детей», — говорит моя знакомая, тренер ШПР. И она бесконечно права.

Отговорка №4.

«Мне до ШПР далеко ездить!»

Действительно, не во всех региональных центрах есть такие школы. Возможно, кандидатам понадобится даже взять отпуск, чтобы подгадать под него поездку в тот город, где находится такая школа.

Можно отучиться и дистанционно. На сайте https://www.usynovite.ru/ можно найти информацию о таких школах. Конечно, очное присутствие дает обычно больше знаний: такой формат подразумевает не только одностороннее получение информации, но и позволяет задать волнующие вопросы, вместе с другими участниками тренинга самим ощутить чувства ребенка. Поэтому, конечно, если есть такая возможность, все-таки поучитесь очно.

Отговорка №5.

«Я этого ребенка знаю, это сын моей соседки. Он не жил в детском доме».

Ну, во-первых, коль уж ребенок по какой-то причине попадает в приемную семью, значит, что-то плохое произошло или происходит с его родителями. Они либо лишены родительских прав, либо погибли. Все это не могло пройти бесследно для ребенка – поэтому он, как минимум, получил травму, связанную с потерей близких людей.

В ШПР дают базовые навыки работы с последствиями таких травм, учат распознавать симптомы депрессии, посттравматического стрессового расстройства и других состояний, которые могли возникнуть у детей.

Во-вторых, и так часто бывает, кандидат может через какое-то время, даже совершенно неожиданно для себя, принять еще какого-то ребенка в семью. Жизнь – штука, вообще, загадочная, она умеет преподносить сюрпризы.  Свидетельство об окончании Школы приемных родителей действует всю жизнь, поэтому родителей не обяжут снова идти учиться. Именно по этой причине курс ШПР охватывает все возможные ситуации, с которыми человек может столкнуться, даже если в данном конкретном случае информация может показаться ему излишней.

Иногда рассказ о том, что такое Школа приемных родителей, кто в ней преподает, как проходят занятия, помогает кандидатам в приемные родители отбросить все отговорки — пять или даже больше — и сделать первый и важный шаг — записаться в ШПР. Поделиться сомнениями, получить ответы на свои вопросы будущие и настоящие приемные родители могут на бесплатных онлайн-консультациях психологов фонда «Измени одну жизнь».

Психологи — профессионалы, опытные приемные родители, преподаватели ШПР. Они подробно рассказывают и о подготовке кандидатов, и о развитии, воспитании, образовании приемных детей.

Любой из нас может помочь уже сложившимся и будущим приемным семьям  — сделать так, чтобы консультации психологов были доступными для всех. 

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!