На эти вопросы отвечает Наталья Карагодина, юрист фонда «Измени одну жизнь»

Мы в фонде постоянно получаем вопросы о том, как быть с тем, что оператор банка данных отказывается предоставлять по телефону информацию о ребенке или ссылается на то, что его вот-вот заберет бабушка, тетя, дальний родственник, что мама восстанавливается в правах, или вот-вот выйдет из тюрьмы, или что папа подал заявление в суд об установлении отцовства и т.д.

Вот примеры таких обращений:

  • «как общаться с РБД, который отвечает, что ребенка возвращают в семью или ребенок уже занят»
  • «опека часто отказывает, так как ребенка посещают родственники- мама, бабушка и т.д., ну и что, что посещают, они не опекуны или лишены/ограничены в правах. В большинстве -они никогда не заберут детей из системы»
  • «какие слова сказать опеке, что посещение родственников детей- не повод отказа кандидатам?»
  • «и еще…как же много классных деток, чьи матери в МЛС. тоже тут никакой гарантии, что родители заберут их себе после освобождения?»,
  • «нужно тут менять «политику», обеспечить возможность кандидатам связаться с биологическими родителями и уточнить- есть ли у них желание вернуть ребенка себе после заключения. Зачем лишать возможности попасть в семью приемную, если родные все равно не заберут?»

Тут затронуты два момента. Первый — порядок получения информации о ребенке, второй — являются ли перечисленные и многие другие подобные обстоятельства препятствием для приема ребенка в семью.

Начнем с первого. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» определил, что «Обязательными условиями получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях являются подача в письменной форме заявления гражданином, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, с просьбой ознакомить его с соответствующей информацией и соблюдение им порядка доступа к конфиденциальной информации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона» (п.3. ст. 10).

Это означает, что получить информацию о ребенке можно только лично, прибыв в орган опеки и попечительства или к оператору банка данных с заключением о возможности быть опекуном (усыновителем) и документом, удостоверяющем личность.

Когда кандидат пытается получить конфиденциальную информацию о ребенке по телефону, он там самым нарушает закон, ставит себя в неправовое положение и получает отговорки и непроверяемые сведения. Порой сотрудники РБД отвечают так, чтобы у кандидата попросту пропала охота звонить.

Реальный случай — сотрудник РБД по телефону накричала на кандидата из другого региона, заявив, что той «тут нечего делать и приезжать ни к чему, все равно ребенка ей не отдадут, потому что отдают только «своим». Кандидат этому не поверила и поехала, на личном приеме встретила теплое отношение и такое объяснение: «Звонят тут всякие, а за детьми не едут, а мне важно на вас посмотреть».

Звонить в РБД следует только для того, чтобы записаться на прием. Когда спрашиваешь кандидатов, для чего они звонят, получаешь приблизительно такие ответы: «А вдруг ребенка заберут, пока мы приедем?», «А вдруг у него болезнь, с которой мы не справимся, а вдруг у него там такое, чего мы испугаемся?» И если ребенок в учреждении на Дальнем Востоке или в Магадане, — рассчитывайте свои силы. А достоверную информацию о ребенке можно почерпнуть только из документов, которые по телефону вам не покажут.

Момент второй. Семейное устройство прежде всего защищает ребенка, так как «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам» (п.2. ст. 54 СК РФ). И сроки семейного устройства по закону весьма сжатые — один месяц с выявления, а помещение в детское учреждение согласно по закону — исключительно временная мера (ст. 122 СК РФ).

Если ребенок лишился попечения родителей и этот факт установлен, то для его семейного устройства не нужно согласия родственников (согласие родителей нужно только для усыновления) и их возражения не имеют значения. При семейном устройстве ребенка учитываются пригодность кандидатов, желание ребенка, мнение опекуна ребенка, сложился ли между кандидатами и ребенком контакт.

Такие обстоятельства, как: посещают ли ребенка родственники, намерены ли они забрать ребенка, пишут ли они ему письма, скоро или не выйдет родитель из мест лишения свободы, — правового значения не имеют.

Один из принципов правоприменения — исходить из фактов, а не предположений, поэтому, если ребенок в детском учреждении, сведения о нем помещены в банк данных или ими располагает орган опеки и попечительства, он подлежит семейному устройству. Никакие и ничьи намерения, не реализовавшиеся в конкретных законных действиях, не могут служить этому препятствием.

Конечно, слова оператора банка данных бывают продиктованы целесообразностью — родитель подал иск о восстановлении в родительских правах, и, раз ситуация неопределенная, то и торопиться не следует и т. п. Но даже если родитель подал иск о восстановлении в правах, то его иск не обязательно будет удовлетворен, и, по опыту автора, шансы на это повышаются, если ребенок в семье.

А удовлетворение иска о восстановлении в родительских правах по закону не обязательно влечет передачу ребенка на воспитание его родителю. Желание матери, отбывшей срок, «вернуть» ребенка не является основанием для прекращения опеки (попечительства), если опекун возражает, и к тому же подавляющее число осужденных матерей перестают интересоваться детьми, стоит им выйти на свободу.

К сожалению, в одной статье нет возможности описать хоть сколько-нибудь полно все встречающиеся случаи, но нужно исходить из единого общего и неизменного критерия — интересов ребенка, а не окружающих взрослых.

Препятствовать выдаче направления на знакомство с ребенком по закону может лишь то, что на ребенка уже выдано направление другим кандидатам. После истечения срока действия направления при условии отказа кандидатов в принятии данного ребенка в семью вы имеете право получить направление на знакомство с ребенком. Объективно препятствуют выдаче направления на ребенка подача заявления об усыновлении ребенка в суд, уже поданное заявление о передаче под опеку, так как в данном случае ребенок находится в процессе устройства.

Да, бывает, что кандидату отказывают даже в приеме заявления на выдачу направления, но это бывает крайне редко, стоит кандидату проявить настойчивость — и заявление принимают.

Важно помнить, что общаться с оператором банка данных и органами опеки и попечительства нужно посредством письменных заявлений, подавать которые следует невзирая на обещания отказать. Если вы сталкиваетесь с форменным произволом, приходите не одни, приходите с представителем, обращайтесь с жалобами — в прокуратуру (предпочтительно) и по инстанции. Делать это всегда легче при наличии письменного отказа органа опеки.

Да, мы часто встречаемся с мнением, подобно тому, которое выразила одна из сотрудниц органа опеки, что она отдаст предпочтение родной бабушке перед сторонним кандидатом и будет ждать «сколько нужно», пока бабушка оформит документы.

К сожалению, многие кандидаты, столкнувшись с этим, предпочитают «не связываться». Это ошибка! Обратите внимание:по итогам посещения ребенка кандидаты обязаны подать заявление о своих намерениях в отношении ребенка, однако его заполнение даже при вашем желании принять ребенка не влечет за собой передачи вам ребенка. Для этого кандидатам нужно подать заявление о передаче ребенка под опеку или заявление в суд об усыновлении. Используйте возможность закона для решения вопросов, подавайте заявления и жалобы. Не обходитесь устными разъяснениями, не верьте словам о том, что «у вас ничего не получится»!

Дорогие кандидаты и приемные родители! Вам важно узнать мнение специалиста по вашей проблеме? Пообщайтесь с экспертом фонда на бесплатной онлайн консультации.

Подводя итоги, предлагаю порядок принятия под опеку/усыновление:

— сбор документов кандидатом, прохождение ШПР,

— подача заявления (1) на выдачу заключения (2) о возможности быть опекуном (усыновителем), получение заключения (в некоторых регионах — через Госуслуги)

— подача заявления (3) для знакомства с информацией о детях (лично, в органах опеки и попечительства, в РБД, в ФБД), и если все устраивает, то подача заявления для получения направления на знакомство с ребенком по той же форме (4),

— получение направления на знакомство с ребенком (5), выражение согласия (6),

— подача заявления (7) для передачи ребенка под опеку (попечительство) (в некоторых регионах — через Госуслуги)/подача заявления об усыновлении (8) в суд по месту нахождения ребенка.

  1. По форме Приложения 4 к Приказу Минпросвещения № 4 от 10.01.2019
  2. По форме Приложения № 13 к Приказу Минпросвещения № 461 от 24.07.2024
  3. По форме Приложения № 6 к Приказу Минпросвещения № 461 от 24.07.2024
  4. По форме Приложения № 6 к Приказу Минпросвещения № 461 от 24.07.2024
  5. По форме Приложения № 7 к Приказу Минпросвещения № 461 от 24.07.2024
  6. По форме Приложения № 9 к Приказу Минпросвещения № 461 от 24.07.2024
  7. По форме Приложения 4 к Приказу Минпросвещения № 4 от 10.01.2019
  8. Ст. ст. 269–271 ГПК РФ

Фото —  freepik.com

Дизайн — Наталья Лунькова.

Портал changeonelife.ru - крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет. Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!