Сегодня, 20 ноября - Всемирный день правовой помощи детям. Адвокат, приемная мама Наталья Карагодина рассказывает, как обучать малышей и подростков азам юридической грамотности.

Наталья Карагодина – адвокат. Окончила МГУ имени Ломоносова, аспирантуру ИГП РАН. Осуществляет защиту прав несовершеннолетних, представляет их интересы в суде, занимается широким кругом вопросов гражданского, корпоративного, семейного, трудового, жилищного права.

— Откуда начался ваш путь в благотворительность?

— В благотворительность я пришла под воздействием впечатления от посещения дома ребенка. Как я всегда говорю, «заглянув в глаза сиротству». Это навсегда изменило мою жизнь.

Сначала я пыталась помогать финансово, через фонды. В сети познакомилась с людьми, которые помогали иначе — они общались с детьми. Я была шефом ребят из детского дома, отправляла вещи, посылки, участвовала в организации лечения детей в Москве, боролась с вовлечением детей в попрошайничество.

Постепенно я поняла, что самое большее,  что я могу сделать для детей-сирот — это дать им возможность найти семью. И правильнее использовать то, что я умею делать лучше всего —  оказывать юридическую помощь.

— Почему вам интересно работать с приемными семьями, с социальными сиротами? Чем близки вам эти темы?

— Я — счастливая приемная мать, и понимаю, что это значит для других. Я хочу помочь людям стать счастливыми. Еще больше я хочу помочь детям, для которых найти семью — значит намного больше, чем для взрослых найти своего ребенка.

Я остро чувствую социальную несправедливость и стремлюсь к тому, что ее стало меньше.

— Расскажите о каком-то случае из вашей практики, когда вам удалось по-настоящему спасти ребенка, семью?

— Десять лет назад мы оказывали помощь одному детском дому. Скажу сразу, что благодаря колоссальным усилиям волонтеров в этом учреждении сменилось руководство, и ситуация поменялась. А в то время там был тихий ужас, дети с тяжелыми заболеваниями отправлялись туда, как в ссылку.

Девочка шести лет была отобрана у опекуна — своей тети, при этом разлучена с сестрой-близнецом, и все это ухудшило ее состояние. Девочка не говорила, не ходила, только постоянно мотала головой.

Помню, как увидела ее на фото: в колготках не по размеру, в свитере с чужого плеча, с бритой головой… У меня сердце сжалось, я сразу позвонила координатору и твердо сказала, что так этого не оставлю.

Я тогда понятия не имела, что могу сделать для этого ребенка. Но потом мне координатор рассказывала, что моя убежденность так на нее подействовала, что она тоже решила так этого не оставлять… И все мы, кто участвовал в этом проекте, как-то вдруг договорились и организовали лечение девочки в Москве, откуда она в тот детский дом больше не вернулась.

За неделю пребывания даже в больничных стенах, но с душевной и заботливой сиделкой девочка стала есть, говорить и ходить…

Для того, чтобы получить бесплатную онлайн-консультацию адвоката Натальи Карагодиной, достаточно лишь оставить заявку на сайте фонда «Измени одну жизнь». После сотрудники фонда свяжутся с Вами и согласуют время для консультации.

Второй случай, когда трехлетнего Колю забрали из семьи итальянских усыновителей, отменив уже вступившее в силу решение суда об усыновлении по надуманному правовому основанию. При этом было отказано выдать ребенку загранпаспорт, так как у него якобы «не было российского гражданства». Об этом стало известно уже после решения суда об усыновлении.

Итальянцы сидели в растерянности на чемоданах, а Колю опять поместили в дом ребенка, куда он вернулся с плачем. Мы обивали пороги в областном комитете образования, в УФМС, никто не хотел помочь, а сотрудники органов опеки просто смеялись в глаза…

Я настояла на подаче кассационной жалобы на определение суда об отмене усыновления, и его удовлетворили. Но ребенка по-прежнему нельзя было вывезти из страны, так как загранпаспорт отказывались выдавать. Не гражданин, мол, хотя закон говорил о другом.

Мне отказывались верить даже мои коллеги! Усыновители не знали, что делать. И тогда я написала им письмо с требованием забрать Колю из дома ребенка, так как они опять стали ему родителями. И если нет другой возможности, то просто сесть — я так и написала — на порог итальянского посольства и требовать выдачи ребенку итальянского паспорта, так как он был уже гражданином Италии, если нельзя получить российский загранпаспорт.

Как сказали будущие приемные родители Коли, их это потрясло. Одновременно мы обратились  за поддержкой  в Минобразования, в ФМС, и это сработало!


Когда областное управление ФМС выдало нам бумагу, почему ребенка нужно считать российским гражданином и выдать ему загранпаспорт, чтобы выехать в Италию вместе с его новыми родителями, я читала этот документ как будто свои собственные слова!

Мои дорогие усыновители регулярно шлют мне из Италии фотографии Коли, я вижу,  как мальчик растет в семье, и радуюсь тому, что мне была дана возможность помочь ему в этом.

— Самостоятельно маленький ребенок просто не способен защитить себя. Как обеспечить его защиту и в детском доме, и в семье от физического, психологического насилия? 

— Нужны правильно подготовленные специалисты и реальная работа по  устройству детей-сирот в семьи полностью, в том числе возрождение патроната как системы устройства, качественное сопровождение замещающих семей.

Тогда насилие если не уйдет, то снизится максимально. Но прежде всего, нужно признать распространенность насилия.

То же самое и для кровной семьи — общество не желает признавать этой проблемы, отрицает ее, и, как следствие, не решает. Необходимы изменения в законе — введение запретов на контакт с насильником (потенциальным насильником), если это нужно, создание убежищ для детей и взрослых, мгновенное реагирование на сообщения, тщательная проверка сигналов, без предубежденности, объективно и своевременно.

— Какими базовыми юридическими знаниями должен обладать кандидат в приемные родители, все ли это он получает в ШПР?

— Как правило, знаний, полученных в ШПР, хватает, если  занятие проводит знающий и компетентный юрист. Но обязательно нужны службы сопровождения, в том числе для оказания помощи в решении многих правовых проблем, а также возможность получения консультации кандидатом или уже состоявшимся замещающим  родителем.

— Недавно вы стали вести бесплатные юридические онлайн-консультации в фонде «Измени одну жизнь». С какими вопросами чаще всего к вам обращаются приемные семьи? В чем чувствуется необходимость правового ликбеза — в каких темах социального сиротства и приемного родительства?

— Самые частые вопросы: как стать усыновителем, опекуном (попечителем), затем вопросы про то, как сохранить ребенка в семье, далее — вопросы по защите имущественных интересов, о пособиях и пенсиях, обеспечении жильем.

Необходимость правового ликбеза чувствуется в вопросах защиты прав как самих кандидатов или замещающих родителей, так и детей. Чрезмерная уверенность в том, что сотрудники органов опеки и попечительства (ООП) знают лучше, сопряжена с некомпетентностью в правовых вопросах ООП, а также с отсутствием должного контроля над их деятельностью, в том числе, и со стороны общественности. При этом со стороны судов и органов видно чрезмерное доверие к ООП.

Все это  приводит к тому, что замещающие родители и кандидаты беспомощны, безынициативны и нерешительны в случаях прямого нарушения их прав и прав детей.

— Как обучать детей — приемных и кровных — тому, что существуют законы, права, обязанности, ответственность? Как и в каком возрасте начинать готовить их к тому, что они — граждане, чтобы они не чувствовали себя беззащитными, но в то же время понимали, что надо соблюдать определенные правила, законы?

— Прямо с рождения. Утверждение, что семья — ячейка  общества очень верное, как бы не был немоден автор этих слов. Право родителей принимать решения сопряжено с ответственностью за семью, за детей.

  1. Прививая ребенку чувство собственного достоинства, прислушиваясь к его мнению, предоставляя возможность делать посильный для него выбор, мы учим ребенка тому, что у него есть права.
  2. Не обманывая ребенка, держа перед ним свое слово, учим его ответственности.
  3. Не допуская насилия в семье, договариваясь, устанавливая правила, которых придерживаемся сами, учим тому, что есть порядок, общий для всех (законы), нарушение которого чревато санкциями, которые сами же  и установили.
  4. Поддерживая детей, вставая на их сторону, даже когда их поведение оставляет желать лучшего (не путать с поощрением такого поведения или даже одобрением), мы даем им защиту.
  5. Мы ведем себя с ними как со значимыми людьми, и тем самым повышаем их ответственность за свои поступки.
  6. Служим им примером, соблюдаем закон, уступаем  место пожилым в транспорте, едим вилкой и ножом, поступаем честно и всегда признаем свои ошибки в отношениях с детьми.
  7. Важно обсуждать все, что происходит с детьми и вокруг них, в контексте того, что они живут в обществе, того, «что такое хорошо, и что такое плохо», и какие могут быть последствия того, что плохо, для ребенка и для окружающих.

— Какие книги вы посоветуете прочесть родителям, чтобы понимать, какую правовую защиту они могут оказать своим детям?   

— К сожалению, такой литературы мало, она или поверхностная  или специальная. Я советую всем родителям — и кровным,  и приемным — быть на стороне ребенка, никогда от него не отдаляться и не отделяться.

Будьте своему ребенку адвокатом, защитником, верьте в него, а не в его поступки, и не стесняйтесь обращаться к юристам!

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!