И сегодня находятся люди, делящие детей на «нормальных» и «второсортных». Елена Мачинская, психолог фонда «Измени одну жизнь» - о том, как ученые и замещающие семьи развенчивают мифы о «генах».  

«Не портите себе жизнь»

Окна зашторены, в комнате полумрак. Пространство полностью, от стены до стены, заставлено кроватками. «Тише, тише», — показывает нам жестами Людмила Петровна, главный врач дома малютки. Я замечаю, что не все дети спят. Много тех, кто беззвучно сосет руки и неистово качается из стороны в сторону всем телом.  Я впервые в доме малютки, поэтому спрашиваю моего экскурсовода о причинах такого странного поведения

— А, это… Ну, а что вы хотите? У нас же специализированный дом малютки, к нам здоровых не привозят.

— Но почему… Почему их не забирают домой? Не усыновляют? Если бы у меня была возможность, я бы всех забрала.

— Ой, да кого тут усыновлять то? Даже не вздумайте. Больные они. Дети наркоманов и алкоголичек. Чего из них вырастет-то? Это они только сейчас, пока маленькие, такие милые.

Эта фраза режет мне слух и действует, как ведро холодной воды.

— Но… — запинаюсь я.— Многое же зависит от воспитания, от того, что в ребенка вложить. Ученые считают, что фактор среды…

Я не успеваю договорить, как Людмила Петровна меня перебивает:

— Я вас умоляю, ну где вы видели, чтобы от осинки рождались апельсинки? Мало ли, что придумают эти ученые! А я тут 20 лет уже работаю, все вижу. Не вздумайте даже, жизнь только себе испортите. Поверьте мне, милая, такие вот «спасатели» потом жалеют о том, что взяли, ходят, плачут, справиться с детьми не могут. А сколько возвращают, вы знаете?

Читать также — 6 вопросов приемных родителей главному детскому психиатру Москвы

На несколько минут воцаряется тягостное молчание. Я шокирована и растеряна. С одной стороны, мои убеждения — в том, что дети нуждаются в семье, и главная задача взрослых – помочь найти эту семью. С другой — мнение опытного человека, проработавшего в дома малютки ровно столько лет, сколько мне лет по паспорту.

— Нет, ну, конечно, бывают хорошие дети, но они до нас не доходят. Нормальных из роддома сразу разбирают. Те, которые доходят до учреждений, все овощи. Никакого толка из них не будет, — с видом эксперта добавляет Людмила Петровна.

Я всматриваюсь в лица детей, подхожу к каждой кроватке. В моей душе страх и смятение.

Даже спустя много лет я вспоминаю эту сцену про «осинки и апельсинки». Я осознаю, что та женщина, приоткрывшая для меня дверь в мир сирот, говоря это, действовала из благих побуждений, по-родительски пытаясь меня уберечь от неверного, как ей казалось, шага в жизни.

Ее «доброта» распространялась на меня, но почему-то совсем не распространялась на детей, за которых она отвечала: в ее понимании те «овощи», которые росли в ее тепличном хозяйстве, вовсе не нуждались в родителях и не могли принести никому счастья.

«Нормальные» и «второсортные»

К сожалению, такой подход к детям сохраняется во многих учреждениях до сих пор. И сегодня находятся люди, делящие детей на «нормальных» и «второсортных». Нормальные – это все дети, живущие вне стен казенных учреждений.

«Нормальные родители своих детей не бросают», — говорят такие люди.  Второсортные – это те, кто по какой-то причине оказался в детском доме, потому что у них «родители — алкоголики и наркоманы». Да и дети-то у них тоже, мол, не очень, ведь «здоровые люди от нормальных детей не отказываются».

Таким, «ненормальным» не только не нужно, но и вредно жить в семье. Их лучше держать отдельно от «нормальных» девочек и мальчиков, в изоляции, чтобы они даже не пересекались. А то еще «плохому научат или покалечат».

Есть даже те, кто и вовсе считает, что таким детям не стоило рождаться и лучше было бы умереть, так как ничего, кроме мучений, они не принесут.

Надо ли говорить, что эти стереотипы давно опровергнуты наукой и свидетельствуют о необразованности и дремучести людей, несущих эти идеи. Давно доказано, что факторы внешней среды и терпеливое воспитание и обучение значительно больше влияют на развитие личности, чем генетическая предрасположенность. Не существует также гена «винопития», наркомании, проституции или преступности.

Из клетки — в «обогащенную среду»

Усыновленный в раннем возрасте ребенок не станет алкоголиком, вором или убийцей, даже если его мать сидит за кражу, а отец задушил собутыльника «по пьяной лавочке». Конечно, в случае, если ребенок рос длительное время в семье, где принято, к примеру, воровать в магазинах и применять физическую силу, он мог усвоить этот навык и иметь убеждения, что такое поведение может быть оправданным. Но это уже не имеет никакого отношения к генам, а только к убогому воспитательному процессу.

Попав в замещающую семью, велики шансы, что ребенок постепенно избавится от этих установок, заменив их новыми, общественно приемлемыми.

Хотя некоторые интеллектуальные возможности или свойства  темперамента, действительно, могут иметь наследственную природу, окружающая  среда в значимой мере способна усиливать положительные свойства личности и нивелировать отрицательные.

Эксперименты показали, что крысы, выросшие в обогащенной среде, значительно лучше справлялись со сложной задачей обучения вождению автомобиля, специально созданного для этих подопытных животных, чем те их сородичи, которые росли в обычных клетках.

Внешняя среда для детей – это, в первую очередь, близкие люди. Поэтому любой, даже самый «ненормальный» малыш или подросток, попадая во внимательную и теплую замещающую семью, спустя некоторое время становится вполне себе «нормальным» ребенком.

Фото — ofld.ru

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!