Нередко можно услышать мнение, что хороший детский дом с успехом может заменить малышам и подросткам среднестатистическую приемную семью. Так ли это?

В PubMed — англоязычной базе, где собраны научные медицинские исследования и обзоры, мы нашли исследование, итоги которого дают полный ответ на этот вопрос.

Ранняя социальная депривация может негативно повлиять на сферы функционирования. Ученые медицинского факультета университета Тулейн (США) провели в Румынии исследование психопатологии 12-летних ребят, которые были оставлены при рождении и помещены в учреждения для детей-сирот, а затем либо размещены в приемную семью, либо продолжали воспитываться в учреждении.

Это было рандомизированное контролируемое исследование (РКИ) — тип научного (часто медицинского) эксперимента, при котором его участники делятся на группы, в одной из них проводится исследуемое вмешательство, а в другой (контрольной) применяются стандартные методики.

Детей поделили на две группы

На первом этапе, в феврале 2001 года, был проведен скрининг детей в возрасте до 2,5 лет, оставшихся без попечения родителей. На момент исследования все дети воспитывались в учреждениях в Бухаресте (Румыния).

В процессе скрининга исключили детей, у которых были генетические синдромы, микроцефалия или явные признаки фетального алкогольного синдрома (ФАС). 110 оставшихся детей рандомным образом разделили на две равные группы: 55 остались в учреждении, а 55 были переданы на воспитание в приемные семьи.

Также в качестве контрольной группы в исследовании приняли участие 49 детей (21 мальчик и 28 девочек), которые росли в семьях и никогда не помещались  в учреждение.

В процессе исследования выделилась отдельная группа детей,  чье размещение было нарушено (группа обозначена как «нарушенное размещение»): усыновленные; возвращенные в биологическую семью после помещения в приемную семью; помещенные в государственную приемную семью или повторно принятые в учреждения из-за серьезных поведенческих трудностей. Всего 28 детей.

Те дети, которые на всем протяжении исследования не меняли приемную семью, обозначены в таблице как «стабильное размещение». Всего 26 детей.

Всего в исследовании приняло участие 159 детей (смотрите таблицу № 1). Ученые наблюдали за всеми группами детей до достижения ими возраста 12 лет.

Детей продиагностировали на наличие симптомов СДВГ, нервной анорексии, биполярного расстройства, нервной булимии, расстройства поведения, дистимии, генерализованного тревожного расстройства, большого депрессивного расстройства, обсессивно-компульсивного расстройства, оппозиционно-вызывающего расстройства, панического расстройства, посттравматического стрессового расстройства, сепарационного тревожного расстройства, социальных и специфических фобий, а также тикового расстройства.

Ученые записали количество симптомов и рассчитали составные шкалы для каждого расстройства. Кроме того, учитывалось развитие ребенка, его познавательные функции и физический рост.

Симптомы всех расстройств разделили на  три группы:

1. Интернализирующие (внутренние проявления): депрессивные, тревожно-фобические.

2. Экстернализирующие (внешние проявления): оппозиционно вызывающие симптомы (в том числе агрессия, импульсивность, другие нарушения поведения).

3. СДВГ был исследован независимо.

Исследование показало, что институциональное воспитание детей связано с негативными долгосрочными последствиями в нескольких областях, а также, что долгосрочная стабильная приемная семья — важный предупреждающий фактор психопатологии в раннем подростковом возрасте.

Повышенные показатели психопатологии были обнаружены спустя годы после того, как дети были отстранены от стационарного ухода.  Эти данные подчеркивают, что ранняя социальная депривация затрагивает несколько психиатрических областей.

Этническая принадлежность ребенка не влияет на развитие тех или иных симптомов.

Распространенность психических расстройств при достижении детьми возраста 12 лет (средний возраст испытуемых 12,9 года) представлен в таблице № 2.

В целом, мальчики, когда-либо помещенные в учреждение (в том числе, устроенные в приемные семьи), имели симптомы какого-либо психического расстройства в 45% случаев, в то время как девочки — только в 33%. В стабильных приемных семьях этот показатель у девочек снижался до 25%, а у мальчиков до 29%.

Девочки, которые когда-либо были помещены в учреждение, имели больше интернализующих симптомов (19%), чем девочки, которые никогда не жили в учреждении (14%). У мальчиков и в том, и в другом случае этот показатель составил 10%.

У девочек и мальчиков, которые когда-либо были помещены в детские дома, было значительно больше симптомов СДВГ, чем у тех, кто никогда не жил в учреждении.

На рисунке № 1 показано среднее количество симптомов по психопатологической области.

Интересно, что при анализе тех же самых показателей с разбивкой по полу наблюдаются существенные отличия в частоте выявления тех или иных симптомов в группе девочек и в группе мальчиков (рисунок № 2).

Выводы

В исследовании отмечено, что опыт институционального воспитания связан с более высокими уровнями психической заболеваемости, интернализующей психопатологии, экстернализующей психопатологии и СДВГ у детей в возрасте 12 лет по сравнению с группой типично развивающихся мальчиков и девочек, которые никогда не помещались в детские дома.

Увеличение поведенческих трудностей было отмечено в позднем детстве и раннем подростковом возрасте в том числе и среди детей, помещенных из учреждений в приемные семьи. Тем не менее, в стабильных приемных семьях симптомы психического расстройства у ребят случались значительно реже, чем в учреждениях.

 

В исследовании отмечается, что в группе девочек расставание с приемной семьей отражалось на проявлении любых психопатологических симптомов в подростковом возрасте чаще, чем чисто институциональное воспитание.

У мальчиков разрыв с приемной семьей увеличивал только шансы проявления симптомов СДВГ, в то время как интернализирующие симптомы проявлялись с одинаковой частотой, а экстернализирующие оказались даже ниже (скорее всего, такой результат может быть объяснен не очень большой выборкой).

Анализ данных показал, что, по видимому, именно разрыв отношений с приемной семьей приводит к психопатологии, а не наоборот.

Заключение

Стабильная приемная семья стала важным прогностическим параметром снижения психопатологии в раннем подростковом возрасте для детей, которые испытали тяжелые лишения в раннем возрасте. Несмотря на то, что СДВГ был невосприимчив к стабильности размещения, интернализующие и экстернализующие психопатологические симптомы были реже у тех детей, которые остались в своих первоначальных приемных семьях.

Таким образом, это исследование обеспечивает поддержку политики, способствующей раннему семейному устройству детей, живущих в домах ребенка и детских домах, в постоянные приемные семьи.

Авторы исследования:

Кэтрин Л. Хамфрис, доктор медицинских наук, Мэри Маргарет Глисон, доктор медицинских наук, Стейси с Друри, доктор медицинских наук , Деви Мирон, доктор медицинских наук, профессор Чарльз А. Нельсон, доктор медицинских наук, профессор Натан А. Фокс, доктор медицинских наук, профессор Чарльз Зина, доктор медицинских наук.

Полный текст исследования.

 Фото — Александр Петросян. Коммерсантъ.

Комментарии

Еще никто не оставил комментарий, вы можете стать первым!